Вера Хананеянки

by on 03.10.2020 » Add the first comment.

Слово на воскресное Евангелие протоиерея Павла Адельгейма в неделю 17-ю по Пятидесятнице.

Мф., 62 зач., XV, 21-28 (о хананеянке).

Сегодня Евангелие рассказывает об удивительной встрече Христа Спасителя с женщиной из Финикии. Она пришла просить об исцелении дочери, одержимой злой силой. Она шла и кричала: «Помилуй меня. Господи, Сыне Давидов! дочь моя жестоко беснуется». Христос всегда отзывался незамедлительно на каждую нужду. Сейчас Он молчит. Слышит вопль о помощи и молчит, «Он не отвечал ей ни слова».

Ученики в недоумении просят Его:
— Отпусти её, что она кричит нам вслед.
— Я послан только к погибшим овцам дома Израилева,- ответил Христос.
В этот момент женщина приблизилась и сказала:
— Господи,помоги мне.
Жестко, как удар, прозвучал ответ:
— Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
Женщина не отступилась, не обиделась и кротко возразила:
— Так, Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола их господ.
И тогда Христос обернулся к ней всей силой милости:
— О женщина! велика вера твоя; пусть будет по желанию твоему.

И исцелилась дочь ее в тот час. Разум замирает в недоумении перед этим поединком. За что Христос возвеличил веру хананеянки? Она примечательна двумя достоинствами: смирением и неотступностью.

Картина Питера Ластмана

Мы часто называем себя грешниками, но не терпим, когда нас так назовут другие. Наше смирение не выдерживает испытания. Смирение оказывается ложным. Смирение хананеянки было подлинным. Хананеянка сознавала своё недостоинство перед Богом и не утверждала за собой никаких прав. Она не претендовала на справедливость и не добивалась победы. Она хотела быть побеждена милостью Бога. Так некогда Пресвятая Дева свидетельствовала о своём духовном опыте: «призрел Бог на смирение рабы Своея» /Лк.1,48/.

Другое достоинство веры — неотступность. Без этого достоинства поединок веры не состоится. Вера — не пассивное чувство. Это активное взаимодействие Библия выражает в образе борьбы человека с Богом.

Мы ропщем или бессильно опускаем руки, когда Бог медлит услышать. Хананеянка не отступила, не упала духом. Она продолжала взывать, потому что верила в милость Бога.

Человек должен быть настойчив в своём предстоянии. Не дерзко ли навязывать Богу себя и свое общение?

— Царство Небесное силой берется, и употребляющие усилие достигают его, — отвечает Христос. /Мф.11,12/. Неотступность молитвы имеет две крайности: атеистическое противление Богу и буддийское растворение в Абсолютном. Атеист самоутверждается и дистанцируется от Бога. Он утверждается как замкнутое «Я» центр личного бытия, которому противостоит все «Другое» — Бог и космос — которые есть «не-Я». Для атеистического сознания между «Я» и «не-Я» нет мостов, они непроницаемы друг для друга, «Я» не может входить в жизнь «не-Я». Оно зацикливается на себе и остаётся замкнутой монадой. В атеистическом мировоззрении не преодолевается разделённость «Я» и «не-Я». Личный Бог подменяется идеей Бога.

Микеланджело. Сотворение Адама. Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы (1510 )

В противоположность атеизму, буддийское растворение личности в Абсолютом снимает не только разделение между «Я» и «не-Я», но упраздняет личность. Бесконечное поглощает личность как каплю, упавшую в море. Нет разделения между «Я» и «не-Я», ибо Абсолютное поглощает всякое индивидуальное бытие.

Смотрите также:
Мистика по-христиански

Оба взгляда искажают христианский смысл молитвы, как предстояния Богу. В молитве сочетаются две стороны пребывания в Боге: божественныи огонь и человеческое горение. «Пребудьте во Мне, и Я в вас» /Ин.1/ Человеческая личность входит в Божественную жизнь и пребывает в неслитном и нераздельном единении с Богом. Молитвенное пребывание в Боге отражает способ соединения двух природ во Христе. Молитвенно соединяясь Богом, человеческая природа не сливается с божеством, но сохраняет полноту свойств личного бытия. Неотступность предстояния выражает библейский образ поединка между Иаковом и Богом:

«и остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари, и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с ним. И сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу тебя, пока не благословишь меня»./Быт.32, 24—26/.

Имя «Израиль» навсегда закрепило за Иаковом и всем потомством его славу богоборца: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». /Быт. 32, 28/. Неотступность молитвы оказывается способом духовного возрастания.

Кого тот ангел победил,
Тот правым, не гордясь собою
Выходит из такого боя
В сознанье и в расцвете сил.
Не станет он искать побед.
Он ждёт, чтоб высшее начало
Его всё чаще побеждало,
Чтобы расти ему в ответ.

Райнер Мария Рильке. Созерцание (фрагмент). Пер. Б. Пастернака

 Свящ. Павел Адельгейм. Псков,1988 г.

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *