Не здоровые имеют нужду во враче, но больные

by on 06.04.2024 » Add the first comment.

Если Марк пишет, что с Иисусом возлежали «многие мытари и грешники» (Мк. 2:15), то Лука грешников не упоминает. Просто «множество мытарей и других». Ведь для него возлежащие на пиру — образ Церкви Христовой… В субботу 3-й седмицы Великого поста читается Евангелие от Марка Мк., 8 зач., II, 14-17. Комментарий архимандрита Ианнуария (Ивлиева).

Перед нами история призвания мытаря Левия (Лк. 5:27), который в Евангелии от Марка назван Левием Алфеевым. (Мк. 2:13), а в Евангелии от Матфея Матфеем. (Мф. 9:9). Лука снова пользуется материалом предания, почерпнутого у Марка (Мк. 2:13-17), и редактирует его. Теперь речь идет о большом, приеме с праздничным застольем в доме мытаря Левия. На церковнославянском: «И сотвори учреждение велие левий ему в дому своем». Мы видим, что этот прием был устроен Левием для Иисуса как ответ на призвание и выражал его покаяние и обращение.

Если до сих пор рассказывалось о чудесах, происходивших в городах, то теперь Иисус «вышел». Замечание Марка, что Иисус «вышел к морю», Лука опускает, так как он снова не хочет связывать действия Иисуса с Галилеей: вето Евангелии Иисус уже вышел на просторы всей Палестины. Теперь Он видит «мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин», и немедленно «говорит ему: следуй за Мною». Лука пишет, что Левий не просто «последовал за Ним», но при этом «оставил все», то есть принял радикальное решение быть последователем Иисуса: он отказался от всего, что его связывало с прежним существованием, чтобы посвятить себя Христу. Чтобы отпраздновать начало новой жизни, он устраивает прощальный вечер, но устраивает его, собственно, для Иисуса. Приглашены многие мытари и другие знакомые. По античному обычаю, гости не сидели за столом, как мы ныне, но лежали за низенькими столами на таких же низеньких мягких диванах. Слуги или рабы разносили возлежащим яства и напитки.

Картина Дж. Тиссо

Если Марк пишет, что с Иисусом возлежали «многие мытари и грешники» (Мк. 2:15), то Лука грешников не упоминает. Просто «множество мытарей и других». Ведь для него возлежащие на пиру — образ Церкви Христовой, которая открыта для всех людей без какой-либо дискриминации и предубеждения. Но такой великодушный и безграничный универсализм, разумеется, чужд фарисеям и книжникам. Они критикуют странное с их точки зрения поведение Иисуса. Исполненные недовольства, они обращаются к ученикам Иисуса, чтобы потребовать объяснения их столь странному общению с сомнительными личностями. Их, «порядочных людей», это смущало.

Здесь надо сделать небольшое отступление. Речь идет об общении с мытарями, то есть сборщиками разного рода налогов и пошлин. Таковые никогда и ни у кого не вызывали особо теплых чувств. Но в Палестине они вызывали прямо-таки ненависть. Ведь Палестина была под игом римлян, а мытари находились на римской службе, и поэтому на них смотрели как на предателей и изменников. Налогов было много (подушный, поземельный, подоходный), а пошлин было еще больше. Сборы взимались за пользование дорогами, гаванями, рынками. Нужно было платить за ‘транспорт, за импорт и экспорт, за все. Разумеется, такая система оставляла место для злоупо треблений, бессовестного взяточничества, для личного обогащения мытарей. Люди ставили мытарей наряду с грабителями и убийцами. Им запрещали вход в синагогу. — И вот такого ненавистного всем человека, мытаря Левия, Иисус позвал в свои ученики. Более того, Он сам и Его ученики возлежали с мытарями за одним столом! Такого фарисеи себе никогда не позволили бы.

Картина Дж. Тиссо

За своих учеников фарисеям ответил сам Иисус. Сначала Он приводит известную поговорку: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Затем Он применяет эту поговорку к себе и своему посланничеству: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию».

Поскольку Бог послал Его исцелять больных и грешников, Он не должен избегать контакта с теми и друтими. Более того, Он послан Богом искать «погибших», входить с ними в общение и «касаться» их, как Он «коснулся» прокаженного. Он не знает страха прикасаться к «нечистым», к тем, кто изгнан из общества, к тем, кто принадлежит к нечистой касте неприкасаемых. Напротив, общение за трапезой с грешниками относится к исцеляющей задаче Иисуса. Призвать к покаянию грешников Он может только там, где сосредоточен грех. Не издали, а в непосредственном присутствии Иисуса осуществляется покаяние грешников.

То, что в устах противников Иисуса звучало обвинением: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (7:34) (буквально: «сей человек ядца и винопийца, друг мытарем и грешником»), — для самого Иисуса было программой Его действий: «ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (19:10). Вот так и мытарь Левий потому обрел благодать спасения и покаяния, что Иисус обратился к нему, презираемому всеми грешнику, не погнушался им, посетил его и предложил ему себя как новый дом, новую родину, новую семью личного с Ним общения.

На анонсе: Хендрик Янс Тербрюгген. Призвание Матфея

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *