28 марта 1943 г. ушёл из жизни выдающийся русский композитор, пианист и дирижер С.В.Рахманинов.
« Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка. Единственно, что я стараюсь делать, когда сочиняю, — это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце». Эти слова принадлежат Сергею Рахманинову — великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру. Все важнейшие события русской общественной и художественной жизни отразились в его творческой судьбе, оставив неизгладимый след.
На исходе первого десятилетия XX века имя Сергея Васильевича Рахманинова звучало как одно из самых крупных и ярких имен среди деятелей русского искусства. Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой характеристике отражены объективные качества стиля Рахманинова и его место в историческом наследии мирового искусства.
Именно творчество Рахманинова синтезировало и объединило в единый русский национальный стиль принципы московской школы во главе с П.И. Чайковским и петербургской, где работали композиторы «Могучей кучки», стремившиеся к воплощению русской национальной идеи в музыке. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, в творчестве Рахманинова нашла законченное воплощение. Он продолжил оперные традиции Римского-Корсакова и Мусоргского, симфоний Чайковского и стал связующим звеном в непрерывной цепи русской национальной традиции, продолженной в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке. Творчество Рахманинова хронологически относится к периоду русского искусства, который принято называть «Серебряным веком».
Основными творческими направлениями искусства этого периода были символизм, авангардизм и модернизм. Но Рахманинов не поддался модным направлениям – диссонанс он отверг категорически. Поэтому музыкальные критики нещадно бранили его за старомодность, отсталость и салонность. Б.В. Асафьев, известный музыкальный критик, в статье о Рахманинове приводит интересное высказывание самого композитора: «Не хочу ради того, что считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне, как в шумановской фантазии, тону, сквозь который я слышу окружающий мир». Он избрал, подобно Дебюсси и Рихарду Штраусу, свой собственный, присущий только ему стиль. Это и привлекает к его творчеству людей самого разного возраста, и не только профессионалов.
Сергею Васильевичу выпала судьба стать современником русской революции. Этим объясняется роль Рахманинова в развитии национальной традиции. Именно революция отражена в его творчестве как «катастрофа», «конец света» и «возмездие» за грех человеческий. В сочинениях композитора сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и умиротворенное созерцание, трепетная настороженность и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженность. Его музыка обладает неистощимым мелодическим и полифоническим богатством. Она впитала русские народные песенные истоки, и некоторые особенности знаменного распева. Во многих его произведениях мы слышим колокольные звоны.
Тема Родины – центральная тема в творчестве Рахманинова. С наибольшей полнотой она воплотилась в его крупных инструментальных сочинениях, особенно во втором и третьем фортепианных концертах.
Творческое наследие композитора огромно и разносторонне. Его искусство отличается жизненной правдивостью, искренностью и эмоциональностью.
В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.
Рахманинов одним из первых композиторов и исполнителей, в 30-40–е годы XX-го века, стал записывать плоды своего творчества на еще далекие от совершенства пластинки. Благодаря этому мы имеем его безценные автографы. Они до настоящего времени служат свидетельством высокого мастерства первого пианиста вселенной.
![](https://klin-demianovo.ru/wp-content/uploads/2017/03/tchaikovsky2012-150x150.jpg)
Смотрите также:
Пётр Ильич Чайковский: тайны смерти
Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта 1873 г. в дворянской семье в имении «Онег», Новгородской губернии с давними музыкальными традициями (его дед А.А.Рахманинов был известным автором салонных романсов). Рахманинов начал систематически учиться музыке с пятилетнего возраста. Он учился в Петербургской и Московской консерваториях. Уже в годы учебы Рахманинов написал 1-й концерт для фортепиано с оркестром (1891), ряд фортепианных, камерно-инструментальных произведений, романсов.
Большое влияние на развитие композитора оказал П.И.Чайковский, распознавший уже в ученических сочинениях Рахманинова самобытное дарование. Рахманинов постоянно концертировал как пианист и дирижер в России и за рубежом, в 1909—1912 гг. активно участвовал в деятельности Русского музыкального общества. В 1900-е гг. композитором были созданы многие из наиболее значительных его сочинений.
Г. Э. Чемберс. С. В. Рахманинов за роялем, 1930-е годы
В конце 1917 г. Рахманинов уехал на гастроли в Скандинавию и в Россию уже не вернулся. С 1918 г. он поселился в США, занимаясь до своей кончины преимущественно концертно-пианистической деятельностью. В созданных в эти годы немногих произведениях тема Родины переплетается у Рахманинова с мотивом трагического одиночества композитора, оторванного от родной почвы.
Сейчас даже представить трудно, что когда-то музыку Рахманинова запрещали на Родине. В «Воспоминаниях Рахманинова», записанных Оскаром фон Риземаном, приводятся уничижительные цитаты из газеты «Правда» 1930-х годов…
В 1930 году в СССР побывал Рабиндранат Тагор, и на Западе в интервью стал рассказывать, какие мы свободные, счастливые. В ответ 1 января 1931 года в «Нью-Йорк таймс» появилось письмо, подписанное профессором-химиком Иваном Остромысленским, Ильей Толстым (сыном Льва Толстого) и Сергеем Рахманиновым, выражающее недоумение, как можно называть свободным государство, которым правит красная банда, залившая страну кровью и т.д., и т.д. Разумеется, тотчас же последовала реакция. На исполнение «Колоколов» Рахманинова в Москве в 1932 году появилась статья, в которой его называли «певцом русских купцов-оптовиков и буржуев», «непримиримым и активным врагом Советского правительства».
Живя за рубежом, Рахманинов оставался русским художником, патриотом. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР. В сопроводительном письме Сергей Васильевич написал: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».
![](https://klin-demianovo.ru/wp-content/uploads/2017/03/224._M._G._Kirsanov._Feodorovskii_Gosudarev_sobor._Prisutstvie_Nikolaya_II_za_bogosluzheniem-1-150x150.jpg)
Смотрите также:
Всенощное бдение Рахманинова
Рахманинов по праву считается проникновенным певцом русской природы. Музыка его обладает неповторимым богатством, идущим от русской народной песенности и особенностей знаменного распева. Огромное значение для духовной русской музыки имеют его великолепные богослужебные композиции — Литургия св. Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915). Им были созданы хоры a cappella — Литургия Иоанна Златоуста и Всенощное бдение. К наиболее известным произведениям композитора принадлежат оперы «Алеко» (1893), «Скупой рыцарь» (1904), поэма «Колокола», 4 концерта для фортепиано, 3 симфонии и другие произведения.
Скончался С.В.Рахманинов в Беверли Хиллз (Калифорния), похоронен близ Нью-Йорка.
На анонсе: Сергей Рахманинов. Художник Е.Соловьев (1983)
Могила Рахманинова на кладбище Кенсико близ Нью-Йорка
.
Find more like this: АНАЛИТИКА