Православные священнослужители об атеизме …
20% респондентов опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», относятся к атеизму отрицательно, сообщает Regions.ru. В 2007 году таких было на 7% больше. Но сократилось и количество положительно относящихся к атеизму — с 12% в 2007 году до 9% в 2013. Большинство опрошенных относится к атеизму безразлично — за 6 лет их количество возросло с 52% до 61%. Еще 20% никогда не слышали слова «атеист».
77% жителей России веруют в Бога. К Православию относят себя 69%, к исламу — 5%, атеистами себя назвали 13%.
В представлениях россиян чаще всего бывают атеистами представители молодежи, а также люди с советским воспитанием и образованные, «не поддающиеся влиянию». Довольно многие считают, что нет какой-то социальной группы, где атеистов больше, что это «разного возраста и положения люди», «кто хочет – верит, кто не хочет – не верит. Право каждого – выбирать». При этом 44% опрошенных затруднились ответить на вопрос о том, кто чаще бывает атеистами.
Для 82% неважно при общении с человеком, атеист он или верующий (среди атеистов таковых 95%, среди верующих — 79%). 75% полагают, что атеисты, кроме своих взглядов на религию, ничем не отличаются от верующих.
42% наблюдают в своем окружении больше верующих, чем атеистов, 7% — наоборот, 22% — равное количество тех и других, 12% — только верующих.
79% не спорили с атеистами, редко это делали 15%, часто — 2%. 70% не спорили с верующими, редко — 21%, часто — 4%.
92% не испытывали притеснений по религиозному признаку, 5% с таким сталкивались. 50% считают, что большим уважением пользуются религиозные взгляды, 2% — атеистические, 26% — те и другие.
По 24% полагают, что в последние годы в России атеистов становится меньше и их число не меняется, 8% считают, что больше, 44% затруднились ответить.
«Как бы вы прокомментировали итоги опроса? В каких группах, на ваш взгляд, чаще встречаются атеисты, а в каких – верующие? Усиливается ли в нашей стране атеизм или слабеет?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что, конечно, атеистов становится меньше.
«Сейчас происходит такая поляризация: если раньше люди, которые в силу социальной зависимости себя позиционировали атеистами, не были по-настоящему таковыми, то нынешние атеисты — убежденные. Атеизм — это тоже вера, атеисты верят, что Бога нет. Безверие — это категория очень болезненная, это патология. В отношении религии все наоборот. Сейчас все большее количество людей относит себя к православным верующим, хотя многие из них вряд ли пошли бы на крест, чтобы пострадать за Христа. То, что 69% православных – это очень хорошо, и так всегда было, даже в 1937 году, когда было очень тяжело признать себя православным, но тогда на переписи населения больше половины признались в этом. Но представьте себе качество веры тех людей, — не сравнить с нынешними. Уверен, в дальнейшем Церковь будет только укрепляться: количество верующих, может, и не будет дальше увеличиваться, а на качество веры будем смотреть по испытаниям в нашем отечестве. Надеюсь, верующих, готовых жертвенно служить Христу, будет достаточно, чтобы победа христианства была несомненна при любых обстоятельствах нашей жизни», — заключил священник.
Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области, отметил, что слабеет в целом атеистическое мировоззрение.
«Но хотя атеистических групп все меньше, зато в медиа-пространстве они стали более активными. Кроме того, есть атеисты, которые равнодушны к религии, а есть антитеисты — богоборцы, испытывающие горячую ненависть и желание бороться с религией. Но количество неверующих в абсолютный разум и вечного Бога уменьшается. Это мировоззрение — реликт советского воспитания, но это поколение уходит, и мировоззрение меняется. Другое дело, если человек называет себя верующим, но он не практикующий верующий. Это можно называть практическим атеизмом, то есть человек вроде бы верит в Бога, но живет так, будто Бога нет. Но в целом хорошо, что верующих стало больше. Потому что классическое неверие называется в Библии безумием. Как говорится в Псалтири: «Сказал безумец в сердце своем: «Нет Бога»«. И эта тема очень подробно исследована русскими классиками», — заключил отец Артемий.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, сказал, что у нас страна развивается в русле тех тенденций, которые сейчас характерны для всего мира.
«И данные этого опроса неудивительны. Действительно, невысок процент людей, которые ни во что не верят. Ведь отрицание Бога – это тоже своего рода вера, идеология. Если в СССР это была вполне определенная идеологическая система, то в наше время такой системы нет. Вообще найти сейчас убежденного атеиста очень сложно, но они есть именно среди молодых людей, которые бравируют своим неверием, просто из-за незнания религиозной культуры, и среди людей, воспитанных советским атеизмом. Что касается верующих, то доля практикующих христиан редко превышает 5% не только в нашей стране, но и во всем мире, и это, конечно, грустно. Люди не понимают, в чем состоит вера, какова ее основа. И называют себя верующими только в силу определенных традиций или из-за разовых участий в таинствах – крещении, венчании. Есть христиане, которые только несколько раз в жизни были в храме. Но то, что люди себя позиционируют православными, свидетельствует о том, что религиозные корни в нашей стране не до конца исчезли, не смотря на 80 лет безверия. Люди себя отождествляет с культурными и историческими традициями. Кроме того, часто бывает, что формальная приверженность перерастает в живую веру», — заключил священник.
Find more like this: НОВОСТИ