Горе вам, лицемеры…

by on 30.08.2021 » Add the first comment.

В понедельник, вторник и среду 11-й седмицы по Пятидесятнице читается евангельский текст, в котором Христос обращается к фарисеям, выделяющим себя соблюдением наружной набожности и древних преданий и скрывающим холодность и бездушие под внешней обрядовой ревностью

Господь произносит потрясающую речь, каждый период которой начинается словами: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры… — ибо они говорят, и не делают, связывают бремена тяжелые и неудобоносимые, возлагают на плечи другим, а сами не хотят и перстом двинуть их; затворяют людям Царство Небесное, ибо сами не входят, и других не пускают; они поедают дома вдов, то есть увлекаются поборами с самых обездоленных, и лицемерно долго молятся… Обходят море и сушу, дабы обратить хоть одного, и когда это случится, делают его сыном геенны, вдвое худшим их… Далее Господь, называя фарисеев слепыми вождями, говорит об извращении ими самой идеи святости и благоговения: для них золото храма больше, чем сам храм, жертвенный дар важнее жертвенника. Исправно платя десятину, они пренебрегают тем, что важнее всего в законе: судом, милостью и верой…

Рассказывает протоиерей Александр Шаргунов.

Смотрите также:
Итак сыны свободны…

Как громы и молнии с Синайской горы, восьмикратно звучит это Христово: «Горе вам».

Восьмикратно — не потому ли, что существует восемь заповедей блаженств?

Это слово Господне тем более значительно, что исходит из уст Того, Кто весь кротость и смирение. Он пришел благословлять, Он — весь благословение, — но если возгорается гнев Его, значит, есть для этого особенные причины. Гнев и горе наполняют сердце Спасителя перед лицом упорствующих в своей слепоте людей.

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры». Книжники и фарисеи были лицемеры. Много плохого они имели в себе, но определяющей их чертой было лицемерие.

Первоначальное значение этого слова — актерство. Лицемер — играет роль того, кем он не является и не может, и даже, вероятно, не хочет, являться.

Они были заклятыми врагами Христа, и, следовательно, врагами спасения мира. «Вы затворяете Царство Небесное человекам», — говорит им Господь. Он пришел открыть Царство Небесное людям. Но на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи и взяли ключ разумения. Их долгом было показать народу, как Моисей и пророки свидетельствовали о Христе, и таким образом помочь многим найти дорогу к небу, а они насаждали в умах и сердцах людей враждебное отношение ко Христу и Его учению. Они сами не входят в Царство Небесное и других не допускают. Плохо, когда кто-то сам не приходит ко Христу, но несравненно хуже, когда при этом он препятствует другим приходить к Нему. Сколь многие отвергают благовестие Христово только потому, что вожди народа отвергают его.

Они превратили религию и свое показное благочестие в способ личного обогащения. «Горе вам, — говорит Господь, — что вы поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь». Они входят к ним в доверие и получают по наследству их имения. И, несомненно, делают все это весьма искусно, под прикрытием закона.

Вильгельм Котарбинский. Лепта вдовы

Долгая молитва похвальна. Сам Господь дал нам образ такой молитвы. И все святые свидетельствуют: чем ближе человек к Богу, чем больше он осознает свою греховность, тем большую он испытывает потребность молиться. Но долгие молитвы фарисеев были показными. Им надо было, чтобы все видели, как они молятся, какие они благочестивые, что они — избранники небес. И никто бы не смел подумать, что они обманщики.

Нет ничего нового в желании человека показать себя перед другими лучше, чем он есть. Но страшно, когда оно проявляется там, где мы стоим перед судом света, в котором нет никакой тьмы. За поругание святыни молитвы — лицемеры примут большее, чем за все свои грехи, осуждение.

Они затворяют Царство Небесное тем, кто хочет придти ко Христу, и в то же время обходят море и сушу, дабы обратить хотя бы одного человека — не ради славы Божией, не ради спасения чьей-то души, — а ради служения себе.

И они делают его сыном геенны, вдвое худшим их. Дух фарисейства открывает глубины ада — вследствие враждебности его к Царству Небесному. Обращенные к ложной вере обыкновенно превосходят своих просветителей. Ученики  лицемерия идут дальше своих учителей. «Горе вам, — говорит Господь, — вожди слепые!» Они дадут ответ Господу за все погубленные ими души.

Христос приводит пример их лицемерного учения. Они различают между клятвой храмом и клятвой золотом храма, клятвой жертвенником и клятвой даром, который на нем.

Смотрите также:
Слова народу

Смысл различения — в том, что одни клятвы должны быть исполнены, что бы это ни стоило, а другие — могли быть законно нарушены — без оскорбления имени Божия.

Клятва золотом храма и даром на жертвеннике для них относится к абсолютной святыне, и потому неверность ей совершенно недопустима.

В отличие от клятвы жертвенником и храмом, которую позволительно дать и потом нарушить. Хотя сказано: «не клянись».

Не имея страха Божия, они по своему произволению манипулируют заповедью, данной от Бога, играют с огнем. Они выказывают предпочтение золота  храму и дара жертвеннику, с тем чтобы воодушевить людей приносить в Храм материальные дары и сокровища, которые они надеются употребить с пользой для себя.

Господь показывает безумие и глупость этого различения. «Что больше, — говорит Он, — золото или Храм, освящающий золото, дар или жертвенник, освящающий дар?» Клянущиеся золотом Храма смотрели на золото Храма как на святыню. Но что делало это золото святым, как не святость Храма, для служения которому оно было предназначено? И потому Храм не может быть менее святым, чем золото, но, несомненно, — он должен быть более святым.

Христос говорит, что все клятвы устремлены к имени Господню — так что хотя клятв Храмом, жертвенником, небом следует избегать, тем не менее, они являются связующими. Клянущийся жертвенником ставит себя перед ним и перед всем, что на нем. То, что на нем, — приносится в жертву Богу, и клясться жертвенником и тем, что на нем, — значит призывать в свидетели Самого Бога. Это жертвенник Божий, и приходящий к нему приходит к Богу. Клянущийся Храмом, если он отдает отчет в том, что он делает, должен знать, что Храм — это дом Божий, место, которое Бог избрал на земле для Своего Святого имени. И потому он клянется им и Живущим в нем.

«А Я говорю вам — говорит Господь, — не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 34-37).

Мы должны жить так, чтобы от нас не требовалось клятвы. Правда наших слов и верность нашим обещаниям с памятью о всегдашнем присутствии Бога Живого должна бы быть, как говорит Апостол, известна всем людям. Но то, что клятвы до сих пор порой бывают необходимы (в судах до революции, в военной присяге), — напоминание, что люди искажены грехом и мы живем в искаженном грехом мире.

Клянущийся небом, согрешает. Однако он не свободен от обязательств своей клятвы, если она не противоречит вере и заповеди. Бог даст ему убедиться в том, что небо, которым он клялся — подножие ног Его, и клянущийся Престолом Божиим взывает к Сидящему на нем.

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». Десятина была существенной частью ветхозаветных установлений. Согласно Второзаконию и книге Левит, полагалось откладывать десятину от урожая и приносить Богу. Но мята, анис и тмин — травы для приправ — выращивались обыкновенно в небольшом количестве, и десятая часть от них была столь мала, что это приношение составляло всего один пучок. Однако те, кто отличался исключительной тщательностью в соблюдении Закона, отсчитывали десятину буквально с каждого растения.

Таковыми были фарисеи. Они учитывали каждый листочек этих трав, и в то же время могли быть исполнены несправедливости, надмения и жестокости. Они строго исполняли второстепенное в Законе и забывали о существенном. Евангельский фарисей хвалился этим: «даю десятую часть из всего» (Лк. 18, 12). Десятина была их обязанностью. Христос говорит, что надлежало им того не оставлять. Все на своем месте должно содействовать служению Божию. Но Господь осуждает их за то, что они оставили важнейшее в Законе: суд, милость и веру. Все внешнее имеет значение, но все существует ради внутренней святости сердца.

Суд и милость — по отношению к людям, и вера, верность — по отношению к Богу — важнее всего в Законе. Этот дух фарисейства и доныне живет. Он никогда не умрет, пока Христос не будет царствовать в наших сердцах. Можно соблюдать все установления церковные, все посты, не пропускать никогда воскресных и праздничных богослужений, аккуратно жертвовать на Храм, — и при этом исполняться самодовольства и быть совершенно далеким от Бога.

Они тщательно избегали меньших грехов, и не боялись совершать больших. «Вожди слепые!» — снова называет их Господь. Раньше Он называл их так за их лицемерное учение, а теперь — за их лицемерную жизнь.

Они были слепы — оцеживающие комара, а верблюда поглощающие. В своем учении они оцеживали комара, предупреждая людей против малейшего отступления от предания старцев. В своей жизни они оцеживали комара, изображая предельный ужас перед самым малым грехом, и не затрудняли себя в совершении грехов, которые по сравнению с этим были как верблюд по сравнению с комаром.

Не за строгость по отношению к малым грехам выговаривает им Господь. Грех, даже если он с комара, следует оцеживать. А за то, что вслед за испугом перед комаром, они поглощали верблюда.

Для фарисеев внешнее было — все, а внутреннее не имело значения. 

Смотрите также:
О чём молчит Евангелие

Господь показывает это на двух образах. Он сравнивает их с сосудом, чистым совне и грязным изнутри. Разве не безумие вымыть чашу и блюдо только с внешней видимой стороны, и оставить их невымытыми с внутренней, той, которой пользуются? Они избегали грубых, видимых для всех грехов, которые могли бы уронить их в мнении других людей, но пребывали в злосердечии, ненавистном для чистого и святого Бога. «Фарисей слепой!» — обращается к ним Господь. Неведение собственных, поселившихся в сердце грехов, — самая опасная слепота. «Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их».

Главная забота христианина — о чистоте сердца. Более всего мы должны остерегаться грехов, свидетелем которых бывает один только Бог, испытующий внутреннее человека. «Очисти прежде внутренность чаши», — не только это, но прежде — это. Потому что при должной заботе о главном, внешнее тоже станет чистым.

Господь сравнивает их также с окрашенными гробами, которые снаружи кажутся красивыми. Праведность книжников и фарисеев была подобно украшению гробниц напоказ. Их честолюбие было направлено на то, чтобы показаться праведными перед людьми. Но внутри они были отвратительны, как гробы, полные костей мертвых и всякой нечистоты. В их сердцах было только лицемерие и нечестие. Мы можем быть исполненными грехом и выглядеть смиренными и очень благочестивыми, вызывая восхищение у многих. Но какая польза для нас стараться трудиться ради похвалы людской, если Господь наш не скажет нам в последний день: «Добрый рабе, благий и верный, вниди в радость Господа твоего (Мф. 25, 21)».

Иудеи делают вид, что чтут память праведников, которые жили когда-то, а сами ненавидят и гонят тех праведников, которые сегодня — рядом с ними. Бог ревниво относится к посягательству на Его святые установления, и с такой же ревностью Он заступается за честь Своих угодников. Память праведника благословится, а имена их ненавистников и гонителей будут покрыты позором.

«Кровь праведников — единственное на земле писание, которое стереть невозможно, — говорит святитель Николай Сербский, — горит на главах до колена сотого».

Книжники и фарисеи строят гробницы мученикам и украшают их памятники. Они изображают сегодня возмущение их убийством. «Если бы мы были во дни отцов наших, — говорят они, — то не были бы сообщниками их — в пролитии крови пророков». Но именно это они бы делали тогда, и именно это они намереваются делать сейчас. Фарисеи замышляют убийство Христа, о Котором свидетельствовали все пророки.

Смотрите также:
Гробницы пророкам

Точно также те, кто сегодня ни слова не скажет против сегодняшнего главного греха — сатанинской пропаганды разврата, ни за что не выступили бы против главного греха прежних дней — безбожного коммунизма.

Мы думаем иногда, что если бы мы жили во времена земной жизни Спасителя, мы бы неотступно следовали за Ним, мы никогда не отвергли, не предали бы Его, но Христос — в Своем Духе, в Своем слове, в Своих заповедях — вчера, сегодня и во веки Тот же.

«Таким образом, — говорит Христос, — вы сами против себя свидетельствуете». Те, кто осуждает грех в других, а себе позволяет то же самое или худшее, — наиболее неизвинителен (Рим. 1, 32 — 2, 1). «Вы сыновья тех, которые избили пророков», — говорит им Господь, потому что они идут вслед своих отцов, они — их духовные и физические наследники.

Пророчество о разрушении храма

«Дополняйте же меру отцов ваших». Существует мера грехов, которая должна быть исполнена. Бог долготерпелив, но приходит время, когда Он не будет больше терпеть. Дети исполняют меру грехов своих отцов, если упорствуют в тех же самых грехах или новых, худших.

Грех народа, приводящий к национальной катастрофе составляется из грехов разных поколений. Бог праведный присоединяет нечестие отцов к нечестию детей, идущих их стопами. Гонение на Христа и Его Церковь исполняет меру вины народа больше, чем что-либо другое.

«Змии, порождения ехиднины! Как убежите вы от осуждения в геенну?» Как странно, кажется, слышать это из уст Христа, изливающих благодать. Он называет их змиями и порождениями ехидниными, потому что знает, какой яд ненависти к Богу носят они в себе. Христос — Судия, держащий в Своей руке ключи ада и смерти.

Как убежать им от осуждения в геенну? Есть одна только возможность — покаяние и вера. Мытари обратились к Врачу Небесному, и избегают осуждения ада явно скорее, чем те, кто был уверен в себе, что они на пути к небесам.

Господь утверждает, что вся история Израиля — история убийств людей Божиих. От начала до конца, от Авеля до Захарии, это история отвержения и нередко убийства праведников. Господь ясно дает понять, что дух убийства по-прежнему правит ими. Христос знает, что Он должен умереть и что в будущем Его последователей будут гнать, отвергать и убивать. В XII веке христианской эры известный философ-талмудист Маймонид, именем которого сегодня названа в Москве Академия, писал: «Подобает убивать и бросать в ров погибели всех, подобных Иисусу из Назарета, и их последователей». Ужас заключается в том, что избранный и возлюбленный Богом народ повернулся против Него. И час Креста приближается.

Слово Христово обращено не только к иудеям, но ко всем людям и ко всем народам. Мы знаем, что было в XX столетии в некогда православной России.

И сегодня Господь напоминает всем, в том числе тем, кто строит гробницы новым мученикам и украшает им памятники, что на Страшном Суде мы должны будем сказать, содействовали или препятствовали мы Богу нашей жизнью.

Каждый человек и каждый народ должен будет дать на это ответ.

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!» Господь оплакивает этот город мира, ныне предназначенный к разрушительной войне, ибо грехи его вопиют к небу.

Плач по Иерусалиму

«Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» Сколько раз Он приходил к ним, проповедуя и совершая чудеса. Всякий раз, когда мы слышим святое Евангелие и воздыхание Духа Святого касается нас, Христос хочет собрать нас. «Я хотел, и вы не захотели», — говорит Господь. Он хотел спасти их, а они не захотели быть спасенными Им.

И Он определяет участь Иерусалима: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». Этот дом — город и Храм, от которого скоро не останется камня на камне, их религия, в которой нет Бога, и человеческие души — незанятые, выметенные и убранные. Без Христа самое цветущее место станет пустыней. Когда Бог уходит, Его место заступают сразу все враги.

«Ибо сказываю вам, — говорит Господь — вы не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» Это было во время Его торжественного входа в Иерусалим накануне Крестных Страданий. Это будет, когда воскресший Христос явится в славе с сонмом святых и ангелов судить миру. Эта «осанна» Господу нашему ныне возносится во всех храмах. Кто хочет быть со Спасителем в вечности, должен здесь на земле принести Ему поклонение всею жизнью своей.

Картины Джеймса Тиссо

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *