Пророчества Татьяны Лиозновой (ВИДЕО)

by on 20.07.2014 » Add the first comment.

20 июля режиссеру картин «Семнадцать мгновений весны» и «Им покоряется небо» Татьяне Лиозновой исполнилось бы 90 лет. Вадим Андреев, сыгравший главную роль в последней картине Лиозновой, рассказал, почему Татьяна Михайловна ушла из кинематографа.

Свою последнюю картину «Конец света с последующим симпозиумом» — об опасности ядерной войны и недопустимости начала Третьей Мировой режиссер сняла в 1986 году. Фильм был показан только однажды по ТВ, и подвергся жесточайшей критике.

Татьяна Михайловна настолько сильно переживала катастрофу «Конца света с последующим симпозиумом», что ушла из кинематографа. Исполнитель главной роли в этой картине, ученик Татьяны Лиозновой – популярный и всенародно любимый артист Вадим Андреев в интервью «Москвичке» рассказывает о трагедии, произошедшей с последним детищем Лиозновой, о том, как эта его самая главная роль – американского драматурга Майкла Трента на 15 лет стала причиной его разрыва с режиссером. А также о цельном, сложном, принципиальном, решительном характере Татьяны Лиозновой. 

Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»

— Фильм «Конец света с последующим симпозиумом» поразительно актуален именно сегодня. Драматург Артур Копит – лауреат Пулитцеровской премии почти 30 лет (пьеса была написана в 1985 году) назад увидел ситуацию, которая сейчас происходит на Украине из-за внешней политики США и НАТО. Возможно, картина опередила свое время?

— Возможно, поэтому столько лет фильм и не показывают. Татьяна Михайловна в конце жизни очень хотела, чтобы картину увидели зрители, и добивалась этого. Она разговаривала с руководителями главных каналов страны – Константином Эрнстом и Александром Любимовым, но переговоры успехом не увенчались. Кто-то из них в качестве отговорки сказал, что «в фильме не тот метраж – каждая серия час 15 минут, а надо не больше 50 минут», на что Татьяна Михайловна предложила: «Привезите меня (ей было больше 80 лет, очень болели ноги) на вашу студию, и я перемонтирую картину под ваш метраж». Увы, этого не случилось.

Единственный показ фильма произошел в 1986 году на Первом канале, и сразу последовал критический разгром. Напомню, что началась перестройка, и многих успешных советских режиссеров, среди которых Сергей Бондарчук, Лев Кулиджанов и Татьяна Лиознова, стали гнобить и унижать. Татьяну Михайловну сняли с должности художественного руководителя Второго творческого объединения киностудии Горького.

— В чем обвиняли критики фильм «Конец света с последующим симпозиумом»?

— Буквально во всем. Согласен, что картина немного затянутая, и тема ядерной войны – тяжелая для беззаботного просмотра. Но какие артисты в ней играют – Армен Джигарханян, Олег Басилашвили, Олег Табаков, Надежда Румянцева, Евгений Весник, Эммануил Виторган! Музыку написал гениальный композитор Гия Канчели, великую музыку! В 1986 году стал открываться «железный занавес» и начался период якобы теплых, дружелюбных отношений между СССР и США. Поэтому в тот политический момент картина оказалась несвоевременной.

Тогда как сегодня, в связи с событиями на Украине и в мире, фильм «Конец света с последующим симпозиумом» очень актуальный и, возможно, пророческий. Наш мир вновь стал таким хрупким, предвоенным, милитаризированным, что не дай Бог, «конец света» не за горами. Может быть, наше интервью прочитает тот же Константин Эрнст, и покажет кинематографическое завещание Татьяны Лиозновой. Хотя для меня лучше, чтобы об этой картине забыли, ибо я не справился со своей ролью. Был молод для своего персонажа– 27 лет, и недостаточно для него умен.

— Мало кто умел так точно и непредвзято выбирать актеров на роли, как Татьяна Лиознова. Почему она доверила вам такую сложную и очень ответственную роль?

— После выхода фильма Татьяна Михайловна в одном интервью сказала о том, что «ее главной ошибкой был выбор Андреева на главную роль». После этого мы 15 лет не общались. Тогда я был очень обижен, потому что изо всех сил старался не подвести своего мастера – Татьяну Лиознову, так старался, как никогда в жизни.

Но сейчас уже понимаю, что великая Лиознова была права. Впервые она выбрала актера на главную роль, руководствуясь хорошим ко мне отношением, желанием помочь в актерской карьере, верой в мой талант (ведь сама меня взяла на курс, и выучила).

Замечу, что я был одним из лучших учеников на курсе Лиозновой и Кулиджанова во ВГИКе. Татьяна Лиознова на роль Майкла Трента перепробовала огромное количество очень хороших артистов, но в конце остались я и Александр Галибин. Наверное, Саша был бы интереснее в этой роли, но благотворительность Татьяны Лиозновой в отношении меня пересилила. Правда, уже во время съемок у нас стали возникать тяжелые моменты.

 Режиссер Татьяна Лиознова и народный артист СССР Вячеслав Тихонов в перерыве между съемками фильма «Семнадцать мгновений весны»
.

— Татьяна Лиознова считала, что «коней на переправе не меняют»?

— Да, «коней» Татьяна Михайловна никогда не меняла. Только в случае безысходности. И без меня было много проблем во время съемок. Прямо на площадке умер оператор картины Петр Катаев, с которым Лиознова сняла все свои фильмы – от первого до последнего. Смерть оператора стала для Лиозновой большим ударом. Разумеется, она не сдавалась, не опускала рук, потому что страстно хотела снять «Конец света с последующим симпозиумом».

— Откуда у Лиозновой такой интерес к ядерной войне? Разумеется, и «Семнадцать мгновений весны», «Им покоряется небо», и «Мы, нижеподписавшиеся» — не женские картины. Но ядерная война, Пентагон, Рейган, Ирак?

— Лиознова была в полном восторге от одноименной пьесы Артура Копита, которую сразу же в год написания опубликовал журнал «Иностранная литература». Не думаю, что тема ядерной войны была главной в ее желании поставить эту картину. Татьяна Михайловна выучила наизусть пьесу, говорила с нами фразами из пьесы, сама написала сценарий…

Если бы она не была, что называется, «живым классиком», ей не позволили бы снимать в то время этот фильм. Более того, Татьяна Михайловна добилась приезда автора пьесы – Артура Копита в Москву. На тот момент были сняты уже три серии, которые очень понравились автору. Артур привез афиши бродвейского спектакля «Конец света с последующим симпозиумом», где Майкла Трента играл, кажется, Аль Пачино, и Татьяна Михайловна долго смотрела на эту программку.

Интересный случай произошел в ГДР, где состоялась премьера фильма «Конец света с последующим симпозиумом», на которую мы поехали вместе с Лиозновой. Мы жили в Берлине, в Доме Дружбы. Поскольку я никогда до этого за границей не был, то гулял по городу, ходил по магазинам. А она сидела в номере и смотрела наш фильм «Конец света», который показывало и повторяло кабельное телевидение буквально круглосуточно. Через три дня просмотров, Татьяна Лиознова говорит мне: «Вадим, а я ведь сняла не то, что надо было. Только сейчас поняла – как надо ставить эту картину».

И пояснила: «Я снимала все всерьез, как написано в пьесе, а ведь это — комедия абсурда, а я приняла за чистую монету каждое слово».

Для нее это было трагедией. Критику она бы пережила, но только не смогла простить себя за то, что сняла, как она сказала, «плохой фильм». После этого Татьяна Михайловна ушла из кинематографа.

Она была в нормальном для режиссера возрасте, полна энергии, сил, и могла бы еще снимать и снимать. На мой взгляд, Татьяна Лиознова совершила поступок, почувствовав, что теряет режиссерское чутье. Больше таких, которые в зените славы ушли бы из профессии, лично я не помню. Татьяна Михайловна была настолько цельным, самокритичным человеком, что по собственной воле, за 25 лет до ухода из жизни, поставила точку в своей режиссерской карьере.

— А ведь за эту картину Татьяну Лиознову обвиняли даже в ненависти к Америке, в советской пропаганде, в том, что она воспела «холодную войну».

— Лиознова всегда снимала только те картины, которыми «горела». Ни одного фильма на заказ, ни одного для «галочки» или ради заработка. За каждый фильм Лиознова готова была отдать жизнь, без преувеличения. После «Семнадцати мгновений весны» в поиске новой темы, которая бы ее взволновала, она не снимала семь лет. Пять лет занималась нашим курсом во ВГИКе, и в это время тоже ничего не снимала. Татьяна Михайловна никогда не распылялась – каждому делу, фильму она отдавала себя целиком.

Я учился на курсе Лиозновой и Кулиджанова, и могу сказать, что если Лев Александрович появлялся во ВГИКе очень редко (в это время снимал фильм «Карл Маркс: молодые годы») , то Татьяна Михайловна буквально жила на курсе. Если она взялась учить, то учила. На наш вопрос: «Татьяна Михайловна, когда будете снимать новый фильм?», отвечала: «Какое с вами может быть кино?» Лиознова нянчилась с нами круглые сутки. Назвать ее доброй нянькой, наверное, сложно. Она была человеком очень требовательным, беспощадным, безгранично преданным профессии и с очень непростым характером.

— В чем заключалась сложность характера Татьяны Лиозновой?

— Татьяна Михайловна была «человеком настроения», причем смена настроений происходила со скоростью света. Она могла прийти на курс лучезарной феей, шутить, а через какое-то мгновение, причем без явной причины, превратиться в фурию.

Лиознова могла и словом убить, и унизить, и морально уничтожить. Просто одним словом – и все, тебя больше нет. Все восемь месяцев съемок в фильме «Конец света» у меня был ежедневный нервный стресс. Похудел на восемь килограмм. Казалось бы, только что, на репетиции (каждую мизансцену мы тщательно, часами, а то и днями репетировали) Лиознова холила меня и лелеяла, а только приступали к съемкам, возмущалась: «Это что такое? Вы что себе позволяете? Как так можно относиться к своей профессии?»

Когда я начинал оправдываться, Татьяна Михайловна говорила: «Для артиста это недопустимо. Не оправдывайся!» Я стоял оплеванный, обруганный, униженный и оскорбленный… Армен Джигарханян нередко утешал меня в коридоре. Повторяю, что сама Лиознова выкладывалась абсолютно. Жизнь или смерть за кино, и никаких других вариантов.

— Ставила ли Татьяна Михайловна других актеров вам в пример?

— Постоянно. Так, на съемках фильма «Карнавал», где я сыграл одну из худших своих ролей, Лиознова говорила мне: «Вадим, тебя испортили, ты стал ужасным, снимаешься в плохих фильмах, в идиотских ролях, халтуришь. Да, если бы ты сейчас был в институте, выгнала бы тебя, не задумываясь. Позоришь меня и Льва Александровича (Кулиджанова)». И продолжала: «Посмотри, посмотри, как работает Ирина Муравьева, и как — ты!»

Лиознова буквально за шею тащила меня к монитору и показывала: «Видишь, видишь – какая она, и какой ты, беспомощный, бездарный? Ну, смотри же, какой ты бездарный!». Она была права. Только после сорока лет я стал неплохим актером, а до этого кого-то изображал.

Анжелика Заозерская

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *