Если твой свет… тьма

by on 24.06.2023 » Add the first comment.

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? В третью неделю по Пятидесятнице читается Евангелие от Матфея. Комментирует прот. Иоанн Бухарев.

Здесь с оком телесным, т. е. глазами, сравнивается око душевное, – ум и совесть. Смысл сих слов следующий: светильник для тела суть глаза. Если глаза твои здоровы и ясно видят предметы; то и все тело, осматриваемое ими, будет чисто, не чистое смоешь, сотрешь, и безопасно, – напр. не споткнешься. Если же глаза твои не здоровы и видят слабо и неправильно; то и тело твое все не будет чисто и безопасно. Подобным образом светильник для души – ум и совесть.

Если ум и совесть будут чисты, т. е. будут правильно понимать истину веры и правила закона, будут желать спасения, то они будут просвещать и всю душу со всеми ее действиями, направлять их к соблюдению веры и исполнению закона; если же будут слепы, т. е. неправильно понимать истину и закон, то ослепят и всю душу со всеми ее действиями: тогда станешь считать и ложное истинным, и порочное добродетельным, и будешь водиться не законом Евангелия, а своими желаниями и страстями.

Посему каждый должен смотреть, не сделался ли в нем этот душевный свет, т. е. ум и совесть тьмою, напр., ум не увлекся ли очень заботою о земном, с нарушением закона Божия, а совесть уже не беспокоит за это заблуждение и за пороки. И если это случилось так, – т. е. если, по евангельскому выражению, свет, который в тебе, тьма; то что сказать о других низших способностях души, какова память, воображение, чувство и др., какого рода их деятельность? – то какова же тьма? Опытно подтверждают слова сии язычники, которые, в помрачении ума и совести, вместо истинного Бога кланялись идолам, пороки, напр., мщение, считали добродетелями и между нами людьми, потерявшие, как говорится, совесть.

В. Васнецов. Витязь на распутье / В. Верещагин. Апофеоз войны. Коллаж

Глаза у нас суть светильник для всего нашего тела. Если они у нас здоровы, то ясно видят предметы, и тогда все тело наше, осматриваемое ими, будет чисто, – заметив нечистое, мы смоем, сотрем, и безопасно, – ходя, мы не споткнемся. Если же глаза наши нездоровы и видят слабо, то и тело наше не будет все чисто и безопасно.

Подобным образом светильником для души служит ум. Посему, если ум наш светел, т. е. правильно понимает истины веры и правила закона, то будет просвещать и всю душу, со всеми ее действиями, направлять их к соблюдению веры и исполнению закона, для спасения.

Если же он темен, т.е. неправильно понимает истину и закон, то ослепит и всю душу, со всеми ее действиями: тогда станешь считать и ложное истинным и порочное добродетельным и будешь водиться не законом Евангелия, а своими желаниями и страстями. Тогда, между прочими неправильными действиями, будешь привязываться к земным и чувственным предметам, а не к небесным и духовным, о чем было говорено выше и будет говориться далее.

Этот же смысл и в дальнейших словах Христовых: Если свет, который (иже) в тебе, тьма, т.е., если разум затемнился и не понимает истинно Божественного; то какова же в таком случае тьма (тьма кольми), т.е. каковы же при этом прочие, низшие сравнительно с умом, способности души, как то: память, воображение, чувство? Опытно подтверждают эти слова Христовы язычники, которые в помрачении ума, вместо истинного Бога, кланялись идолам, пороки, например, мщение, пьянство, распутство, считали добродетелями.

Под светильником души можно разуметь и совесть. Если совесть наша чиста, то и вся деятельность наша будет чистая; а если совесть наша помрачилась, то и вся деятельность наша будет нечистою. Пример на это – люди, имеющие добрую совесть, и люди, как говорится, потерявшие совесть. В дальнейших словах Евангелия: никто же и проч., – Спаситель указывает причины, почему не должно чрезмерно заботиться о земных благах, а должно больше заботиться о душе и надеяться на промысл Божий. Первая причина сего в том, что никто не может служить двум господам.

На анонсе: Василий Верещагин. Панихида. Коллаж

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *