23 июля — Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

by on 23.07.2016 » Add the first comment.

Риза Христова до XVII века хранилась в Патриаршем храме города Мцхета — древней  столицы Грузии. В 1617 году Грузия была захвачена персидским шахом  Аббасом, солдаты которого разорили храм и передали Ризу шаху. В 1624  году он предложил ее царю Михаилу Романову. Вскоре Риза была доставлена в  Москву и помещена в Патриарший Успенский собор Кремля. С этого времени было установлено празднование Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, которое совершается 23 июля.  Позже риза была разделена на несколько частей, которые оказались в  Софийском соборе Киева, в костромском Ипатьевском монастыре, в Ярославле  и в двух храмах Санкт-Петербурга. Частица Ризы Господней была передана Владимиром Путиным  ныне покойному Его  Святейшеству патриарху Алексию Второму 19 ноября 2007 года, в дни празднования 90-летия восстановления  Патриаршества в России. До недавнего времени частица Ризы Христовой,  заключенная в особый складень, хранилась в коллекции музеев Московского  Кремля.

Русская Православная Церковь празднует Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве 23 июля — в память обретения этой святыни в 1625 г. Прежде чем  попасть в Россию, чтимая реликвия сменила не одного владельца. История  этой святыни восходит ко времени земной жизни Спасителя.

Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном — они ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19, 23-24; Пс. 21, 19).

По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября). Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией — Животворящим Столпом (см. Синаксарий мцхетского собора № 48. «ЖМП», 1977, № 9, с. 53). Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачи’ца (известны также части Ризы Господней в Западной Европе — в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии.

Храм Свети-Цховели в Мцхете

Дальнейшая судьба Ризы Господней тесно связана с  историей взаимоотношений трёх государств: Грузии, Персии и России. Когда  в 1616–1617 гг. Грузию завоевал персидский шах Аббас I, русский царь  Михаил Фёдорович в ответ на просьбу грузинского царя Теймураза о помощи  взял того под защиту. В 1622 г. во время переговоров о дальнейшей судьбе  Грузии и царя Теймураза шах заявил русским посланникам о том, что у  него находится Риза Господня, которую он будто бы взял в Грузии и намерен послать в Москву царю Михаилу Фёдоровичу и Патриарху Филарету Никитичу.

В древнерусской письменности существует несколько сказаний о том, каким  образом Риза Господня попала в Москву. Одно из них принадлежит  известному писателю XVII в. князю Семёну Шаховскому (оно было помещено в  рукописном сборнике, хранившемся в собрании академика Н.С.  Тихонравова). Подлинные акты, свидетельствующие о доставке Ризы  Господней в Москву, хранились в Московском главном архиве Министерства  иностранных дел; в 1879 г. они были изданы, впоследствии было  опубликовано и «Дело о присылке в Москву шахом Аббасом Ризы Господней»,  принадлежавшее тому же архиву. Тексты посольских документов приведены в  исследовании С. Белокурова «Дело о присылке шахом Аббасом Ризы Господней  царю Михаилу Феодоровичу в 1625 году» (1891). Там же помещены  факсимильные фрагменты этой переписки.

Следует заметить, что на Западе существовало предание о том, что Риза Господня первоначально была найдена царицей Еленой (IV в.) в Палестине, перенесена в Трир и в 328 г. положена в Трирском  соборе. Это «альтернативное» предание появилось в Западной Европе в 1196  г., а в 1512 г. здесь было установлено народное почитание трирской  реликвии.

Шах Аббас сдержал слово: в марте 1625 г. персидский посол Урусамбек привёз честную Ризу в Москву в дар Святейшему Патриарху Филарету от  шаха Аббаса. Святыня была помещена в золотой ковчег, украшенный  драгоценными камнями. Вместе с ним посол вручил Патриарху письмо, в  котором шах извещал, что, покорив Грузию, он обрёл эту святыню в ризнице  митрополита, сокрытую в кресте. В тот же день Патриарх Филарет со всем священным собором осмотрел ковчег: «И  по досмотру в том ковчежце (оказалась) часть некая полотняна, кабы  красновата, походила на мели, или будет от давных лет, лице изменила, а  тканна во лну, а в длину и поперег пяди».

Поскольку Ризу прислал иноверный царь, а «неверных слово без испытания  во свидетельство не приемлется», стали искать доказательства подлинности  присланной святыни. Греческие и иерусалимские архиереи и архимандриты,  находившиеся в то время в Москве, единогласно подтверждали, что в их  Церквах сохраняется предание о том, что Риза Спасителя хранится в  Грузии, куда она была перенесена воином, бывшим при распятии Иисуса  Христа.

Но Патриарх Филарет пожелал иметь свидетельство свыше. Указом от 22 марта 1625 г. повелевалось: «Во всех монастырях держать семидневный пост и во всех храмах молить Господа Бога, чтобы Он Сам явил Свою волю о той святыне; а самую святыню с пением  молебнов в крестных ходах носить по городу и возлагать на больных».

Многие больные после возложения на них Ризы Господней получали исцеление. Было выявлено 14 случаев чудесных исцелений от  Ризы Господней в течение Крестопоклонной недели (4-я неделя Великого  поста). Это неоспоримо свидетельствовало о подлинности Ризы Господней.  27 марта честная Риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля.  Вскоре для хранения «пребогатого сокровища» был устроен медный шатёр в  юго-западном углу собора, в приделе св. апостолов Петра и Павла.

Хотя Риза Господня была привезена в Москву в марте, из-за бывшего в те  дни Великого поста празднование Положения честной Ризы в Москве было  установлено 10 июля (ст. ст.) — в канун возведения на царство Михаила  Фёдоровича. Службу празднику, по благословению Святейшего Патриарха  Филарета, составил митрополит Крутицкий (Сарский и Подонский) Киприан. В  день праздника святыню выносили на середину храма для поклонения  верующих.

По описи Успенского собора 1627 г. в храме было три части Ризы Господней.  Одна часть Ризы называлась большой, вторая — меньшой, а третья  предназначалась для ношения по домам к болящим. Кроме того, частицы Ризы  посылались по монастырям. Так, уже в 1626 г. Патриарх Филарет передал  малую часть её в Ипатьевский монастырь под Костромой.

Около 1627 г. была написана икона «Положение Ризы Христовой». В праздник Положения честной Ризы Господней вместе с ней чествовался и Гвоздь Господень. Его в 1688 г. привёз в Москву грузинский царь Арчил Вахтангович,  переселившийся сюда на жительство; позднее указом Петра I велено было  отдать Гвоздь Господень на хранение в Успенский собор.

Православные христиане в великом множестве приходили в Успенский собор,  чтобы поклониться Ризе Спасителя. Одержимые тяжкими недугами, не имевшие  возможности дойти до собора, просили приносить Ризу Господню к ним  домой для исцеления. Просили так часто, что Ризу разделили на несколько  частей. Кроме того, верующие, принимая в своих домах Ризу Господню,  отделяли от неё маленькие частицы. Они делали это из благоговейного  желания иметь у себя в доме святыню, но таким образом невольно наносили  ей вред.

Поэтому в 1681 г. Святейший Патриарх Иоаким был вынужден издать особое повеление: «…чтобы впредь того пребогатого сокровища на части отнюдь не разделять». По этому указу Патриарха для хранения Ризы Господней изготовили два ковчега. В первом часть Ризы хранилась вместе с частью Животворящего Древа Креста Христова. Этот ковчег раз в год, в Великую пятницу, воздвигали в храме. Павел I,  приняв правление (1796–1801), велел перевезти этот ковчег с Ризой в  Санкт-Петербург, в собор Зимнего Дворца. Ещё одна часть Ризы хранилась в  Петропавловском соборе, «в крепости».

Второй ковчег с частью Ризы по-прежнему оставался в Успенском соборе Кремля. Оставшаяся в Москве часть святыни, как и прежде, ежегодно выносилась для поклонения.

В 1701 г. Пётр I начал войну со Швецией: Россия боролась за выход к  Балтийскому морю. Предстояли тяжёлые испытания, и царь приказал  воздвигнуть в Москве церковь Ризоположения — каменный храм на месте  встречи Ризы Спасителя, привезённой когда-то в Россию персидским  посольством. Однако сама Риза по-прежнему хранилась в Успенском соборе.  Судя по описям, в 1701 г. здесь хранились пять ковчегов с восемью  частями Ризы Господней. Две части Ризы были отправлены в Петербург, одна  — в Ярославль.
На протяжении веков святыни, хранившиеся в Успенском соборе Кремля,  оберегались от взора чужеземцев — они могли созерцать их лишь издали.

Часть Ризы Господней в храме Христа Спасителя в Москве

Не было доступа к Ризе Господней и во время «нашествия галлов», когда  Москва была занята наполеоновскими войсками. Она вместе с другими  святынями была своевременно вывезена из Москвы в Вологду. После победы  над Наполеоном патриаршая ризница была возвращена из Вологды в Москву, и  Риза Господня заняла своё прежнее место в Успенском соборе.

В 1837 г. А.Н. Муравьёв, исполнявший в те годы должность «секретаря за  обер-прокурорским столом» в Святейшем Синоде, был в свите великого князя  Александра Николаевича (будущего императора Александра II), когда тот в  сопровождении митрополита Московского Филарета (Дроздова) осматривал  храмы Московского Кремля. Посетил он и спасённую во время Отечественной  войны 1812 г. ризницу Успенского собора. Рассказывая об этом визите,  Муравьёв, в частности, отметил: «Его высочество вспомнил, что при  крещении каждого императорского младенца полагают ему в крест малую  частицу от Ризы Господней; так простирается благословение патриаршее на  всё его потомство».

Это замечание подтверждается сведениями, содержащимися в ризничной описи  церкви Зимнего дворца в Петербурге. В ней упомянут «образ Божией Матери  Тихвинской, в золотой ризе, с крестиком, в котором частицы Риз  Спасителя и Божией Матери. На обороте образа надпись: “Этим образом  государыня императрица Мария Феодоровна благословила государя императора  Александра Павловича в день его крещения 20 декабря 1777 года. А  крестик возложен тогда же на него”». Отсюда следует, что Риза Господня  находилась в ведении царской семьи, и российские правители могли  распоряжаться святыней по своему благоусмотрению.

Опись церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге подтверждает, что ковчег с частью Ризы Господней был «принят в ризницу из комнат государя императора Павла I». Частица Ризы благоговейно сохранялась в дворцовой церкви и в начале ХХ столетия.

Другая часть Ризы Господней вплоть до 1917 г. хранилась в соборе свв.  апостолов Петра и Павла («в крепости»). Возможно, «Петропавловская»  часть Ризы была привезена в северную столицу по распоряжению Павла I,  как и «дворцовая», однако достоверных сведений на этот счёт нет.

Частицы Ризы Господней сохранялись не только в  православных храмах, но и в некоторых знатных семействах. Вот что пишет  Александра Петровна Арапова — дочь Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской: «В  роде бояр Пушкиных с незапамятных времён хранилась металлическая  ладанка с довольно грубо гравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо  заключённой в ней частицей Ризы Господней. Она — обязательное достояние  старшего сына, и ему вменяется в обязанность 10 июля, в день праздника  Положения Ризы, служить перед этой святыней молебен. Пушкин всю свою  жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда  наступит время, вручить её старшему сыну, взяв с него обещание никогда  не уклоняться от семейного обета».

После 1917 г. петербургский ковчег с частью Ризы Господней постигла,  по-видимому, та же участь, что и другие святыни, хранившиеся в  Петропавловском соборе: в мае 1922 г. большая часть церковных ценностей  была изъята, а в 1924 г. собор был превращён в музей.

Что касается «пушкинской» части Ризы Господней, то от сына великого поэта, Александра Александровича Пушкина,  ладанка, по всей вероятности, перешла к его внучке. После октябрьского  переворота эта святыня дома Пушкиных с внучкой Александра Сергеевича  Еленой Александровной фон дер Розенмайер отправилась в Константинополь. В  1942 г. Елена Александровна умерла в Ницце. След пушкинской святыни  потерялся…

Драматична и судьба частей Ризы Господней, которые пребывали в  Московском Успенском соборе. «Большевики хозяйничали здесь беспощадно,  систематически, беспощаднее, чем французы в 1812 году», —  свидетельствовал в 1922 г. о состоянии соборов Кремля после «изъятия»  церковных ценностей корреспондент газеты «Берлинер Тагеблатт» Пауль  Шеффер.

О дальнейшей судьбе «московской» части Ризы Господней сообщает современная исследовательница Н. Энеева: «По  сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в  1918 г., хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в  Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалёку, в начале  Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство  его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды  Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и  опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до  настоящего времени. Среди них находится и ковчег с Ризой Господней,  который попал в отдел драгоценных металлов, где хранится и поныне».

Ещё одна частица Ризы находится ныне в московском храме Ризоположения на  Донской улице. Она была передана сюда Святейшим Патриархом Алексием I в  1951 г., в связи с 250-летием этой церкви. А Патриарх Алексий I, в свою  очередь, ранее получил эту святыню в подарок от Патриарха  Александрийского.

Москва. Церковь Положения Ризы Господней на Донской улице. В этом храме отпевали блаженную старицу Матрону

В конце 2003 г. администрация Ярославского  историко-архитектурного музея-заповедника «Спасский монастырь» сделала  сенсационное заявление: в его фондах обнаружена частица Ризы Господней, считавшейся утраченной в годы революции.

…Главный хранитель музея Марина Фесенко поставила на стол нечто,  завёрнутое в большой кусок ткани, надела белые перчатки и развернула  серебряный позолоченный ковчег, сделанный в виде Гроба Господня. Марина  Леонидовна открыла крышку ковчега — в центре барельефа, изображающего  расходящиеся в разные стороны лучи света, лежала восьмигранная  серебряная панагия, украшенная четырьмя драгоценными камнями. В центре  панагии под пластинкой слюды лежал кусочек льняной ткани размером с  ноготь, представляющий колоссальную ценность для всего христианского  мира.

Эта частица Ризы Господней в 1650 г. была подарена царём Алексеем  Михайловичем ярославским купцам братьям Скрипиным — за великие заслуги.  Во время смуты ополчение Минина и Пожарского перед освободительным  походом на Москву долгое время стояло в Ярославле и содержалось на  деньги ярославских купцов, и прежде всего братьев Скрипиных. Для  хранения святыни они специально построили церковь Ильи Пророка, куда  частица Ризы Господней и была передана по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иосифа.

Там святыня находилась до 1922 г., когда было издано печально известное  постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим  Поволжья. С тех пор она считалась утраченной, хотя, как выяснилось, всё  это время хранилась в музейных фондах под другим названием. Ковчег и  панагия хранились под разными номерами просто как церковная утварь, и  даже сведения об их происхождении были искажены. По мнению музейных  работников, это было сделано намеренно, с целью спасти реликвию от  большевиков, которые, без сомнения, уничтожили бы её.

В те годы такая форма спасения церковных святынь практиковалась  повсеместно. Люди верили, что рано или поздно истинное значение этих  ценностей откроется. Так и произошло. Научный сотрудник Ярославского  музея «Спасский монастырь» Елена Бурдакова, готовившая очередную  выставку, наткнулась на описание святыни в книге ярославского мецената  Вахромеева, изданной в 1906 г. Случилось это на Пасху 2002 г.

9 апреля 2004 г., в Великую пятницу, святыня была передана Русской  Православной Церкви и положена для поклонения в Спасо-Введенском  Толгском женском монастыре. Теперь к ней отовсюду притекают паломники.

Почти три столетия Риза Господня сохранялась и почиталась на Руси. И  хотя впоследствии большая часть чтимой святыни была утрачена, в чём  повинны «новые неблагодарнии», память о ней остаётся в литургическом  наследии Русской Православной Церкви. И это даёт надежду на духовное  возрождение России: «Риза честная Твоя, Владыко, яже Твое Божественное и Пречистое тело покрывающая, одежду исцелений дарова нам».

Источник

Тропарь Положению честной ризы Господа нашего Иисуса Христа, глас 4.

Днесь притецем, вернии,/ к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя  нашего Бога,/ благоизволившаго сию плотию носити/ и на Кресте святую  Свою Кровь излияти,/ еюже искупи нас от работы вражия./ Тем благодаряще  вопием Ему:/ спаси Отечество наше,/ и архиереев, и град, и вся люди,/  честною Твоею ризою защити/ и спаси души наша,// яко Человеколюбец.

Кондак, глас 4.

Одеяние нетления, спасительнаго целения/ всем человеком, Владыко,  даровал еси,/ Твое Божественное сокровище — честную ризу,/ яже есть  хитон,/ еюже живоносную и святую плоть вочеловечения Твоего/ одеяти  благоволил еси./ Сию желанием приемлюще, светло празднуем,/ страхом же и  любовию, яко Благодетелю воспевающе,/ зовем Ти, Христе:/ сохрани в мире  Отечество наше, и архиереев, и вся люди,// по велицей Твоей милости.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем вси/ Божественныя ризы Твоея// честное положение.

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *