Далёкий горизонт

by on 16.05.2015 » Add the first comment.

Слово на воскресное Евангелие Сергея Худиева в неделю 6-ю по Пасхе.

Ин., 34 зач., IX, 1-38.

В Евангельском рассказе об исцелении слепорожденного ученики спрашивают «кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» и Господь отвечает «не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии» (Иоан.9:2,3). Ученики спрашивают «за что», Господь отвечает на вопрос «для чего».

Люди всегда пытаются понять смысл происходящего — и, особенно, смысл страдания. Они выстраивают простую аналогию — мы сами причиняем страдания другим, когда хотим наказать их. Злодея подвергают казни, потому что он ее заслужил. Детей наказывают, чтобы заставить их вести себя хорошо. Следовательно, страдания людей можно объяснить Божиим наказанием — Бог решил покарать виновных или вразумить бесчинных. Нельзя сказать, что это совсем неверно; пророки прямо объявляли страдания, постигавшие народ Божий, наказанием за грехи. Но это объяснение не универсально — по крайней мере, во многих случаях оно не годится.

Для современников Иисуса, в том числе для учеников, страдание слепорожденного — явный знак Божиего неблаговоления. Этот человек чем-то оскорбил Бога и наказан. Конечно, это вызывает определенную проблему — ведь он не ослеп после какого-то своего греха, а родился слепым. Может, он согрешил в утробе матери? (некоторые раввины допускали такую возможность). Может, согрешил не он, а его родители? Этот вопрос — «за что?» ставится до сих пор, и люди отвечают на него по-разному.

Некоторые верят в карму и реинкарнацию — может быть, в прошлой жизни слепорожденный был злодеем и ослепил другого человека, а в этой жизни принужден искупать свои грехи. Но это вызывает еще больше вопросов — если у слепорожденного нет ни малейшей памяти о том, что он совершил в предполагаемых прошлых жизнях, то что вообще связывает его с этим прошлым злодеем, за грехи которого он, предположительно, страдает? Как замечает немецкий мыслитель Годфрид Лейбниц в своем «Размышлении о метафизике», «Ибо ведь память, или сознание этого «я», делает душу способной к награде и наказанию. … Представим себе, что какой-нибудь человек вдруг сделался бы китайским императором, но при этом бы позабыл, чем он был прежде, как будто бы он заново родился. Не то же ли было бы это в практическом отношении и с точки зрения тех последствий, которые можно сознавать, как если бы этот человек уничтожился, а на его место в тот же момент был сотворен китайский император?»

Да и Библии — и Ветхому Завету, и учению Господа Иисуса и Апостолов — идея реинкарнации совершенно чужда. Но за что же тогда наказан этот человек? Вслушаемся в ответ Господа: «Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии» (Иоан.9:3).

 Эль Греко. Христос исцеляет слепого (1560)

Слепота этого человека — вообще не наказание за его личные грехи — или грехи его родителей. Не знак того, что Бог прогневался на этого человека или отверг его. Не проявление осуждения или проклятия.

Это настолько неожиданная мысль, что ее трудно принять не только людям того времени, но, нередко, и нам. То, что мы воспринимаем как несомненное бедствие, несчастье, ущербность, тяжкое лишение — далеко не всегда знак Божиего наказания. Благополучие, богатство и здоровье — далеко не всегда знак Его благоволения. Напротив, то, что в земном плане выглядит ущербностью, может быть знаком особого Божиего избранничества — «чтобы на нем явились дела Божии».

Слепота этого человека — не кара от Бога-карателя, а часть замысла Бога-промыслителя. Замысла, который намного, намного больше чем все, о чем могли помыслить ученики. Они не могли знать, что эта история о слепорожденном будет веками читаться в церквях по всему миру, что сегодня она послужит нашему наставлению и спасению — их горизонт тогда был не очень велик. Мы живем почти два тысячелетия спустя, и наш горизонт, конечно, шире — мы знаем, как над этим событием размышляли Отцы Церкви и многие поколения христиан. Но он все равно гораздо уже того, что замыслил Бог.

Любой простой ответ — «этот человек слеп, потому что его родители согрешили тем-то» — был бы ошибочен потому что находится внутри того узкого горизонта, в котором мы задаем этот вопрос. Очень много событий, начиная с падения Адама, привели к этой слепоте. И очень много будущих событий, которые повлияют на жизнь множества людей, явились — и еще явятся — результатом того, что Господь исцелил этого человека.

Любое описание причин и последствий этой истории затронуло бы все уголки мироздания — потому что в рамках промысла все является единым целым.

Мы можем знать, что в рамках промысла Божия все события имеют свой смысл, все связано со всем, все вплетено в ткань истории спасения — но этот смысл просто не поместился бы в наших маленьких головах.

Поэтому для нас остается тайной, почему этот человек родился слепым. И нам не стоит строить предположений — «а вот за такие-то грехи». Мы не знаем того, чего мы не знаем, и нам лучше смириться с этим.

Но нам сказано, для чего это — чтобы явились дела Божии, чтобы Христос был явлен как Свет Миру.

И этот евангельский рассказ прямо относится к нам. Мы не знаем, почему происходит то или другое, люди благоденствуют или страдают, и нам лучше не пытаться искать простых объяснений — «а вот бумажник, ты, кума, потеряла оттого, что в этот день правило не дочитала до конца». Мы знаем, что делать в этой ситуации — служить Богу и прославлять Его. Терпением, если терпеть приходится нам. Милосердием, если терпят другие.

Сергей Худиев

Иллюстрация на анонсе: Никола Пуссен. Исцеление слепого (1594) 

ФОМА

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *