10 лет назад, 17 марта 2004 года, в северном Косово начались беспорядки, быстро переросшие в сербские погромы

by on 17.03.2014 » Add the first comment.

17.03.2014

Погромам в Косово исполнилось 10 лет. Во время вспышки насилия значительная часть славянского населения этого края была изгнана с нажитых мест, при этом дома многих сербов были сожжены и разграблены. Кроме того, 35 православных церквей и монастырей были повреждены или уничтожены албанцами.

В ходе так называемой «Хрустальной ночи» Косово или, как эти события окрестили сами сербы «Немири на Косову и Метохиjи» погибло 27 человек (16 сербов и 11 албанцев), 4000 человек были вынуждены покинуть край, порядка 800 домов были разрушены, 36 православных храмов, некоторые из которых относятся к XII — XV векам, были осквернены и уничтожены.

Знаменитые на весь мир кадры, запечатлевшие албанское варварство

Косово — особая земля, носящая сакральный характер для каждого серба, исторический центр развития их культуры и государственности. К началу XIII века, после многочисленных столкновений между византийскими войсками и мелкими сербскими княжествами, территория Косово и Метохии была официально признана за последними: в 1217 Стефана Первовенчанного провозгласили первым сербским королем, а к 1219 году относится учреждение сербской автокефальной православной Церкви. Первой великой трагедией в истории края явилось турецкое нашествие XIV века, в ходе которого власть над регионом перешла Османской империи. Именно к этому времени относится знаменитая битва на Косовом поле 1389 года, сделавшая погибшего в сражении с войсками Мурада I сербского князя Лазаря символом национальной борьбы, а само событие священным в памяти народа. С XV века начинается активное заселение края кочевавшими южнее скотоводами — албанцами, условия жизни которых в рамках османского владычества становились все более приемлемыми по сравнению с автохтонным населением: перешедшие в ислам не платили джизью, значительная часть была также освобождена и от хараджа, а торговля скотом приносила немалые прибыли.

В XVI веке на Балканах активизируется национально — освободительная борьба и гайдучество, а успехи габсбургской короны в борьбе с османской экспансией в Европе в следующем столетии, особенно великая победа во время осады Вены 1683, сравнимая в исторической памяти христианской Европы разве что с битвой при Пуатье 732 года, привели к освобождение большей части косовских территорий от турецкого владычества. Но ответный удар османов, последовавший в конце 80 — х гг. XVII века вынудил австрийцев отступить, и оставшиеся без покровительства сербы по призыву Церкви начинают в 1690 году свое знаменитое «великое переселение» на территории австрийской монархии, когда — то принадлежавшие мигрировавшим в XVI веке на Запад венграм. Воспользовавшись этим, албанцы начинают с новой силой заселять опустевшие территории. Процесс этот продолжается на протяжении двух столетий, но даже в этих условиях только к концу XIX века сербы перестают быть доминирующей этнической группой края. В это время при поддержке Вены и Берлина, заинтересованных в нестабильности региона, начинает активно разрабатываться националистическая албанская историография, утверждающая никаким образом не подтверждаемый серьёзной археологией факт заселения албанцами территории Косово и Метохии в раннее Средневековье.

XX же столетие, а в особенности события его середины становятся настоящей катастрофой сербского народа. После признания независимости Албании в 1921 годы её территориальные претензии к сербской стороне резко усиливаются. Во время второй мировой войны итальянцами при поддержке нацистской Германии (в этой связи её позиция по югославскому конфликту выглядит особенно гнусно) был создан коллаборационистский режим, ставивший перед  собой задачу создания «Великой Албании» — последовавшие за этим этнические чистки привели к гибели и бегству около 400 000 сербов, а уже после второй мировой войны Иосиф Броз Тито, надеявшийся на вхождение Албании в состав югославского государства открыл двери для 400 000 албанских беженцев, выселив в свою очередь порядка 200 000 сербов за пределы края. Албанский становится основным делопроизводственным языком, на нем выходят газеты и вещает телевидение, все высшие посты занимают представители названной этнической группы. Какое — то время югославский лидер даже обещал Энверу Ходже включить эти территории в состав Албании. Следующая волна насилия захлестнула Косово в 70-е — начало 80-х гг., в результате чего еще порядка 50 000 сербов были вынуждены покинуть край. События достигли апогея в 1981 году, когда рост косоварского национализма вылился в события так называемой «албанской весны» или «албанской интифады» с требованиями немедленного выхода Косово из состава СФРЮ.

Еще более осложнил ситуацию приход к власти Слободана Милошевича в 1988 году, который, используя националистическую риторику, приступил к осуществлению политики масштабной поддержки угнетаемого сербского населения, что в конечном итоге привело к новому росту албанской агрессии в крае, в ходе которой еще несколько десятков тысяч сербов покинуло свою Родину. Создание в 1996 году Армии освобождения Косово и последовавший двусторонний геноцид и этнические чистки привели к одностороннему вмешательству стран НАТО, который в обход всех норм международного права, не имея на то резолюции совета безопасности ООН, осуществили в 1999 году масштабную бомбардировку югославских территорий. Последовавшая за тем постановка края под управление силами атлантического альянса, а также начавшийся международный трибунал над бывшей Югославией в Гааге, в ходе которого подсудимыми оказались исключительно подозреваемые в военных преступлениях с сербской стороны, многие из которых являются национальными героями, до сих пор воспринимаются сербами, да и всем православным миром, как оскорбление и унижение. Позиции критики трибунала последовательно и жестко придерживается и Россия. Переход же Косово под управление НАТО, как показали события 9 — летней давности, не принес краю спокойствия.

134

Оскверненный лик Богоматери. Дэвичский монастырь

Несмотря на французское военное присутствие Девичский монастырь не удалось защитить от осквернения. Сами же военные, по словам монахинь, никаким образом не реагировали на албанскую агрессию. Реакция стран Запада в целом была достаточно сдержанной и скромной. Даже кадры, на которых косоварские националисты демонстративно жгли и вырывали кресты у церкви, были расценены, всего лишь как волнения и беспорядки.

urg_3 (1)

Церковь Христа Спасителя. XIV век

Levishka, in the altar

Разрушен алтарь и фрески в церкви Богородицы Левишки. XII век

Всего за время югославского конфликта на территории Косово было уничтожено порядка 150 церквей и монастырей, многие из которых относятся к XII — XIV векам, а 18 имеют особый статус для сербской культуры. Сейчас эти памятники архитектуры восстанавливаются ЮНЕСКО, а ряд из них находится под особой опекой организации дабы предотвратить возможность будущих атак на них.

28144.b

Карта Церквей, пострадавший во время трагедии марта 2004 года

Непосредственным поводом для мартовских событий послужило убийство сербского подростка Йовицы Ивича. На следующий день во время купания в реке утонули 3 албанских детей. Не имея никаких доказательств, косовары собрали митинг в южной части города, сербы ответили на севере. На мосту, разделяющем Косовску — Митровицу, и произошли первые столкновения между 50 000 толпой албанцев и 10 000 сербов. Многими сербами события 2004 года рассматриваются, как спланированная акция. Президенту России Владимиру Путину и патриарху Алексию II были направлены письма от сербских организаций с просьбой о помощи.

255px-Crkva_svetog_Nikole_u_martu_2004

Церковь Святого Николая. XIV век

 События в Косово вызвали массовую волну протеста против насилия над сербами в Белграде и Нови — Сади. Этнические меньшинства этих городов (в основном албанцы и цыгане подверглись гонениям).

dcidjakovica9
Джаковица после погрома

В определенной степени балканский конфликт можно сравнить с палестинским, с той лишь оговоркой, что если территории Святой Земли являются сакральными как для арабов, так и для евреев (возможно для последних даже в большей степени нежели для первых), то Косово — это история одностороннего выселения автохтонного населения с территорий, которые являются для него началом и содержанием национальной истории, а также центром религиозной жизни.

pogrom3
Монастырь святых Архангелов. XIV век

  Солдаты бундесвера, находившиеся близ Призрена, получили приказ не оказывать сопротивления при уничтожении святыни.

28138.p

Дэвичский монастырь. XV век

Несмотря на призывы сербского патриарха Павла воздержаться от насилия, по столице Белграду прокатилась ответная волна агрессии, в ходе которой была осквернена и сожжена мечеть XVI века Байракли.

bajrakli1_big

Косово — источник нескончаемой боли для православных всего мира. Православие на сегодняшний день подвергается мощнейшему культурному, политическому и даже военному давлению фактически на всей территории своего распространения, свидетельством чему может служить погром 17 — 18 марта 2004. События всего длительного югославского конфликта и «хрустальной ночи» в частности в очередной раз показывают, как хрупко бывает мирное состояние в полиэтничных и поликонфессиональных регионах, особенно если они подвергаются вмешательству третьей стороны. Эта трагедия служит нам напоминанием насколько важно находить понимание и компромисс, вырабатывать принципы совместного сосуществования. Циничная позиция стран Западной Европы (кроме, пожалуй что, миттерановской Франции) и Соединенных штатов в очередной раз свидетельствует, что всяким национальным горем или военным хаосом готовы воспользоваться сильные мира сего, готовые ради укрепления своих позиций или ослабления оппонентов на любые жертвы. Кому как не России извлекать из этого уроки.

Станислав Красулин

Источник

Смотрите также: Не допустить превращения Украины в Югославию

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: НОВОСТИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *