Герой не нашего времени

by on 17.03.2014 » Add the first comment.

17.03.2014

Приближается столетие начала Первой Мировой войны, в результате которой, несмотря на героизм и стойкость Императорской армии, Россия перестала существовать как государство и обратилась в поле большевистских экспериментов. Но история не забудет героической эпохи 1914-1918 гг., а народ воздаст должное памяти борцов за ее честь и независимость.

В музее истории и культуры г.Воткинска хранится Дело за № 4701. Записи школьной тетради Николая Ивановича Корнеева сразу окунули меня в далекое прошлое и увели в царствование последнего Императора.

Возможно, деятельность этого человека еще ждет своей беспристрастной оценки в будущем, пока же, будет не лишено интереса представить краткий биографический очерк, в котором жизнь и судьба его будут полны глубокого интереса для местных историков. 

Корнеев Николай Иванович

Происходил он из крестьян д. Колосово Клинского уезда, Сеченской волости, Московской губернии. «Я внук крепостного крестьянина, — заявлял он в автобиографии, — родился в 1891г. Мой дед был солдатом 1-го Гренадерского полка. Участвовал в Отечественной войне 1812г. и заграничных походах Русской армии. За лихие действия в боях против неприятеля был награжден Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени. Отец, также был гренадером — рядовым 12-го гренадерского полка. В Русско-турецкую войну 1877-1878гг., за подвиг на Шипке, был отмечен Георгиевским крестом 4-й степени».

Далеко от риторики и литературных зауми, автор заставляет прочувствовать трагедию людей, прошедших мучительный и тягостный путь того времени.

«Перед началом Первой Мировой войны обучение я проходил в Выборгской крепости и был выпущен в 5-ю батарею 67-й артиллерийской бригады под началом полковника Федорова. С 1914г. постоянно находился на передовых позициях в должности артиллерийского наблюдателя и позже получил чин старшего фейерверкера.

За участие в тяжелых, кровопролитных боях под Беляево, Сухочево, на Лодзевском тракте, станции Развилово и в Корнялиских лесах был отмечен Георгиевскими крестами, 4-й степ. – № 8945, 3-й степ. – № 31004, 2-й степ. — № 20979.

Вспоминается эпизод, когда мы попали в окружение у озера Нарочь. На прорыв фронта пошел Ярославский полк. Вернее его остатки. Я пошел с ними. В этом деле нами было захвачено двенадцать орудий противника, которые были немедленно развернуты вслед убегающему противнику».

Однако, Николай Иванович эти события не описывает подробно. Сознательно идя на подвиг, он был тяжело ранен в голову. Как это было, свидетельствовал журнал Нива в 1917г. под заголовком «Захват германской батареи у озера Нарочь»: «Командир N-го пехотного полка полковник Петров с полковым адъютантом поручиком А.В. Рудиным узнали от разведчиков, где стоят немецкие батареи, и в ночь на 18 сентября 1916г. с двумя ротами своего полка, пройдя по грудь в воде озера Нарочь, зашли в тыл противнику. На рассвете, выследив заставу немцев и переколов ее, бросились на батарею в штыки, где захватили внезапным ударом, более 150-ти человек пленными и четырнадцать орудий, из которых половина была крупного калибра.

Видя бегущего неприятеля, поручик Рудин подбежал первым до орудия и вместе с подошедшими подпрапорщиком и нижним чином, повернул его в сторону противника и произвел четыре выстрела, чем усилил панику в тылу врага».

«Излечение сначала я проходил в госпитале в Креево, — продолжает автор, — затем нас перевели в госпиталь села Молодечно. Здесь, приехавший генерал вручил мне Георгиевский крест 1-й степени. Перед самой февральской революцией я был награжден Георгиевскими медалями «За храбрость» 3-й и 4-й степеней, по представлению командира 268-го Пошехонского полка, 1-й и 2-й степени – получил от командования 267-го полка за ранние прошедшие бои. Все награды я оставил в доме у родителей».

 

Горячо и убедительно Корнеев заставляет задуматься над вопросами, которые ранее проходили мимо. Следуя общепринятой в советское время системе, безо всяких литературных претензий, повествует он о погромах в столице, захвате дома Петроградского Градоначальника во время революционных событий. Так, «взяв двенадцать матросов из Гвардейского экипажа, я активно участвовал в его захвате». Довольно подробно на страницах нарисован план комнат, а стрелками указано передвижение по нему людей.

После окончания Гражданской войны, герой очерка, проживая в городе с 1921г. работал на машиностроительном заводе и был удостоен государственной награды.

Когда закончился рубеж его земного бытия, «где нет ни скорби, ни печали», к сожалению, неизвестно. Известно только, что доживал он свои дни в полном одиночестве в частном доме. По воспоминаниям соседей — это был глубокий старец с бородой.

Но, так или иначе, на фоне современности, мы не должны забывать о той жертвенности, которую вели русские солдаты на волне Великой войны. Мы должны приложить усилия к тому, чтобы имена и подвиги героев, павших и выживших были сохранены для потомства. Сохранены в родных им, освобожденных их кровью местах, в церквах для вечного поминовения. Портреты их должны храниться в музеях родного края как вещи священные.

С.К. Простнев. Краевед. г.Воткинск, Удмуртия

 

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: НОВОСТИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *