Открывая «Тайну Афонской пустыни» монаха Салафиила

by on 06.06.2016 » Add the first comment.

4281bccedb32593f8b88683316c2f6d7

Не всем в жизни выпадает случай побывать на Святой Горе Афон в Греции. Женщинам вообще туда вход воспрещён, ибо таково благоволение Покровительницы Афона — Царицы Небесной. Современная геополитическая ситуация вообще не располагает ездить за границу. А те русские монахи, которые вопреки трудностям живут на Святой Горе, периодически подвергаются различным нападкам: это бесы мстят через людей. Да и что греха таить: не все в восторге от темы славянского присутствия на Афоне. А вместе с тем 2016 год является годом тысячелетия русского присутствия на Святой Горе.

Все названные причины увеличивают важность и значение недавно изданной книги ‘Тайна Афонской пустыни. Дневник пустынножителя’. Её автор — монах Салафиил (Филипьев) более известен как инок Всеволод, но в 2014 году он принял постриг с именем Салафиил в честь одного их архангелов. Книга эта, конечно, про Афон, причём про Афон малоизвестный, пустыннический. Но и не только. А ещё про душу русского монаха — живую, борющуюся, мятущуюся, падающую и восстающую во Христе.

f30-cv-5645163Открывает книгу следующее признание автора: ‘Я начал писать книгу-дневник «Тайна Афонской пустыни» в очень тяжёлый период моей жизни. Быть может, в самый тяжёлый. Когда меня придавили события одно чернее другого и каждую минуту я ожидал ещё худшего. Прошлое казалось перечёркнутым, будущее — неизвестным, настоящее давило и мучило, словно испытывая, какой ещё имеется запас прочности. Каждый день я проживал, как последний, ожидая смерти буквально, а не метафорически: Но на моё удивление в этом дневнике оказалось запечатленным чудо милости Божией — откровение пустыни, которого я и сам не ждал и не чаял. Когда перечитываю эти записи, вижу столько пасхальной радости, света, утешения и чудес Божиих, что понимаю — верно свидетельство святых отцов: в самые тяжёлые периоды жизни вдруг открываются удивительные высоты: Ибо когда невозможна поддержка от людей, тогда приходит Сам Бог, подавая помощь и утешение:

А ещё эта книга — апология исихазма, гимн пустыннолюбия, документальная хроника афонской пустыни глазами одного из её граждан. Взгляд на сокровенное изнутри.

Здесь — те тайны, которые моя грешная душа восприняла в афонском отшелии. Это — документ души, постепенно поднимающейся из руин, души, в которую возвращаются вера, надежда и нетленная Христова любовь:

Итак, в конце октября 2010 года я должен был умереть очень плохой смертью и в очень страшном состоянии духа. Но по неизреченной милости Божией вместо этого произошло вот что:’. И далее автор приводит свои записи целого года жизни на Святой Горе.

Жизнь многолюдных монастырей Афона довольно хорошо освещена в книгах и фильмах. А про пустынников, особенно про русских пустынников, до недавнего времени мы вообще ничего не знали. Говорят, что их появление стало возможным только благодаря тому, что Господь Промыслом Своим привёл на Афон опытного пустынножителя и делателя Иисусовой молитвы иеросхимонаха Рафаила (Берестова). Вот что пишет о нём монах Салафиил: ‘:Отец Рафаил сделал для нас, его духовных чад, всё главное, что возможно. Во-первых, он вдохновил и окрылил вестью о покаянном умном делании, непрестанной молитве и пустынножительстве. Во-вторых, создал братство своих единомышленников — учеников, для коих стал учителем, духовником, родным батюшкой. В-третьих, указал путь в пустыню и возглавил исход — вывел братство на блаженные пажити афонского и кавказского отшельничества. В-четвёртых, показал и продолжает показывать пример умно-молитвенного делания и жизни по заповедям Божиим. В-пятых, он молится о нас. Остальное в значительной степени зависит от нашего личного усердия, терпения и постоянства на пути покаянного умно-молитвенного делания’.

11424_600

Старец Рафаил (Берестов) справа и монах Салафиил (инок Всеволод (Филипьев)) после пострига

Также монах Салафиил подчёркивает, что отец Рафаил, как учил его духовник — старец Кирилл (Павлов), всегда старается быть верным отеческому Православию во всей его святости. Значительная часть книги ‘Тайна Афонской пустыни’ — это записи наставлений отца Рафаила.

Вот, например: ‘Батюшка сидел на стульчике, на берегу. Вдали виднелась Гора Афон. Батюшка перебирал чётки и говорил: «На нас нападают вражьи помыслы уныния, гордости, суетности, нечистоты. А мы их Иисусовой молитвой и крестным знамением сбиваем, как зенитки сбивают вражеские самолёты. Они атакуют, а мы сбиваем!» — и он показал, как нужно с молитвой и крестным знамением осенять пространство вокруг себя на все четыре стороны. Ещё отец Рафаил сказал: «Некоторые представляют старцев какими-то только мягкими, а они, например, современные старцы Иосиф Исихаст и Паисий Греческий, — мужественные, сильные люди. Нам нужна не расслабленность, а гранитное мужество и нежное сердце»‘.

KfWuJ5S3DkY

Свой дневник монах Салафиил (Филипьев) вёл не только в пустыни, но и во время странствий по Афону. Интереснейшие строки посвящены малоизвестным святым местам Афона и греческим старцам. И конечно же, не обойдено молчанием восхождение на пик Святой Горы: ‘Ночую в храме Преображения Господня. Прямо на деревянных досках пола. Сижу в стасидии. У икон теплятся лампады. Благодать. Читаю молитву по чёткам. Посмотрел закат. Он был такой: спокойный, мирный и величественный. Радость, если б такой закат осиял последний вечер моей земной жизни, подарив предощущение спасения:

Был уверен, что буду один на вершине. Но после заката, когда уже совсем темнело, Богородица привела двух рабов Божиих. Наши русские. Завтра утром им выезжать с Афона, а они из последних сил — на вершину, помолиться. Без спальных мешков и тёплой одежды. Подвижники. Слава Богу, что-то тут нашлось им. Мы почитали акафист Богородицы и вечерние молитвы, и они уже спят. Умаялись. Утром в 05:00 подъём. Помолимся и, Бог даст, встретим рассвет.

Повторю: чувство, владеющее душой на вершине Святой Горы, — удивительное. Недаром Господь Иисус Христос уединялся молиться на горы. А горы после этого становились святыми. Вершину же Афона освятил своими молитвами сонм известных и безвестных старцев — исихастов и аскетов’.

Книгу ‘Тайна Афонской пустыни’ не пересказать в кратком очерке. В ней ведь почти 500 страниц. Её нужно читать, вдумчиво проживая с автором изо дня в день афонскую явь.

Владимир Николаевич УВАРОВ,
режиссер-постановщик
на Православном радио Санкт-Петербурга

Источник

Смотрите также: Фильм «Русская лампада на Афоне»

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *