Христос как адвокат

by on 23.11.2023 » Add the first comment.

Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. Рассказывает Дарья Сивашенкова.

Кажется, в Евангелии всевозможные наказания обрушиваются исключительно на, скажем так, гипотетических, теоретических грешников. Именно им «достаются» грозные слова Христа про тьму, огонь и геенну. А живых Христу всегда жалко. Иногда — даже прямо вопреки Собственным словам. Это удивительно, но Он не считает зазорным Себе же противоречить, когда речь идет о том, чтобы не наказать, а помиловать.

Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение. (Лук.9:51-56)

Картина Дж. Тиссо

Христу предложение очевидно неприятно. Конечно, гениальная идея спалить негостеприимную деревню звучит диковато, но если так подумать… в каком-то смысле апостолы совершенно правы! Они просто предлагают Учителю сделать то, что и подобает сделать с теми, кто не накормил и не приютил Его и тех, кто с Ним. По Его же словам, между прочим, подобает, не отсебятина какая.

Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: И прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.
Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.
Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись;
Но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.
И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься. (Лк.10:10-15)

Дж. Мартин. Уничтожение Содома и Гоморры. 1852 г.

А в будущем Он скажет еще жестче:

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня» (Матф.25:41-43)

Ну так самаряне именно это и сделали! И раскаиваться явно не собираются. Чего тянуть-то?! Конечно, можно сказать, что апостолы немножко забегают вперед: наказание обещается на Суде, а не при жизни. Но Христос ведь даже звуком не обмолвился мол, ничего — на Суде вы об этом пожалеете и все равно сгорите. Нет — «не губить Я пришел, а спасать».

Когда речь идет о живых людях, то Его желание явно — прикрыть, не отдать на гибель, защитить — пусть даже самых нераскаянных грешников. Он — не источник и не причина гибели, и Ему нежеланна даже мысль об этом.

Возражения ап. Петра. Картина Дж. Тиссо

И это не единственный пример.
…кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. (Матф.10:33) — говорит Он, посылая Двенадцать на проповедь, и звучит это довольно страшно. Но когда один из тех, кто стоит сейчас перед Ним и, наверное (да, Петр?), внимательно Его слушает, все-таки отрекается от Него, то о взаимном отречении нет даже речи! Он не гонит, Он не стыдит Петра. Не напоминает ему эти Свои слова. Не заставляет умолять Себя, чтоб потом сказать: мол, ну так уж и быть.

Тамара Какышева. Отречение ап. Петра 

Нет, Он бережно и терпеливо вытаскивает апостола из вины, не дожидаясь даже, чтобы тот бросился с раскаянием Ему в ноги. Он Сам делает первый шаг, на который Петр, вполне возможно, не способен. Он исцеляет разрыв между ними, а не свидетельствует его со Своей стороны. Ты от Меня отрекся перед людьми, а Я не только не отрекся, но еще и Сам первый руку тебе протягиваю, чтобы вытащить тебя обратно к Себе.

А вот из притчи про злых виноградарей:

Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. (Матф.21:38-41)

Андрей Миронов. Притча о злых виноградарях

Христос совершенно не спорит с теми, кто полагает, что хозяин виноградника предаст злой смерти убийц своего сына и наследника. Заслужили, что уж тут говорить. Но потом, когда речь пойдет о действительном убийстве и настоящих убийцах, то Он скажет совсем иное: «Прости им, Отче, ибо не знают, что они делают».

Смотрите также:
Какого мы духа?

Собой прикроет Своих убийц. Своим прощением. Хотя все сказано, и убийцы, считай, сами над собой произнесли заслуженный приговор, против которого Он не поспорил, когда они его произносили.

Но гибель живых людей Ему тяжелее Собственной гибели. И Он не отрекается даже от Своих убийц. И есть в этом какая-то особенная неуловимая надежда, что живых и настоящих Он на погибель все-таки не отдаст.

На анонсе: картина Дж. Тиссо

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *