Как стать ловцами человеков

by on 14.01.2024 » Add the first comment.

Глава первая Евангелия от Марка начинается сразу с Крещения Иисуса Христа в реке Иордан. О призвании первых апостолов и последующих событиях — в толковании филолога Марины Журинской.

Известно, что святой евангелист Марк, Апостол из числа 70, во время земной жизни Христа был очень молод и попал в круг учеников потому, что к этому кругу принадлежала его мать, и в их доме происходили встречи учеников. Марк – это его латинское имя, еврейское же было Иоанн, – довольно распространенный в то время обычай и тип двойного имени, еврейского и греко-римского.

Его Евангелие обращено к христианам из язычников — по сравнению с Евангелием от Матфея, с которым оно пересекается по многим фрагментам, в тексте присутствуют объяснения иудейских обычаев и географии Палестины, а также намного более редки ссылки на Ветхий Завет.

Евангелие от Марка по объему – самое краткое. 

Начало повествования в этом Евангелии крайне динамично, место действия сразу – Иордан, в котором крестит Предтеча, провозглашая, что за ним идет Тот, Кто будет крестить не водой, а Духом Святым. И приходит Иисус, Его крещение сопровождается знамением Троицы: Дух сходит в виде голубя, и голос с небес провозглашает Иисуса Сыном Божиим.

Иоанн Креститель

Об искушении в пустыне у Марка сказано с предельным лаконизмом: «И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему». Речи же Спасителя начинаются с призвания Апостолов. И вот что Он говорит рыбачащим Симону – в дальнейшем первоверховному апостолу Петру – и Андрею, которого церковная традиция называет Первозванным: «Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков». Реакция их была мгновенной: просто оставили сети и «тотчас» пошли.

Действительно – как просто! В античной теории текста стремительное его начало называется in medias res, буквально «(сразу) в середину дела», и вот здесь как раз тот случай: Христос начинает in medias res, говоря о том, что Его ученики должны будут ловить (=привлекать) людей. И мы просто-напросто видим, как они устремляются за Ним, буквально захваченные этой стремительностью. Чуть дальше по берегу Иоанн и Иаков вместе со своим отцом Зеведеем забрасывали сети с берега, – и они, будучи призванными Христом, оставили своего отца в лодке с работниками и устремились за Учителем, – наверное, даже из лодки выпрыгнули, а как еще?

Но самое главное-то здесь не просто стремительность действия, а динамичная целеустремленность к спасению человечества. Это спасение – то, ради чего вся история Боговоплощения.

И вот еще такая вещь: Христос ведь не говорит ученикам «Я научу вас, как вам спастись», Он говорит, что научит их спасать людей. Их праведность необходима не сама по себе, как пропуск в Рай, а как средство чистой душой и чистым сердцем призывать людей к спасению через веру в Христа. И именно это и следует называть апостолатом, к которому призваны все христиане. А стремление к собственной праведности и упоение ею – фарисейством и гордыней.

И вот — суббота в синагоге Капернаума, и Иисус вызывает удивление своими речами, потому что говорит не как книжник, а как имеющий власть. И страшно кричит бес, овладевший человеком: «Ты пришел погубить нас!». Христос его изгоняет, и тот в страхе бежит. Но не меньше испуганы и люди – тем, Кому и бесы повинуются… Маловерие, недоверие, упорство в следовании привычному, неспособность увидеть свет и полюбить его – все это признаки души, омраченной грехом, который ведь в сущности тоже дурная привычка…

Христос и четверо учеников приходят в дом Петра, где Господь исцеляет его тещу. А на закате в дом хлынули толпы больных, «весь город собрался к дверям». И Он исцелял больных и изгонял бесов, запрещая им свидетельствовать о Нем. А с утра пораньше удалился, чтобы помолиться в тишине и уединении. Нашедшие Его ученики попытались было вернуть Его в город, но Он сказал: «Пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел». Местом Его проповеди стала вся Галилея, и везде Он исцелял и изгонял бесов.

Очень полезно нам было бы в наших попытках самопознания брать пример с одного прокаженного, который, преклонив колена перед Христом, сказал Ему: «Если хочешь, можешь меня очистить». В этих словах — не только вера во всемогущество Сына Божия, но и понимание того, что все – в Его воле. И как перекликаются с этим слова Самого Христа, молитвенно обращенные к Отцу; «Не моя пусть будет воля, но Твоя». А часто ли люди, пусть и ведомые настоящими нуждами, в своих молитвах и пожеланиях проявляют склонность к пониманию того, что у Бога на их счет Свои планы, и планы эти — несомненно благие, но могут не согласовываться с волей человека и с его представлениями о том, что ему нужно.

Собственно, в религии человек и говорит Богу: да будет воля Твоя.

А в магических ритуалах звучит: да будет моя воля.

Существенная разница.

Понимал это прокаженный, хотя ему было и плохо, и страшно. И Христос, «умилосердившись», коснулся его и сказал: «Хочу, очистись». Но на радостях добродетель прокаженного оставила его, так и хочется сказать, сошла вместе с проказой. Потому что Христос строго сказал ему: «смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им».

По закону Моисееву только священники могли свидетельствовать, что человек болен или не болен проказой, и за это полагалось платить в храм. Человек же сразу начал оживленно рассказывать, как ему повезло, и тем самым не только нарушил закон, но и помешал Христу, создав ажиотаж. И Спаситель остался вне города, а люди приходили к Нему.

Картины Дж. Тиссо

ФОМА

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *