Зачем Бог явил Себя во Иордане

by on 18.01.2024 » Add the first comment.

Праздник Крещения Господня известен даже тем, кто бывает в храме два раза в год. Но, знаем ли мы, что именно происходило на Иордане в тот день?

Сегодня Бог являет Себя в Иордане. Являет не во время исполнения предписанного Законом религиозного обряда, как не явил Он Себя ни во время обрезания, ни при принесении установленной жертвы за рождение первенца. Являет Себя не в праздник, не в Иерусалимском храме, не во время торжественного богослужения. Он является при странном, но, в то же время, хорошо известном евреям обряде, которого, однако, не знает ни Закон, ни древнее иудейское предание.

Обряд этот был специфичен и нов: он сформировался не ранее III века до нашей эры. То было интересное время: весь культурный мир наблюдал агонию язычества как религии. Последнее, к тому моменту, успело выдохнуться и обесцениться, оставшись в сознании мало-мальски культурных людей необходимым, но пустым ритуалом, а в сознании черни – поводом для суеверий и страхов.

Cтолетием ранее завоевания Александра Македонского открыли античному миру Восток и нет ничего удивительного, что кризис язычества заставил ищущих истины обратиться к новому и неизвестному.

Уже следующий век стал веком знакомства тогдашнего «цивилизованного мира» с верой иудеев.

Верой совершенно новой, ни с чем доселе известным несравнимой, верой, открывавшей человеку Бога: строгое единобожие, ревностное следование Закону, с которым не шла в сравнение ни одна языческая доктрина, откровение истины, явлённой Богом одному-единственному небольшому народу, посреди непроходимого невежества языческого мира.

Можно сказать, что интерес лучших людей античного мира к иудаизму был предопределён, в вере евреев они увидели решение проблемы, порождённой глухим тупиком язычества.

А вот перед евреями, напротив, встала проблема. Дело в том, что иудаизм был, на тот момент, не только единственной монотеистичной религией и не только единственным откровением истины. Это была ещё и единственная религия, абсолютно не предусматривавшая никакого прозелитизма. Она была религией евреев и только евреев, ни о какой проповеди среди других народов, ни о каком приёме в иудейское сообщество инородцев не то, чтобы речи не заходило – мысли не возникало.

Но вот инородцы сами нашли, сами заинтересовались и сами пришли.

Объяснить же им, людям совершенно другой культуры, к тому же жаждущим истины, что среди тех, кому Бог эту истину открыл, им места нет, не в силах были ни раввины, ни книжники, ни священство.

Оставалось одно – допустить возможность становиться иудеями для неевреев. Но тут же возникал вопрос: а каким образов нееврея можно ввести в еврейское общество? Есть обрезание, оно заповедано Богом как, своего рода инициация, как акт принятия человека в среду народа Божия. Но ведь обрезывают же евреев. Как (это при еврейском-то сознании собственной исключительности!) можно поставить нееврея, происходившего из языческой среды на одну ступень с евреем и сделать его иудеем только посредством обрезания?

Нужен был некий дополнительный, предварительный обряд, после которого инородца и, теперь уже, бывшего язычника можно было бы допускать к обрезанию. И такой обряд был придуман. Он получил название «тевила» и представлял из себя однократное погружение человека в воду. После этого нееврея можно было обрезывать и вводить в иудейское сообщество.

Крещение. И. Айвазовский. 1890-е гг.

А теперь посмотрим на то, чем занимался Иоанн Предтеча. Он обозначал собственное служение, как подготовку людей к приходу Спасителя. Один из главных мотивов его проповеди: «сотворите… достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф.3: 8 – 9). И действия, совершаемые Крестителем были под стать проповеди: он требовал от людей исповедания грехов и погружал их в воды Иордана. То есть проделывал над иудеями, потомками Авраама по плоти, практически то же действие, что те проделывали над неевреями, желающими вступить в их сообщество.

Итак, по утвердению Предтечи, принадлежность к народу Божию обеспечивает не еврейское происхождение и даже не обрезание, а «достойный плод покаяния» – чистота сердца и жизнь по заповедям Божиим.

Спаситель, приходя креститься к Иоанну, свидетельствует о его служении говоря: «так нам надлежит исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). То есть Иоанн в своём дерзновении правдив и прав. И правда его не суетная человеческая? Как пророк он возвещает правду Божию.

А правда Божия, как известно, неизменна, она одна на все времена. И она такова, что относить себя к избранным Божиим может только тот, для кого Закон Божий стал законом жизни. В реальности этой правды жил Ветхий Израиль, в реальности этой правды живёт Израиль Новый.

Этот, лишь косвенно относящийся к празднику момент, в наше непростое время служит не просто исторической справкой.

Смотрите также:
Зачем приходит Бог?

Мы живём во времена гонений на Церковь, которые являются попущением Божиим за грехи, прежде всего, нас, христиан, за наши неспособность, нежелание, неумение жить на той нравственной высоте, к которой призывает нас Евангелие.

Поинтересуйтесь церковной историей, вникните в то, как проходили и как переживались Церковью гонения прошлого. Безусловно, одной из причин гонений являемся мы, наша жизнь, наши грехи, наше потворство собственным страстям и отсутствие у нас иммунитета к порокам мира сего.

Картина А. Иванова

И нам нужно озаботиться тем, чтобы, очищая Свою Церковь, Бог не очистил её и от нас, что представляется сколь невероятно страшным, столь же, увы, и справедливым.

Ведь Иоанн Креститель предупреждал именно об этом: «уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3: 10).

протоиерей Владимир Пучков

(публикуется с сокращениями)

На анонсе: Генрих Семирадский. Крещение Господне, 1876

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *