Как казаки празднуют Пасху

by on 21.04.2014 » Add the first comment.

21.04.2014

В условиях растущего национального самосознания наблюдается живой интерес к русской национальной культуре, составной частью которой является культура казачества.

Многочисленные  увеселения у казаков устраивались на Пасху – самый яркий праздник весеннего цикла. Празднование христианской Пасхи восходит к апостольским временам. Характер праздника, время празднования и способ его вычисления были окончательно определены на 1 Вселенском (Никейском) соборе (325 г.).

При конце утрени священнослужители начинают христосоваться между  собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу «целование настоятеля с  прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй —  «Христос воскресе». Оному же отвещавшу — «Воистину воскресе». Так же должно совершаться христосование и с мирянами. По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре,  исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Но такой порядок мог  быть соблюдаем лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь  немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного  молящихся.

Ныне же при громадном стечении богомольцев священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает  его троекратным возглашением «Христос воскресе!» с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь.

Обычай приветствовать друг друга в Пасху этим словами — очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его «говорили,  что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34). В кратких словах «Христос воскресе!» заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые,  всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы  высшего откровения. Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется  огнем небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу. С этим пасхальным приветствием соединено и лобзание.

Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви. С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи. О святом лобзании в дни Пасхи так пишет святитель Иоанн Златоуст: «Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу».

В подготовке, играх и гуляниях принимала участие вся станица. Обязательно пекли куличи (сдобный хлеб на дрожжах с изюмом или миндалём) и сырную Пасху – обрядовое блюдо, которое съедалось в знак окончания Великого поста. На Пасху дарили друг другу писанки – красиво расписанные натуральные или сделанные из сахара яйца.

Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к Тиберию с проповедью веры, то подарила императору простое куриное яйцо.

Тиберий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как  если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо — яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Пасхальный кулич — это церковно-обрядовая пища. Кулич — это род артоса на нижней степени освящения. Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно  куличи? Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как  многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются  немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы  вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе. Употребление освященных пасок и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый  день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4).  Так же по благословению и освящению христианских пасок и куличей, верующие в  первый день праздника, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак  радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — прекращая  говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы. На второй день Пасхи играли «в катанки», спуская яйца с горки по специально устроенному желобу.

Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – обращается к христианам апостол Павел.


Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. И нет на земле слов радостнее, чем те, что говорят друг другу люди в Светлое воскресенье и последующие сорок дней: «Христос воскресе! Воистину воскресе!»

Источник 

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: НОВОСТИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *