«Для нас настало настоящее христианское время. Не унывайте — Христос ведь с нами»

by on 26.10.2023 » Add the first comment.

26 октября православная церковь празднует священномученика Фаддея, архиепископа Тверского.

Есть люди, от детства и юности предуготовленные Самим Богом к особого рода служению. Таким человеком и был священномученик архиепископ Фаддей, о жизни которого можно писать не жития, но приключенческие романы.

В миру его звали Иваном Васильевичем Успенским. Родился он 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Лукоянского уезда Нижегородской губернии в семье священника Василия и жены его Лидии, у которых было семь сыновей и две дочери. Дед будущего владыки тоже был священником, так что вопроса о выборе жизненного пути для мальчика не стояло.

Смотрите также:
На чём мы строим?

После окончания Нижегородской Духовной Семинарии Иван Успенский поступил в Московскую Духовную Академию. В то время ректором академии был архимандрит Антоний (Храповицкий), с которым Иван сблизился и впоследствии подружился. Архимандрит Антоний – будущий один из основателей Русской Православной Церкви За Рубежом – являл в себе образец ученого монаха, христианского пастыря и настоящего отца для студенческой братии. Многие знали, что ректор, будучи настоящим бессребреником, мог разрешить вопросы не только духовного, но и материального плана. Рассказывали, как он однажды отдал свои новые ботинки босоногому студенту, у которого не хватало средств на покупку новых сапогов.

Архимандрит Антоний (Храповицкий)

Но ещё большее впечатление на молодого Ивана произвел протоиерей Иоанн Кронштадтский, посетивший в самом начале 1895 года Троице-Сергиеву Лавру.

Он записал в дневнике: «За благодарственною молитвою видеть пришлось выражение лица, которое со смущением только вместил слабый ум …это было лицо ангела! Здесь одно небесное житие и нет ничего земного. Умиленное славословие и благодарение о неизреченном даре, значение которого он так ясно понимал и видел… За обедней о сне речи не было и от прочего был храним в молитве с о. Иоанном, которого образ не выходил из ума … сознавая о недостоинстве причащения, которое восполнить могла только молитва о. Иоанна…».

После окончания Московской Духовной Академии Иван был пострижен в монашество с наречением ему имени Фаддей и рукоположен в сан иеродиакона. А также назначен преподавателем Смоленской Духовной Семинарии.

Вскоре иеромонах Фаддей был переведен в Уфимскую Духовную Семинарию. Здесь за диссертацию «Единство книги пророка Исаии» он получил степень магистра богословия. В 1902 году он был назначен инспектором, а затем и ректором Уфимской  семинарии с возведением в сан архимандрита, а через год – ректором Олонецкой Духовной Семинарии.

В 1908 году – новый поворот: архимандрит Фаддей был хиротонисан во епископа Владимиро-Волныского, викария Волынской епархии.

Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской и Кашинский

На Волыни Владыка Фаддей и встретил революцию 1917 года. Регион оккупировали поочередно то немцы, то поляки, то петлюровцы.

Именно в эти годы лихолетья епископ Фаддей пришел к выводу о необходимости, как позже писал патриарх Тихон, превращения приходов в духовные братва: «Немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброй волей становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги церкви будут посрамлены и расточатся силою Креста Христова…» И в Житомире вскоре появилось Свято-Николаевское братство, которое оказывало помощь всем нуждающимся и больным, хоронило умерших, не имевших близких и родственников.

В конце концов Свято-Николаевское братство получило такую известность, что в Житомир стали приезжать люди из других городов. Из Киева приехали графиня Оржевская и ее племянница княжна Шаховская, принявшие деятельное участие в делах братства.

Впоследствии такие братства станут как будто бы сам собой проявляться везде, где будет служить святой Фаддей.

* * *

Сразу же после прихода к власти большевиков в Житомире епископа Фаддея арестовали.

Обвиненный в контрреволюционной активности, Фаддей был брошен в камеру вместе с ворами и убийцами.

Сразу же после его ареста члены Свято-Николаевского братства и все православные жители города Житомира написали заявление в Волынскую ЧК с просьбой отпустить владыку: «Все мы ручаемся в том, что епископ Фаддей стоит вне политики, и просим освободить его из заключения под вашу ответственность».

Но власти не отпустили епископа, а перевели его в Харьковскую тюрьму, где и огласили приговор революционного трибунала: «гражданина Успенского И.В. выслать в административном порядке с правом жительства только в одной из центральных северных губерний РСФСР и Западной Сибири».

После освобождения из Харьковской тюрьмы он на следующий же день выехал в Москву – к Патриарху Тихону. Рассказав об обстоятельствах своего «дела» и о том, что его выслали из Украины и вряд ли допустят обратно, он просил Патриарха определить его на кафедру в один из приволжских городов.

Патриарх Тихон

Между тем, весной 1922 года большевики начали кампанию по изъятию церковных ценностей. Патриарх Тихон был арестован. Управление Православной Церковью Патриарх передал митрополиту Агафангелу (Преображенскому), архиепископу Ярославскому и Ростовскому.

После ареста патриарха был арестован и Владыка Агафангел – он был заключён под домашний арест в бывшем Спасском монастыре Ярославля. В заточении митрополит Агафангел составил воззвание к российской пастве. Два экземпляра воззвания были через надежные руки переданы архиепископу Фаддею и протопресвитеру Димитрию Любимову. Но чекисты перехватили послание.

В сентябре 1922 года архиепископ Фаддей был арестован и вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым) отправлен по Владимирскую тюрьму. Митрополит Кирилл так вспоминал об этом:

«Поместили в большую камеру вместе с ворами. Свободных коек нет, нужно располагаться на полу, и мы поместились в углу. Страшная тюремная обстановка среди воров и убийц подействовала на меня удручающе… Владыка Фаддей, напротив, был спокоен и, сидя в своем углу на полу, все время о чем-то думал, а по ночам молился. Как-то ночью, когда все спали, а я сидел в тоске и отчаянии, владыка взял меня за руку и сказал: “Для нас настало настоящее христианское время. Не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте. Христос ведь с нами”.

Моя рука была в его руке, и я почувствовал, как будто по моей руке бежит какой-то огненный поток. В какую-то минуту во мне изменилось все, я забыл о своей участи, на душе стало спокойно и радостно. Я дважды поцеловал его руку, благодаря Бога за дар утешения, которым владел этот праведник».

Именно во Владимирской тюрьме архиепископ Фаддей и митрополит Кирилл составили ответы на насущные тогда для православных вопросы, касающиеся обновленческого движения в церкви.

Митрополит Кирилл (Смирнов). Смотрите также: Священномученик Кирилл Казанский и друзья Советской власти

Вскоре после ссылки Фаддей был назначен церковными властями на Астраханскую кафедру. Правление там незаконно захватили обновленцы – представители т.н. «Живой Церкви», которые выступали за то, чтобы Православная Церковь, отринув свои вековые устои, приспособилась под требования государства.

За все время своего пребывания в Астрахани архиепископ Фаддей ни одного слова не сказал против обновленцев публично, но пример его личной жизни был красноречивее любых слов. Идеолог обновленчества в Астрахани священник Ксенофонт Цендровский, принося публично покаяние в грехе раскола, сказал:

– Долго я коснел в грехе обновленчества. Совесть моя была спокойна, потому что мне казалось, что я делаю какое-то нужное и правое дело. Но вот я увидел владыку Фаддея; я смотрел на него и чувствовал, как в душе моей совершается какой-то переворот. Я не мог вынести чистого, проникновенного взгляда, который обличал меня в грехе и согревал всепрощающей любовью, и поспешил уйти. Теперь я ясно сознавал, что увидел человека, которому можно поклониться не только в душе, но и здесь, на Ваших глазах.

* * *

В октябре 1926 года был арестован Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский). После этого в права Местоблюстителя вступил архиепископ Ростовский Иосиф (Петровых), который, в свою очередь, на случай ареста, назначил трех заместителей по управлению Церковью. Первым был Корнилий (Соболев),  архиепископ Екатеринбургский, второй – владыка Фаддей (Успенский), архиепископ Астраханский, третий – Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский.

Вскоре Ростовский архиепископ Иосиф был арестован.

Архиепископ Иосиф (Петровых)

Архиепископ Корнилий был в ссылке и не мог выполнить возложенное на него поручение, и посему в середине декабря Архиепископ Фаддей выехал из Астрахани в Москву, чтобы приступить к исполнению возложенных на него обязанностей по управлению Церковью.

Но в Саратове он был задержан агентами ОГПУ. Его отправили в ссылку в город Кузнецк Саратовской области, покидать который ему было запрещено.

Только в марте 1928 года власти разрешили владыке Фаддею выехать из Кузнецка. Митрополит Сергий (Страгородский), освобожденный к тому времени из тюрьмы, назначил его архиепископом Саратовским.

В Саратове владыка Фаддей прожил всего семь месяцев. Но запомнился всем горожанам молитвой об усмирении Волги. Весной 1928 года во время половодья Волга вышла из берегов, грозя затопить дома и поля. Горожане пришли к архиепископу Фаддею просить о помощи. Он вышел вместе с народом на берег реки, отслужил молебен, благословил воду, и после этого она начала быстро спадать.

* * *

В ноябре 1928 года владыка Фаддей был переведен в Тверь. Здесь он поселился на тихой улочке в угловом доме с крошечным садом, огороженным высоким деревянным забором.

Жил архиепископ в двух комнатах. В первой стоял простой сосновый стол, покрытый цветной клеенкой, три или четыре стула, на двух окнах – кисейные занавески, в углу – образа с полотенцами на киотах. Во второй комнате находилась железная кровать, покрытая серым байковым одеялом. Первая комната служила столовой, приемной и кабинетом, вторая – спальней.

Тверичам новый владыка сразу запомнился аскетическим отношением к жизни и к самому себе. Время, проведенное в тюрьмах, убедили владыку, что заботиться о мирском благополучии – тщетная трата сил. И где бы Владыка Фаддей ни жил, он не имел ничего своего. Он ходил в старенькой залатанной рясе, в стареньких, чиненых сапогах, имел одно облачение и одну митру. Денег владыка ни от кого не брал, и несколько приходов заботу о материальном его обеспечении взяли на себя.

Однажды какие-то сердобольные старушки принесли владыке чуть ли не дюжину только что сшитого белья; а староста храма, заметив на ногах владыки старенькие, с заплатками сапоги, принес ему хорошую теплую обувь. Все это архиепископ немедленно раздал нищим.

* * *

Летом 1937 года в Твери начались массовые аресты духовенства и мирян – практически всё духовенство Твери и области прошло через пыточные подвалы

20 декабря агенты НКВД вломились и в дом архиепископа Фаддея.

Перерыли весь дом, перевернули все вверх дном, но ни денег, ни чего-либо ценного не нашли.

– На что же вы живете? – спросил один из чекистов,

– Мы живем подаянием, – ответил архиепископ – в храме доброхоты подают…

Поначалу чекисты хотели потянуть за эту ниточку – дескать, ему помогали материально некие члены контрреволюционного монархического подполья. Но владыка упрямо гнул свою линию: деньги передавалась мне лично в церкви в виде доброхотных подношений, фамилии этих лиц я назвать не имею возможности, так как их не знаю.

– Врете! – орал следователь. – Следствие располагает данными об использовании по сбору средств среди ваших знакомых малолетних детей, школьников.

– Я отрицаю указанные факты и категорически заявляю, что я не использовал для сбора мне средств на прожитие малолетних детей. Средства мною получались, как я указывал, в церкви.

Недолго пробыл владыка в тюрьме, но и в эти последние дни ему пришлось претерпеть множество унижений. По приказу следователя тюремное начальство поместило владыку в «пресс-хату» – в камеру с уголовниками, которые всячески старались унизить священника. Например, заставляли  его лежать под нарами, а сами пихали ему консервную банку с нечистотами: ну-ка, поп, попробуй-ка нашего кадила!

В Твери и сейчас ходит легенда, что на следующую ночь всем уголовникам приснилась Сама Матерь Божия, Которая заступилась за Своего праведника. И грозно предупредила: не трогайте святого мужа, иначе все вы лютой смертью погибните.

Наутро все уголовники просили у владыки прощения.

* * *

Через десять дней после ареста Архиепископ Фаддей был приговорен к расстрелу.

Он обвинялся в том, что «являясь руководителем церковно-монархической организации, имел тесную связь с ликвидированной церковно-фашистской организацией в г. Кашине (участники которой в числе 50 человек приговорены к высшей мере наказания) давал задания участникам на организацию и насаждение церковно-монархических групп и повстанческих ячеек, по Карельскому национальному округу через своего посланца Орлова Митрофана, осужденного к ВМН – расстрелу, осуществлял руководство по сбору средств на построение нелегального монастыря и руководил организацией систематической агитации» (14, л. 45).

Также по этому делу были арестованы и другие священники, служившие часто с владыкой – члены его православной общины, сложившейся вокруг храма “Неопалимая купина”. Это, прежде всего, священники Илья Бенеманский, Илья Громогласов и Николай Маслов, которые также были расстреляны.

Также была арестована келейница владыки Вера Васильевна Трукс, которая познакомилась со своим духовным пастырем ещё в Житомире и с тех пор непрерывно сопровождала его. «Тройка» приговорила ее не к расстрелу, а к заключению в лагере на пять лет. Уже в сороковые годы Вера Васильевна умерла в лагере от тяжёлых условий жизни. Она тоже была канонизирована как мученица.

Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской и Кашинский

Святитель Фаддей был казнен 31 декабря 1937 года.

Рассказывают, что по приказу следователя архиепископа Фаддея не просто расстреляли, но утопили в яме с нечистотами.

Впрочем, скорее всего, это легенда – ну, сами посудите, стали бы чекисты в последний день уходящего года так суетиться? Это же сначала надо найти достаточно глубокую выгребную яму, которая к тому же еще не замерзла, а на улице-то мороз! Потом надо же тело еще оттуда достать – при этом ухитриться самим не перемазаться, а дома уже ждет праздничный стол с икоркой и водочкой…  Так что, скорее всего, владыку пустили в расход традиционным способом.

Более тооо, по случаю праздника чекисты даже выдали тело архиепископа верующим для нормальных похорон, что в НКВД было строго запрещено всеми служебными инструкциями.

Рака с мощами священномученика Фаддея, архиепископа Тверского и Кашинского. Вознесенский Собор в городе Твери

Смотрите также:
Гробницы пророкам

Похоронили владыку 2 января 1938 года – в стороне от обычного расстрельного рва. Потом женщины из прихода владыки вскрыли могилу и перезахоронили тело архиепископа в гробу, вложив ему в руку пасхальное яйцо, и на месте могилы был поставлен памятный крест. Но затем точное место могилы священномученика Фаддея было забыто.

Только в начале 90-х группа верующих, долгое время занимавшаяся поисками могилы священномученика, нашла точное место захоронения владыки. Экспертиза, проведенная в Москве, подтвердила, что найденные останки принадлежат владыке Фаддею.

26 октября 1993 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери были обретены честные останки архипастыря-мученика, которые находятся ныне в Вознесенском соборе города Твери.

Владимир Тихомиров

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *