Что оскверняет человека

by on 10.02.2024 » Add the first comment.

Как из-за немытых рук начался спор с фарисеями и почему Христос сравнил язычницу с собакой, а она не обиделась.

В 36-ю неделю по Пятидесятнице читается фрагмент 15-й главы Евангелия от Матфея (Мф., 62 зач., XV, 21-28). Рассказывает Марина Журинская.

И снова мы читаем, как фарисеи упрекают Христа за то, что его ученики едят хлеб, не помыв рук. Таково предание старцев: омовение рук, посуды, скамей – это у нас главное. И вот фарисеи и книжники задают Господу вопрос, который они считают убийственным: зачем ученики не поступают по преданию старцев, а едят хлеб, не помыв рук?

И слышат (явно к своему неудовольствию, рождающему ярость у тех, кто неспособен к вдумчивому слышанию) ответ: «Хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исайя, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное». После чего – какая блистательная риторика! – Спаситель переходит, что называется, к конкретике:

«Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою, и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное». И настолько важно для нашего спасения то, что Он говорит, что Он призывает людей и говорит при них:

«Слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит!».

И в этот раз, как, впрочем, и всегда, подчеркивается, что главное – не заучивание, а понимание; притча – это не мантра, и смысл ее раскрывается тому, кто даст себе труд вслушаться. Ученикам же, попросившим разъяснений, Он сказал: «Неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека». Кстати, если кто любит исповедоваться «по спискам», то этот список – полный и мудрый и исходит от Самого Господа.

Смотрите также:
Знамение Ионы пророка

А вот и еще: Христос хотел отдохнуть украдкой в доме в «пределах Тирских и Сидонских», но не получилось. Женщина сирофиникиянка, то есть хананеянка, то есть язычница, у которой была одержимая дочь, отыскала Его и, упав в ноги, просила о помощи. Дальше следует, пожалуй, самый острый диалог в Евангелии: «Дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам».

Предельно жестко, надо сказать. Но не оставляет мысль о том, что Он знал, кому это можно сказать, потому что материнская любовь просто-напросто аннигилировала личную обиду, и язычница, согласившись с тем, что было ей сказано, ответила, что и псам дозволено подбирать упавшие крошки. Именно это и должно было прозвучать, без сомнения, потому что ответ был: «За это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери».

Конечно, можно сказать, что негоже эту женщину сравнивать с Царем и Господом. Но по одному параметру сравнение все-таки возможно: это диалог понимающих. Неудивительно, что Христос понял, кто перед Ним, потому что Он вообще Всеведущий. Но вот женщина пришла к Нему, полностью отдавая себе отчет именно в том, кто Он и кто она, – и поэтому все и получила. Да, понимание и слушание… большой в этом дефицит.

Смотрите также:
Христос евангельский

А вновь вблизи Галилейского моря привели к Нему глухого косноязычного с просьбой возложить на него руки. Однако Христос отвел его в сторону, вложил пальцы в уши и, «плюнув, коснулся языка его»; вздохнул, помолился и сказал «еффафа́», то есть «отверзись».

И исцелил, причем велел никому не рассказывать, но напрасно: разглашали, и широко разглашали. Вот тебе и дети…

ФОМА

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *