6 октября — прославление святителя Иннокентия, митрополита Московского (1977).
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все,что Я повелел вам.
Мф. 28, 19–20.
Нашего соотечественника святителя Иннокентия (Вениаминова) называли равноапостольным уже при жизни и канонизировали после смерти. Он не был ни первым, ни последним миссионером в дальних землях Российской империи, но его просветительский подвиг в XIX веке оказался настолько обширен и важен по сути церковного служения, по государственной значимости, что этому человеку принадлежит по праву одно из первых мест в истории русской православной миссии. Нет ему равных ни по протяжённости географических территорий, охваченных его апостольской проповедью, ни по количеству просвещённых им народов. Святитель нёс христианское учение коренным жителям Аляски и Чукотки, Алеутских, Командорских и Курильских островов, проповедовал в Восточной Сибири, на Камчатке, в Амурском крае и на Дальнем Востоке. Он обратил во Христову веру многие племена и народности: алеутов, колошей, кадьяков, эскимосов, чукчей, камчадалов, курильцев, коряков, тунгусов, маньчжуров, китайцев, якутов и многих-многих других. Великий миссионер, он прославился как учёный-богослов, выдающийся лингвист, переводчик, строитель и гениальный механик.
Родился Иван Евсеевич Попов, будущий святитель Иннокентий, в 1797 году в Иркутской губернии, в семье сельского пономаря. Окончил Иркутскую семинарию, где, как было принято в то время, получил новую фамилию Вениаминов, готовился к поступлению в Духовную академию. Но Божиим промыслом стал священником в Благовещенской церкви Иркутска. На этом поприще он показал свою особую пастырско-просветительскую ревность: организовал на своём приходе воскресную школу, стремился к повсеместному духовному просвещению детей простого народа. Именно для просветительства коренного населения он отправился на остров Уналашка в колонии Российско-Американской компании. Как будто внял Божиему зову.
В своих путешествиях на Североамериканский материк священник совершенствовался в знании местного языка, разработал алеутскую письменность, перевёл на алеутский язык катехизис, Евангелие от Матфея и букварь с важнейшими молитвами. Будучи убеждённым в том, что истинное образование должно состоять в образовании сердца, отец Иоанн написал на алеутском языке книгу, задуманную как введение в основные христианские истины, «Указание пути в Царствие Небесное». Мудрый священник понимал деликатность своей миссии и старался не нарушить природных психологических особенностей жителей этих суровых краёв.
Впоследствии отец Иоанн был направлен на о. Ситку, стал священником церкви св. Михаила в Новоархангельске – центре наших владений в Америке. Там он проповедовал воинственным индейским племенам колошей и тлинкитов. Эти люди отличались независимостью, храбростью и даже свирепостью. Но и они прониклись добрыми чувствами к русскому священнику, особенно после того, как он помог им справиться со смертоносной эпидемией оспы.
Невозможно представить миссионерскую деятельность епископа Иннокентия в его необозримой «трансконтинентальной» епархии без помощи Божией. И он сам свидетельствовал об этой помощи: «Помощь сия есть Дух Святой, даруемый тундре» (Избранные труды святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Сост. прот. Борис Пивоваров).
В 1842 году святитель предпринял путешествие по всему камчатскому краю, которое продолжалось четыре месяца. Это была очень трудная поездка не только по насыщенности и напряжённости миссионерской деятельности, но из-за непроходимых дорог, сурового климата и способа передвижения. Владыке приходилось преодолевать глубокие ущелья, спускаться с обрывов. Более пяти тысяч вёрст святитель Иннокентий при жесточайших морозах прошёл пешком, проехал на собачьей упряжке, иногда передвигался на оленях. 25 суток просветитель провёл под открытым небом без крыши над головой.
Поселившись в Благовещенске, святитель Иннокентий безпрерывно совершал плавания по Амуру на катере, которым управлял сам. Останавливался владыка во всех встречающихся селениях, проповедовал Евангелие своей новой пастве, служил под открытым небом. Только в Приамурье его попечением было установлено 30 церквей, несколько школ и две миссии. Трудно перечислить все открытые им церкви и созданные миссии за 30 лет просветительской деятельности в необъятной его епархии. Даже когда 18 октября 1867 года Аляска и все российские владения в Америке были проданы Соединённым Штатам, святитель не оставил своих планов по устроению Православной Церкви на этом континенте.
После смерти митрополита Филарета (Дроздова) благом для Русской Православной Церкви было назначение святителя Иннокентия митрополитом Московским и Коломенским, что в синодальные времена, по сути, соответствовало Патриаршему званию. Будучи в почтенном возрасте, владыка Иннокентий провёл ряд церковных реформ – духовно-судебную, сословную, монастырскую, но главной, конечно, была реформа миссионерская. Созданное им Российское миссионерское общество до начала богоборческих времён XX века содействовало распространению по всему миру Русской Православной Церкви методами, в основе которых лежала любовь к ближнему.
Find more like this: АНАЛИТИКА
Уведомление: Форпост державы или казино? | Церковь Успения Богородицы