Свет, который в тебе, не есть ли тьма?

by on 14.11.2023 » Add the first comment.

Во вторник 24-й седмицы по Пятидесятнице читается 11-я глава Евангелия от Луки, содержащая, в том числе, предостережение о том, что если вместо света в человеке тьма, то насколько ужаснее другая тьма, та, которую и называют «тьма внешняя». Рассказывает Марина Журинская.

Евангелист Лука передает нам печальные слова Христа о горькой участи тех, кто не впускает в себя свет. Как много сказал нам Господь за краткое время Своего земного служения…  и увы, как мало то внимание, которое мы Его словам уделяем.

Однажды Христос изгнал беса, мешавшего человеку говорить, и тот заговорил. Свидетели разделились на две группы: одни утверждали, что Спаситель изгоняет бесов силой веельзевула, а другие требовали знамения с неба (очевидно, как «свидетельства о благонадежности», но скорее всего — для того, чтобы это свидетельство тут же и оспорить).

То, как отвечал им Христос, показывает такую ясность и остроту ума, что просто диву даешься:

«Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие».

Рассуждение о несовместимости силы Божией и силы тьмы получает свое подкрепление в образе дома, причем образ этот предстает в двух планах: дом как мироздание и дом как тело человека, как вместилище души. Такое отождествление возможно потому, что мироустройство — дело рук Божиих, и стройность и гармония его частей предусмотрены Божественным Промыслом.

«Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него».

Простое следствие, как кажется, — не пользоваться тем оружием, которое годится и для врага: насилием, злобой, хитростью…

Именно здесь и в связи с таким противопоставлением звучит «кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Вот как-то вспомнилось, что через века отдаленным откликом звучат слова Орлеанской девы: «Кто любит меня — за мной!». И в том, что касается собирания, Жанна тоже действовала как христианка: она собирала Францию, которую раздирали на части и продавали по частям мелкие и крупные власть имущие.

А завершается эта тема притчей из любимых. Очень грозной:

«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого».

Если из дома нашей души зло удалено, нужно заполнять ее добром, чтобы не оставалась пустою. Представим себе — человек избавился от греха, но не ищет добродетели, а живет с пустой душой и почитает себя праведником. Страшновато? И долго она пустой не останется, вот в чем все дело…

И еще хорошо знакомые слова Спасителя: на возглас женщины «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (такой женский и такой, так сказать, замыкающийся в этносе, в племени…) следует ответ: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Это лишний раз (хотя тут лишнего не бывает) подчеркивает всемирный характер Откровения Христова, о чем все две тысячи лет христианства не те, так другие пытаются забывать…

…Равно как и о месте в истории спасения разных чудесных явлений. Ведь и народ, и его духовные и политические вожди были едины в требовании от Христа чудес — прежде всего и больше всего. А Он говорил:

Смотрите также:
Знамение Ионы пророка

«Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка: ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего».

Что здесь значит «лукав» (известно, что этот эпитет прилагается к сатане)? — а то и значит, что не прямым путем, не в свободно избранной любви к Богу желают люди получить уверение, а путем скорее насильственным, через какие-то сверхъестественные явления, в которые не хочешь, а поверишь. Но ведь лукавый подстерегает именно на непрямых путях: ему ничего не стоит представить любые чудесные явления и даже самому явиться в виде Ангела. Спрос есть, будет и предложение.

А Божье знамение —это призыв к покаянию, к выбору благой части, к следованию за Христом. Два примера призваны пояснить это: «Царица южная восстанет на род с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы». Так этнически чужеродные люди превосходят в праведности тех из общины верных, кто некогда поставил во главу угла верность Богу, кто считал ее своим главным свойством и поводом для убежденности в своем превосходстве — и эту верность утратил.

Завершает эту беседу очень глубокое рассуждение о взаимозависимости человеческих свойств и качеств. Честно могу сказать — читать его нужно много лет и все это время размышлять. Поэтому не будем и пытаться прояснить его до конца ни своей «сообразительностью», ни чужой мудростью, которую ведь тоже нужно понять, а ограничимся самым общим подходом в надежде когда-нибудь при должном прилежании продвинуться в понимании:

«Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет, светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием».

Какой прекрасный текст; здесь и Христос как символ света, пришедшего в мир (об этом мы еще прочтем в Евангелии от Иоанна) — и недаром после Евхаристического канона перед Царскими вратами ставится высокий подсвечник как знак присутствия Христа в алтаре; и свет, очищающий взор человека, который чистыми глазами смотрит на мир и видит Божественное сияние, и пропитывается им, и очищается весь… и печальные слова о горькой участи тех, кто не впускает в себя свет. И вновь предупреждение о внутренней нечистоте, о том, что если вместо света в человеке тьма, то насколько ужаснее другая тьма та, которую и называют, наверное, «тьма внешняя».

Как много сказал нам Господь за краткое время Своего земного служения… Как гармонично отразилось это в богослужебных последованиях… и увы, как мало то внимание, которое мы Его словам уделяем…

ФОМА

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *