Проклятие неплодной смоковницы и очищение храма

by on 06.02.2024 » Add the first comment.

Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул… И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

Во вторник 36-й седмицы по Пятидесятнице читается это Евангелие от Марка Мк., 50 зач., XI, 11-23. Комментирует епископ Кассиан (Безобразов).

В изложение Марка этот эпизод отличается большими подробностями. Оно дает не схему, как Мф., а живую развивающуюся картину. Проклятие смоковницы и обнаружение ее засыхания отделено промежутком суток (ср. ст. 13–14 и 20). Прежде изгнания торгующих из храма Иисус, по свидетельству Мк., в храме уже был (ст. 11). Очищение храма происходит только на другой день (ст. 15–17). Надо думать, оно было вызвано тем впечатлением, которое вынес Иисус при первом посещении. Но ударение не на этих внешних исторических подробностях. Детальное изложение – в духе Мк. Внимание его сосредоточено на смысле совершающегося.

Проклятие неплодной смоковницы. Картина Джеймса Тиссо

Какой смысл имели проклятие смоковницы и очищение храма? Проклятие смоковницы рассказано очень тщательно. В ст. 19–21 евангелист возвращается к сказанному в ст. 12–14. Проклятие оказалось действенным. Отныне от смоковницы никто не будет вкушать. Однако в ст. 13 отмечено, что еще не время было собирания смокв. Это значит одно из двух: или у Иисуса было желание явно неисполнимое – мы бы сказали: прихоть – и тогда смоковница не заслужила постигающей ее участи, или дело было не в голоде и не в его утолении, и внимание читателя этой неожиданной подробностью направляется в другую сторону. Так как первое объяснение явно невозможно, остается второе. В чем же дело?

Вслед за проклятием смоковницы евангелист повествует об очищении храма (ст. 15–18). Смысл происшедшего ясно указан в словах Самого Иисуса: «Не написано ли: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов»? А вы сделали его вертепом разбойников» (ст. 17). Дому молитвы для всех народов (в этих словах слышится указание на мировую миссию утверждающегося на Ветхом Завете иудейства) противополагается настоящее. Его подчеркивает перфектная форма πεποιήκατε: искажение, происшедшее в прошлом, остается налицо в проистекающих из него последствиях. Теперь это – вертеп разбойников.

Разбойники – это те, которые ныне владеют храмом, т.е., в первую очередь, те, которые его занимают своими коммерческими предприятиями. Но не только они, а в равной мере, и те, которые это допускают.

Недаром, иудейские начальники, услышав эти слова, принимают меры к устранению влиятельного и потому опасного проповедника (ст. 18). Изгнание торгующих из храма есть обличение современного религиозного состояния иудейства. Такой же смысл имеет и проклятие смоковницы.

Изгнание торговцев из храма. Картина А. Миронова

Перед нами – два символических акта. С символическими актами мы знакомы из Ветхого Завета. Это – притчи в действии, средство, к которому очень часто обращались пророки. Так, Исайя, по указанию Господа, ходил нагой и босой, образно предрекая участь, уготовляемую Египту (Ис. 20:1 и сл.). Иеремия, предсказывая порабощение от Навуходоносора, надевал на себя узы и ярмо (Иер. 27:2 и сл.). Иезекиилю было повелено положить на землю кирпич, начертать на нем Иерусалим и делать против него осаду (Иез. 4:1 и сл.). «Это будет знамением Дому Израилеву» (ст. 3). Ему же было указано на собственном примере изобразить переселение перед глазами народа (Иез. 12:1 и сл.). Таких примеров из Ветхого Завета можно привести очень много (ср. еще Иер. 13:1 и сл.; 19:1–2, 10; 3 Цар. 22:10 и сл. и др.).

Проклятие смоковницы вполне отвечает всем признакам символического акта. Как символический акт его понимали и древние толкователи. В данном случае притча делом допускает сопоставление с притчей словом. Евангелист Лука, не сохранивший рассказа о проклятии смоковницы, приводит притчу о бесплодной смоковнице (Лк. 13:6–9). Эта притча учит о долготерпении Божием, которое, однако, имеет предел. Она напоминает о неизбежном посечении. Проклиная смоковницу на пути в Иерусалим, Господь, в образе смоковницы, произносит суд над современным Ему иудейством. Это толкование не подлежит сомнению.

Но мы видели, что то же значение имеет и очищение храма. Больше того. И в очищении храма острие направлено не столько против торговцев, сколько против тех, кто поощряет их присутствие в храме, т.е. против вождей религиозной жизни иудейского народа. В четвертом Евангелии очищение храма рассказано в гл. 2 и выражает, как мы увидим, сущность земного служения Иисуса Христа в одном из его аспектов. Подобное перемещение события, в связи с соответствующим его истолкованием, сообщает и ему значение символического акта. Вышеизложенное заставляет предполагать, что такое значение оно имело и для Иисуса. Но оба символических акта друг друга не покрывают. Если проклятие смоковницы есть беспощадная казнь, то изгнание торгующих из храма есть очищение. Храм разрушению не подвергается: он очищается. Этим признается основание, но вытравляется зло.

Лекции по Новому Завету. Евангелие от Марка. Paris 2003. — 144 c.

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *