В чём подражать пророку Илие?

by on 17.11.2023 » Add the first comment.

Как бы вы ответили человеку ищущему, невоцерковлённому на вопрос об убийствах людей ветхозаветными пророками (например, Илиёй)? Отвечает о. Иоанн Бурдин.

Я бы сказал, что мы спасаемся не пророками и святыми, но только и исключительно Иисусом Христом. А пророкам мы можем подражать только в их любви к Богу и преданности Ему.

Смотрите также:
Гены добра

Живя в свое время в окружении народов, приносивших человеческие жертвы и переполнявших землю нечестием и беззаконием, они видели проявление своей преданности Богу в физическом уничтожении зла.

Однако Христос показал нам совершенно иной путь. Он сказал, что зло невозможно уничтожить злом. В мире, который им и так переполнен, нужно умножать не зло, а добро. Поэтому и заповедал отвечать на ненависть любовью.

Один православный журналист и психолог рассказывал, как безуспешно пытался в одном уроке для воскресной школы объединить двух прославленных Церковью святителей — пророка Илию и Серафима Саровского.

В конце концов он вышел и сказал:

«Пророк Илия так любил Бога, что ради Него, собственноручно зарезал 450 языческих жрецов.

Батюшка Серафим так любил Бога, что, когда на него напали разбойники, отбросил топор и не стал им сопротивляться.

И вот, если со времен грозного пророка Илии люди научились видеть святость и в кротком Серафиме, значит, не бесплодной оказалась проповедь Евангелия для всего человечества».

Конечно, этот аргумент не беспорен и мы видим, что многие церковные люди, особенно, в последние годы вернулись к дохристианскому пониманию того, как проявляется любовь к Богу.

Даниэле да Вольтерра. Пророк Илия

К сожалению, мало кто из них, видимо, помнит «Слово о пророке Илие» святителя Иоанна Златоуста. А между тем, они звучат очень неожиданно для нас.

Так св. Иоанн видит в кровавом уничтожении пророком язычников вовсе не его заслугу, а явную слабость — скорее, грех, чем добродетель:

«…Что же тогда Бог?

Видя Илию не проникающимся человеколюбием к наказуемым, Он удаляет пророка от сожительства с грешниками.

Я, говорит, о, Илия, знаю твою ревность, признаю твои требования, но Я милую и грешников, как скоро они наказываются сверх меры.

Ты строгий судья благочестия, а род людской постоянно грешит. Остается, значит, разлучить вас друг с другом. Иди хотя на небо, раз не можешь выносить грешников, а Я переселюсь на землю.

Если ты и на дальнейшее время останешься с грешниками, то весь род человеческий истребится, постоянно подвергаясь от тебя наказаниям. Что же? Иди хотя на небеса, о, Илия! Не может огонь обитать вместе с тростником.

Я дам тебе в сожители безгрешных, Я поселю тебя с ликами ангелов. Переселяйся на небеса, а Я поселюсь с грешниками, Я могу носить на плечах Своих заблудшую овцу и всех грешников, призывая: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, Я не наказывать вас буду, но Я успокою вас…».

Христос, по мысли святого Иоанна Златоуста, приходит на смену пророку Илье. Не в суде, а в милосердии нуждается человечество, погрязшее в жестокости, разучившееся сострадать и любить.

Может быть и нынешнее возвращение христиан к Ветхому Завету неслучайно? Оскудела любовь в тех, кто призван любить. Что остаётся Спасителю, как не Самому вернуть в мир то, без чего он не может жить — любовь, милосердие, кротость?

На анонсе: Заклание жрецов Ваала. Фрагмент иконы пророк Илия в пустыне с житием.XVI в. Вологда 

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *