Кто спасётся?

by on 12.09.2023 » Add the first comment.

Как унаследовать вечную жизнь? — спросил Иисуса богатый юноша. Обычно при толковании этого эпизода обращают внимание на то, что хоть юноша и вел праведную жизнь, но своё богатство раздать не захотел. Но есть еще один важный момент: стать христианином он отказался. Рассказывает о. Иоанн Бурдин.

Мы верим, что Бог видит сердца людей и их жизнь, как единое целое, и смотрит на каждого из нас, как смотрел на богатого юношу, — с сожалением, жалостью и любовью.

Заметим, что этим юноша, вероятно, не лишил себя надежды на спасение, но потерял ту награду, которая в вечной жизни будет дана последователям Христа — право властвовать, «вязать и решить», в Его Небесном Царстве.

Возможно здесь скрыт, хотя и не прямо, ответ на очень распространенный вопрос: смогут ли спастись люди, которые не делают зла, помогают нуждающимся, но при этом не являются христианами (как вариант: относятся к какой-либо «неправильной» конфессии).

Попробуем взглянуть на эту историю внимательнее и понять, кем был этот юноша и чего ждал от него Христос.

В Евангелии от Марка, которое считают первым по времени появления, он назван просто богатым человеком. Матфей уточняет его возраст («был молод»), а Лука называет начальником — архонтом (полагают, что он мог быть либо начальником синагоги, либо просто членом муниципалитета).

Все вместе — молодость, богатство и высокое положение — говорит о том, что это был весьма уважаемый человек. А любовь, с которой на него смотрит Христос, свидетельствует, что уважение это, видимо, было заслуженным.

Слова, с которыми юноша обращается к Иисусу, — «учитель благий» — звучат, как откровенная лесть. Так не принято было обращаться к равви. Раввины говорили: «Благ только закон». И Христос тоже вроде бы одергивает юношу: «Благ один только Бог».

В то же время Его слова могут пониматься и как некий скрытый вопрос: «Почему ты называешь меня благим? Ведь благ только Бог. Своими словами ты признаешь, что Я имею равное достоинство с Богом?».

Именно так понимает слова Спасителя Александр Лопухин: «В ответе Христа юноше мы встречаемся с прикрытым и чрезвычайно тонким, почти незаметным для окружающих Христа лиц, учением Его о Своем Богосыновстве и о равенстве Богу Отцу».

Тем самым Иисус не просто даёт юноше какой-то отвлечённый совет, Он предлагает ему Себя как Мессию («следуй за Мною»). И именно как от Мессии, Сына Божия, юноша и отказывается от Иисуса.

Владимир Куш. «Игольное ушко». Смотрите также: Игольное ушко размером с верблюда

Однако происходит это не сразу. Сначала Христос испытывает его. Он предлагает ему простое исполнение ветхозаветных заповедей, которое не выходит за рамки поведения обычного порядочного человека: «не убивай»; «не прелюбодействуй»; «не кради»; «не лжесвидетельствуй»; «почитай отца и мать» (Мк. 10:19).

Именно таков прямой ответ Спасителя на вопрос «Что нужно делать, чтобы унаследовать вечную жизнь?». Он называет пять заповедей из десяти, данных Моисею, и все они являются призывом не делать зла другим людям, кроме последнего требования относиться с почтением к родителям. Тем не менее из слов Христа следует: даже этого достаточно, чтобы спастись.

Обратим внимание, что за рамками ответа остаются заповеди, регулирующие отношения людей с Богом. Да, возможно, это связано с тем, кому именно был дан ответ. Странно было бы говорить иудею (возможно, даже начальнику синагоги), что у него не должно быть иных богов, кроме Единого. Но всё-таки стоит отметить этот момент. Возможно, он даёт надежду на спасение тем людям, которые не познали Единого Бога и не признали Иисуса, как Мессию.

Однако юноше этого мало. Он надеялся услышать от Учителя что-то новое и необычное, а ему предложили исполнить то, с чем он был знаком с детства.

И тогда Христос дополняет ответ. «Если хочешь быть совершенным…», — говорит Он.

 Андрей Миронов. «Если хочешь быть совершенным» (фрагмент)

«Совершенство», о котором здесь идёт речь, — это, несомненно, свойство Самого Бога. Это — идеальная полнота всех достоинств (без грехов и ошибок). Законченность и завершенность. Мерило, устанавливающее норму.

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», — читаем мы в Евангелии от Матфея (5:48). Этот призыв Христос обращает к тем, кому предлагает идти за Собой, — и во время проповеди на горе, и этому богатому юноше.

Это соответствует Его словам: «Я — путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу иначе, как чрез Меня» (Ин 14:6).

Именно Иисус, как единородный Сын Отца (Ин 1:14), сопричастен Божьему совершенству. Он совершенен вовек (Евр 7:28). В Нем телесно обитает вся полнота Божества (Кол. 2:9), и мы «имеем полноту в Нем» (Кол. 2:10).

Из людей совершенен тот, кто пребывает во Христе (Кол. 2:10), и стремится к единой цели (Флп. 3:14) — увидеть Господа «лицом к лицу» (1Кор 13:12), чтобы быть подобным Ему (1Ин. 3:2).

Нас не делает совершенными исполнение дел закона (Рим. 3:20; Евр. 7:11,19; Евр 10:1). Совершенным человек становится, следуя за Христом. Преображает нас Его жертва (Евр 10:14) и Божья сила (2Кор 12:7-10). И помогает достичь этого Дух Божий (Гал. 3:3).

«Продай имение твоё и раздай нищим;… и приходи и следуй за Мною», — говорит юноше Спаситель.

Было ли богатство препятствием на пути в Небесное Царство? Полагаю, не стоит понимать эти слова так прямолинейно.

Авраам был «очень богат скотом, и серебром, и золотом» (Быт 13:2), тем не менее, это не помешало ему пребывать, по словам Иисуса, в Царстве Божием (Лк 13:28; ср. Лк 16:22−23, 26; Ин 8 и др.).

Одним из богатейших людей Иерихона был Закхей, но сумел найти правильный путь(Лк 19:9). Ученик Иисуса Иосиф из Аримафеи был богат (Мф 27:57). Так же, как и Никодим, с которым они вместе помазали тело Иисуса и положили в гроб (Ин 19:39).

Значит, вовсе не богатство само по себе препятствовало юноше. Можно быть и христианином, и богатым человеком одновременно. Но нельзя быть христианином и не служить людям, не быть готовым, вслед за Христом отдать им все, что у тебя есть, и себя самого.

Этот момент подчеркнут в апокрифическом «Евангелии от евреев», где эпизод дополнен словами:

«Как же ты говоришь, что исполнял закон и пророков, когда в законе сказано: «люби ближнего твоего, как самого себя»; и вот, смотри, многие твои братья, сыны Авраама, одеты в лохмотья, умирают от голода, а твой дом наполнен хорошими вещами и ничего из этого не достается им».

Из заповеди, данной Иисусом богатому юноше, мы можем понять, что следовать Христу и служить милосердно и великодушно людям, за которых Он умер — это одно и тоже.

Смотрите также:
Ибо удобнее верблюду…

Юноша спрашивал о вечной жизни. Вечная жизнь — это та, которой живет Сам Бог. Не случайно в греческом оригинале употребляется слово «айониос». Оно означает не просто длящаяся вечно, но — подобающая или принадлежащая Богу.

А свойство Бога — это любовь, щедро изливающаяся на всех людей («солнце Свое Он возводит над злыми и добрыми и изливает дождь на праведных и неправедных»). Потому вечная жизнь в полноте и совершенстве — это не старательное исполнение заповедей и правил, но ничем не ограниченная жертвенная щедрость к людям и всему творению.

Человек, способный/готовый на это, является христианином по существу, а не по названию. Верным учеником и последователем Христа.

Богатый юноша был человеком порядочным, не делал людям зла. Он ничего не отнимал у других, но и не хотел ничего давать.

На первом месте для него оставался он сам. Себя он любил больше, чем Бога и других людей. Он не готов был к служению. Он искал счастья и удовлетворения для себя самого, но его сердце было глухо к нуждам других людей. Поэтому он отвернулся от Христа и отказался от обещанной Его ученикам награды.

О том, что он мог бы получить, мы узнаем из дальнейших слов Иисуса в ответ на вопрос Петра («Вот мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?»):

«В Новом Веке, когда Сын человеческий воссядет на престол Небесной Славы, тогда и вы, последовавшие за Мной, сядете на двенадцати престолах, чтобы править двенадцатью племенами Израиля»; и всякий, отказавшийся от чего-то «ради Меня, получит во сто крат больше и обретет вечную жизнь».

Несомненно, «отказаться ради Христа» означает здесь — подобно Христу, пожертвовать тем, что ты имеешь, ради служения Богу и людям.

Сожаление, с которым Христос смотрит вслед уходящему юноше и горечь в Его словах «трудно будет богатому войти в Царство Небесное» подсказывают нам, что хотя надежда на спасение юноши остаётся, одной порядочности для этого явно недостаточно.

Иисус приоткрыл ему Себя как Мессию, как Сына Божия, и указал ему путь в Свое Небесное Царство. Отказавшись следовать за Иисусом, юноша тем самым отказался и признать в Нем Машиаха: вряд ли бы он колебался, если бы верил, что перед ним — Помазанник Божий. Эти два момента — отказ от служения и одновременно отказ от исповедания Христа — и являются ключевыми в этом эпизоде.

Говоря о спасении каждого конкретного человека, мы должны иметь в виду эти два момента: исповедал ли он Иисуса как Христа и подтвердил ли свою веру служением Богу и людям.

В то же время, наш человеческий суд (суждение о других людях) не стоит ничего, потому что «суд принадлежит Богу» (Втор. 1:17).

Смотрите также:
Угроза святости

И что бы мы ни думали, как бы ни рассуждали о чьих-то достоинствах и недостатках, настанет день, когда «первые станут последними, а последние первыми».

Это одновременно и огорчает (как хотелось бы быть уверенным в своем спасении!), но и радует. Потому что оставляет надежду.

Мы верим, что Бог видит сердца людей и их жизнь, как единое целое, и смотрит на каждого из нас, как смотрел на богатого юношу, — с сожалением, жалостью и любовью.

На анонсе картина Дж. Тиссо

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *