Никто не может служить двум господам

by on 10.07.2021 » Add the first comment.

Слово на воскресное Евангелие протоиерея Сергия Ганьковского, настоятеля храма священномученика Владимира (г. Королев) в неделю третью по Пятидесятнице.

Мф., 18 зач., VI, 22-33.

Вся проблема нашей христианской жизни, по большому счету, сводится к одной трагически-неразрешимой для нас коллизии, на которую указывает нам сегодня Сам Спаситель: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6.24). Не можем, но – в тайне все равно желаем! Не должны, коль скоро мы – христиане, но порой так хочется жить по принципу, чтобы и волки были сыты, и овцы целы!

Смотрите также:
Глаза – зеркало души

Само собой понятно, что хотим-то мы не каких-то там экзотических страстей и переживаний.

Голос «древнего змия», от начала времен соблазняющего нас, никогда не называет вещи своими именами, он предпочитает другую терминологию.

Обольститель прельщает нас не заморскими глянцевыми красавицами и сундуками, полными золотых пиастров, он вновь и вновь говорит нам о «простых человеческих радостях», о «нормальном житейском счастье».

Враг рода человеческого хорошо знает, что легко решиться на борьбу с «угаром похоти» и очень, очень трудно не поддаться соблазну этих самых «житейских радостей»! Поэтому, чтобы погубить такого человека, как, скажем, я, ему не нужно тратиться на сундук с золотом, ему достаточно мне внушить, что все мои желания – законны, что поскольку я – человек, то ничто человеческое мне не должно быть чуждо, а потому всякая моя похоть естественна и на этом простом основании должна быть осуществлена.

А далее всё идёт как по маслу, точь-в-точь как в известной сказке: «Не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей». То есть желания наши не останавливаются на достигнутом, но «приходят от силы в силу» (Пс.83.8), и если ещё вчера был жидок суп, сегодня стал мелок жемчуг. И всё это под «смиренным» знаменем «простого человеческого счастья»!

Для того чтобы остановить эту эскалацию желаний, для того чтобы вернуть человека, соблазнённого искусителем, на его духовную родину, в Царство Небесное, наш Господь говорит нам сегодня слова, которые трудно безропотно вместить гордому человеческому разуму:

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?»

(Мф.6.25)

Остановим негодующий вопрос, уже кипящий в «возмущённом разуме»! Наш Спаситель не предписывает нам ходить нагишом и отказываться от пищи, Он призывает нас не становиться рабами мира сего и не забывать, что настоящая цель нашей жизни – не обслуживание своих бесконечно растущих потребностей, а неустанное возрастание «в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром» (Еф.4.13,14).

Нагорная проповедь. Картина Джеймса Тиссо

Нам предстоит стать христианами, то есть Христовыми, не по названию только – такое право даёт простой факт крещения, – но по сути и внутреннему содержанию. Чтобы на Небе, то есть в Божьем мире, нам было хорошо и радостно после неизбежного перехода туда, необходимо здесь, в мире дольнем, пусть потихоньку, пусть медленно, но отказываться от дольнего, земного, тленного и взращивать в себе пока ещё слабые ростки благодати Духа Святого, дивные Его дары, о которых апостол Павел пишет, что они суть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5.22,23).

Нам предстоят два господина, которые равно претендуют на нашу благосклонность.

Один из них, вкрадчиво ласкаясь, давно уже обещает то полное уподобление неким неведомым богам (Быт.3.5), то «все царства мира и славу их» (Мф.4.8) разом. В обмен он требует нашу душу. Всю целиком, без изъятий.

Другой – хочет того же. Он тоже требует отдать Ему всё, что есть у человека, всё, чем сам человек может свободно распорядиться.

Он прямо говорит: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22.37), потому что ни разум, ни здоровье, ни самая жизнь человеку не принадлежат, они – дар Божий. Отдать можно только свою любовь, только своё сердце, ибо насильно любить не заставишь, как ни бейся.

И в ответ на всецелую и верную любовь Господин обещает нам не только скорбь и слёзы в мире сем «прелюбодейном и грешном» (Мк.8.38), не только гонения, ненависть и убийство (Ин.16.2), но и радость бесконечную, но и жизнь неувядаемую, но и Свет Невечерний в Доме Отца Своего, где «обителей много» (Ин.14.2).

Смотрите также:
Ибо удобнее верблюду…

За нами – выбор. Нам самим определять, чего мы хотим и кому верим. Нам самим и без посторонней помощи придётся выбирать и сегодня, и завтра, и на Страшном Суде Господнем. А выбирать всегда и трудно, и жутко.

Вот почему хочется, чтобы выбор этот за нас сделал кто-то другой.

Вот почему, надеясь на Царство Божие, мы всё-таки не всегда и не враз готовы пожертвовать земными радостями, благополучием и беззаботностью, сытостью и покоем.

Однако затем мы и «собираемся в церковь» (1.Кор.11.18), чтобы научиться делать этот выбор, чтобы суметь, наконец, принести эту жертву Богу, потому что, по неложному Его обетованию, «никто не может служить двум господам» (Мф.6.24). Служить придётся – одному. Тому, кого мы выберем сами.

На анонсе: Изгнание торгующих из храма. Картина  Андрея  Миронова

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *