На носилках на расстрел. Памяти митрополита Серафима (Чичагова)

by on 11.12.2023 » Add the first comment.

11 декабря 1937 года на Бутовском полигоне был расстрелян митрополит Серафим (Чичагов) – герой Плевны, гвардейский полковник, ставший монахом, исследователь, благодаря которому состоялась канонизация Серафима Саровского.

Митрополит Серафим (Чичагов) был арестован 30 ноября 1937 года по доносу своего бывшего епархиального секретаря архимандрита Никандра, сбежавшего из ГУЛАГа, которого он бесстрашно приютил в своём подмосковном доме, когда сам находился под наблюдением НКВД. Тяжелобольного митрополита Серафима, которому на момент ареста исполнился 81 год, вынесли из дома на носилках и на «скорой помощи» привезли в Таганскую тюрьму.

На допросах, которые вёл следователь Булыжников, митрополит отрицал всякие связи с архимандритом Никандром.

– Где в настоящее время находится ваш бывший секретарь?

– Мой бывший секретарь архимандрит Никандр отбывает наказание на Дальнем Востоке. Последнее письмо от него я получил 10 августа 1931 года и с тех пор сведений о нём не имею.

– Следствие располагает данными, что вы через приближённых имеете точные сведения о его месте нахождения. Вы это подтверждаете?

– Его местонахождение мне неизвестно, и посланных от него у меня не было.

–  Следствие располагает данными, что вы производили приём своих почитателей, которых обрабатывали в антисоветском духе. Вы это подтверждаете?

– Я это отрицаю. Меня посещает ограниченное количество моих родственников и отдельные архиереи, которые, когда был Синод, приезжали известить меня, справлялись о моём здоровье.

.

Один из допрошенных по делу митрополита Серафима (Чичагова), работавший печником Павел Глазунов, отвечая на вопросы следователя Булыжникова, сказал:

Чичагов во время моего посещения говорил: «Православная церковь и духовенство переживают тяжёлое время испытаний. Кто останется верен до конца апостольской православной церкви, тот спасён будет. Сейчас идёт большое искушение верующих и духовенства со стороны власти. Многие, боясь репрессий, отходят от церкви, а другие встали на сторону власти и предают православную церковь и духовенство… Вы из истории хорошо знаете, что и раньше были гонения на христианство, но чем они кончились – торжеством христианства! Так будет и с этим гонением, оно тем же кончится. Православная церковь снова будет восстановлена, и православная вера восторжествует. Правда, сейчас много народа страдает за веру, но это жемчуг, очищающийся в духовном горниле, и после будет так много священномучеников за веру Христову, что такого не помнит вся история».

Арест митрополита Серафима (Чичагова)

Фотография владыки Серафима из уголовного дела, 1937 год

В сонме русских новомучеников – в большинстве безвестных – митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) принадлежит к именитым и знаменитым. Он первый из трёхсот канонизированных мучеников, убитых в подмосковном Бутово.

Леонид Михайлович – один из русских аристократов конца XIX – начала XX века, увидевших, что судьба России неразрывно связана с православием, и открывших своё призвание в служении Христу и Церкви.

Можно сказать, что он исполнил мечту русского философа Константина Леонтьева: «А если бы дворян и вообще людей высшего образования было бы в обителях наших больше, то, конечно, это отразилось бы неизбежно на привычках целых монашеских общин и на само мирское общество монастыри имели бы больше влияния. Мы, дворяне русские и представители высшего воспитания в России, – мы более всех виноваты в том, что монашество наше… серо, отстало, грубовато и непонятливо».

Леонид Чичагов, выпускник Пажеского корпуса, 1874 год

Потомок древнего дворянского рода, выпускник Пажеского корпуса, герой Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, отличившийся в целом ряде битв (под Горным Дубняком, Телишем, Филиппополем, Плевной), полковник, имевший добрый десяток орденов за храбрость, прекрасно разбиравшийся в медицине, музыке, живописи, одарённый литератор, послушав своего наставника отца Иоанна Кронштадского, в 1891 году выходит в отставку. «Мог ли я себе представить, что мой первоначальный светский путь, казавшийся естественным и вполне соответственным моему рождению и воспитанию, продолжавшийся так долго и с таким успехом, не тот – который мне предназначен Богом?» – скажет он на епископской хиротонии  в Успенском соборе Московского кремля 10 апреля 1905 года.

Леонид Михайлович Чичагов с женой Нататьей Николаевной (урожденной Дохтуровой)

Хорошо, что ты пришёл

Одна из по-настоящему великих заслуг будущего священномученика – инициатива в канонизации Серафима Саровского. В 1892 году полковник Леонид Чичагов приехал в Саров, где встретился с тремя старицами, помнившими святого Серафима. Одна из них, Паша Саровская, поглядев на полковничий мундир, сказала неожиданно: «А рукава-то поповские». 26 февраля 1893-го он был рукоположен во дьякона, через два дня – во пресвитера. В 1895-м, овдовев, он решится на монашеский путь и в 1898 году примет постриг с именем Серафим.

Смотрите также:
Трудности канонизации

К 1896 году отец Леонид Чичагов подготовил и издал «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», в которой ему удалось тщательно отобрать и подробно описать многие ценные материалы и свидетельства: рассказы нескольких живых дивеевских стариц и игуменьи монастыря Марии (Ушаковой), а также не прошедшие цензуру 1879 года «Летописные сказания», которые были написаны ближайшими учениками преподобного Серафима отцом Василием Садовским, Михаилом Мантуровым, Николаем Мотовиловым, ещё в «Летопись» вошли двадцать тетрадей записок Мотовилова. С большой вероятностью без издания «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» большинство этих свидетельств о жизни Серафима Саровского были бы утрачены.

Во время одного из приездов в Саров, как вспоминал будущий митрополит Серафим, старица Паша воскликнула: «Вот хорошо, что ты пришёл, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил государю, что наступило время открытия его мощей и прославления».

«Я ответил Паше, – пишет он, – что по своему общественному положению не могу быть принятым государем и передать ему в уста то, что она мне поручает. Меня сочтут за сумасшедшего, если я начну домогаться быть принятым императором. Я не могу сделать то, о чём она меня просит. На это Паша сказала: “Я ничего не знаю, передала только то, что мне повелел преподобный”»

На торжествах по поводу канинизации прп. Серафима Саровского

Смотрите также:
Паша Саровская

Архимандрит Серафим (Чичагов) действительно удостоился высочайшего приёма и передал Николаю II свою «Летопись», за что, по преданию, обер-прокурор Победоносцев в шутку назвал архимандрита «великим пролазом и плутом». Весной 1902 года царь попросит обер-прокурора скорее приготовить указ о канонизации Серафима Саровского, и уже 18 июля 1903 года на всенощной в Успенском соборе Саровской пустыни при участии государя состоится прославление преподобного Серафима.

«Наконец, Сам Господь оправдал моё монашество в ближайшем моём участии в прославлении великого чудотворца преподобного Серафима», – скажет о значении этого события в своей судьбе епископ Сухумский Леонид (Чичагов) в 1905 году.

Есть много свидетельств о добром сердце будущего новомученика. Ещё до своего священнослужения он квалифицированно помогал больным, даже написал книгу «Медицинские беседы». Став священником, основал общество «Белый крест» для помощи нуждающимся воинам и их семьям. Способствовал закрытию тюрьмы в Спасо-Евфимиевом монастыре и освобождению заключённых. Вспоминают, как в декабре 1929 года, когда он был правящим архиереем Ленинградской епархии, ночью привезли тело умершего в тюрьме архиепископа Илариона (Троицкого). Митрополит Серафим был потрясён, что сделали заключение и болезнь с его некогда богатырского сложения собратом. Тогда он принёс своё белое облачение, белую митру и сам совершил отпевание священномученика Иллариона, автора обличавшей обновленчество «Памятной записки соловецких епископов».

Митрополит Серафим (Чичагов), 1920-е годы

Можно вспомнить и немощь митрополита Серафима: государственник и бывший полковник очень долго – до 30-х годов – не представлял себе церковь, противостоящую любой государственной власти, даже безбожной. Он принимал царскую власть, затем власть Временного правительства, а потом какое-то время и советскую, согласившись целиком и полностью с «Декларацией» митрополита Сергия (Страгородского), склонявшей Русскую церковь под коммунистическое иго. Но на допросе один из показавших на митрополита Серафима передаст его слова: «советская власть – это явление временное, скоро советскую власть свергнут, и опять будет царь…».

Но более всего хочется сказать в день памяти митрополита Серафима не о его доброте и преодолённом соблазне смешивать власть Бога и кесаря, а о том, что он видел главным для возрождения Русской церкви.

Митрополит Серафим в своём кабинете в Ленинграде на фоне написанной им иконы «Спаситель в белом хитоне»

Входить в сердце прихожан без зова

Собирая наследие преподобного Серафима, будущий митрополит не мог не обратить внимания на заботу старца об общей духовной жизни приходивших к нему людей: об их благочестии, духовном воспитании и совместной жизни. Потому и центральным делом своего епископского служения владыка Серафим (Чичагов) видел устроение и обновление приходской жизни, в которой своё участие должны принять все – и епископы, и священники, и простые прихожане. Для человека военного, привыкшего к государственной службе, таким сигналом к инициативному и творческому устроению прихода стало постановление Священного Синода от 18 ноября 1905 года, которое, по его собственному признанию, он воспринял «с живейшим интересом и сочувствием». На всех кафедрах, где епископ Серафим служил до революции (Орловской, Кишинёвской, Тверской) возрождение приходской жизни было самым главным вопросом. Вот несколько тезисов из его «Обращения к духовенству Тверской епархии по вопросу о возрождении приходской жизни», не теряющих актуальности для возрождения Русской церкви и сегодня.

– Годины тяжких испытаний требуют трезвого умственного труда, духовного подъёма и величайшего проявления любви к родине, чтобы бороться со всеми ухищрениями врагов России и отстоять права и интересы своего государства, и поэтому с особою осторожностью надо переживать такое время, исправляясь во всех недостатках и призывая себе в молитвах помощь Божию. Но мы видим совершенно обратное: народ забывал Бога, свои семьи, терял сознание, совесть и сам себя направлял к гибели, принимая своих развратителей за друзей, а врагов за благодетелей.

– Духовное же возрождение России возможно только тем путем, каким совершилось её духовное рождение. А именно: необходимо вернуться к церковно-общественной жизни древнерусского прихода, чтобы приходская община единодушно занималась не только просвещением, благотворительностью, миссионерством, но и нравственностью своих сочленов, восстановлением прав старших над младшими, родителей над детьми, воспитанием и руководством молодого поколения, утверждением христианских и православных установлений. 

– Когда говорят, что приходская жизнь исчезла, упала, распалась, приход бездействует, – это значит, что и причт, и прихожане потеряли между собою связь, единение, исчезла христианская жизнь, взаимопомощь, христианское делание. Следовательно, чтобы возродить приходские общины, необходимо улучшить жизнь людей, искоренить дурные обычаи и привычки, утвердить веру, православное исповедание, воскресить любовь, единение и в особенности понятие об обязанностях христиан. 

– Равнодушие, отсутствие ревности по вере – вот что более всего страшит! Беда, если не прозревают будущего, не отдают себе должного отчета в происходящем и мало интересуются упадком религии, как будто это не опасно! Поэтому как в 1905 году, так и теперь я настаиваю, что единственное средство к вразумлению – это возрождение приходской жизни. Оно необходимо, неотложно! 

– Одному священнику в приходе немыслимо справиться со всеми делами и удовлетворить духовные нужды прихожан, он не может знать всех нужд прихода и вовремя прийти на помощь, если прихожане не будут ему помогать. Борьба же пастыря с современными нестроениями и безнравственностью так же немыслима, если он не призовёт к себе на помощь членов приходского совета и вообще всех объединившихся между собой прихожан. 

– Необходимы для организации самих приходов выбор уполномоченных членов совета и разделение труда пастыря с прихожанами. 

– Пока не будет восстановлен приход, нельзя приступить к созыву церковного Собора и управлению Церковью на соборных началах. Как нам выбирать мирян для участия в Соборе, если приходы не организуются? Неужели назначать только церковных старост или избранных для проверки денежного отчёта?

– Участие прихожан в управлении приходскими делами осуществляется чрез приходское собрание и приходской совет. Приходское собрание составляют все лица, платящие приходские сборы, а также и другие прихожане, коих приходское собрание признает полезным пригласить к участию в своих занятиях. 

– Пастырям необходимо, так сказать, входить в сердце прихожан без зова и поставить себя в такое положение, чтобы быть желанным, дорогим гостем в каждой приходской семье. Надо духовенству скорее стать на ноги и для этого добиться любви народной.

– Пусть же никто из христиан не думает, что только одним монахам надлежит непрестанно молиться, – нет, все христиане обязаны исполнять эту заповедь. Для всякого верующего человека нужно и знание, богословское развитие.

– Только с единения архипастыря со всей его паствою должна начаться реформа, дабы пастыри и прихожане лично слышали от архипастыря его взгляды на все вопросы предстоящего возрождения приходской жизни. Положить начало необходимо самим епископам не циркуляром, посланием и консисторским определением, а личным изложением, открытою проповедью, откровенною беседою лицом к лицу с возможно большим числом пастырей и их прихожан.

Олег Глаголев

На анонсе: клеймо иконы прп. Серафима (Чичагова)

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *