В Евангелии от Матфея, Мф: 12: 26-27, Христос говорит такие слова: И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями…
Рассказывает архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).
У иудеев влиянию бесов и демонов приписывали не только душевные болезни, а буквально все болезни. В данном случае Иисус, изгнав бесов, исцелил слепого и немого человека. После того как Иисус совершил еще одно удивительное исцеление бесноватого, который был к тому же еще и слепым и немым, толпа народа пришла в такое восхищение, что люди стали поговаривать, уж не Мессия ли, Сын Давидов, пришел к ним. Ведь именно с наступлением мессианского царствия потомка Давида связывалось исцеление слепых, глухих, хромых и немых, как пророчествовал Исаия:
«Тогда откроются глаза слепых,
и уши глухих отверзутся.
Тогда хромой вскочит, как олень,
и язык немого будет петь»
(Ис. 35:5-6).
Конечно, народ только высказывал осторожное предположение: уж очень непохож был Иисус на ожидаемого блестящего сына Давидова, в которого они привыкли верить с детства. Перед ними был простой плотник из Галилеи. Что же касается фарисеев, то у них даже осторожных предположений такого рода не было. Они нисколько не сомневались в том, что Иисус принципиально не может быть Мессией, ибо Он учит странным вещам и постоянно нарушает, с их точки зрения, Закон – величайшую святыню Израиля. Они просто не могли допустить мысль, что через Иисуса может действовать Бог. Фарисеи, конечно, не сомневались в чудесных исцелениях, производимых Иисусом. Но ведь чудеса могут иметь различную природу. Поэтому они, вопреки мнению народа, говорили: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». Такое их суждение об Иисусе нам уже встречалось (Мф. 9:34; 10:25). «Веельзевул» – одно из названий сатаны, или «князя бесовского».
Этимология этого слова не очень прозрачна. Одни предполагают, что это греческий вариант еврейского «баал-зебул», что означает «хозяин дома». Другие считают, что Веельзевул – название ассиро-финикийского божества Баалзевув, одного из олицетворений Ваала, и переводится как «повелитель мух»… Возможно, читатели помнят, что «Повелитель мух» (Lord Of The Flies) – название весьма пессимистического романа английского писателя, лауреата Нобелевской премии сэра Уильяма Голдинга. По этому роману в 1988 году был снят фильм. Итак, Иисус, как полагают фарисеи, одержим сатаной.
Иисусу нетрудно было опровергнуть этот довод. Зная помышления фарисеев, Иисус отвечает им двумя притчами: о разделившемся царстве и о «сильном», охраняющим свой дом. Он не доказывает неправоту фарисеев, но говорит слова, с которыми они, как и все, должны согласиться: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Это элементарное государственное и политическое наблюдение: Всякая гражданская война опустошает государство. Раздоры разрушают город, скандалы разрушают дом, то есть семью. Это справедливо и для царства сатаны. Если «князь бесовский» изгоняет бесов из своего царства, то с этим царством что-то не в порядке, и оно вот-вот рухнет. Но это не так.
Бесовское царство отнюдь не расколото, не распалось, оно представляет собою вполне единый сатанинский фронт сопротивления Богу.
Сатанинское царство еще стоит, хотя оно ослаблено, уже не имеет прежних сил, как это и показал случай с исцелением бесноватого слепого и немого.
Иисус добавляет к притче вопрос: «И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями». Речь идет об экзорцистах, которых среди иудеев, как и среди прочих древних народов, было немало. Если иудейские экзорцисты («сыновья ваши») тоже, бывает, изгоняют бесов, то делают они это, конечно, силою Божией, а не как пособники веельзевула. Разве могут фарисеи допустить мысль, что их «сыновья» действуют силою князя бесовского? Вот так и Сам Иисус изгоняет бесов Духом Божиим. Все больше сил обретает Царство Божие, которое приблизилось, «достигло до вас», пришло к вам, хотя и не проявилось пока в полной мере. С пришествием Иисуса Христа уже занялась заря, ночная тьма стала рассеиваться. В Его учении, деяниях, в Его присутствии уже сейчас и здесь познается присутствие Царствия Божия. Важно отметить, что признаком пришествия Царствия Божия названо проявление человеческого милосердия, победа над болезнями и страданиями.
Вторая притча – о некоем «сильном», который охраняет свой дом. Конечно, речь идет о сатане. Возможно, здесь Иисус обыгрывает наименование сатаны «веельзевул», которое, как мы упоминали, в одном из вариантов означает «хозяин дома». Нет, власть сатаны, этого «сильного хозяина дома» рухнет, и его «дом» будет опустошен не в результате внутреннего раскола, но в результате победы над ним Того, Кто сильнее его и Кто сможет «связать» «сильного» сатану, лишить его силы. Тогда его дом и имущество может быть «расхищено».
Нам неизвестно, как звучали эти слова с устах Самого Иисуса. Он ведь говорил на арамейском языке, а до нас Его речи дошли только в написанном по-гречески Евангелии. Поскольку церковно-славянский перевод передает греческий текст точнее, чем Синодальный русский, прочитаем эту притчу на церковнославянском языке:
Или́ ка́ко мо́жетъ кто́ вни́ти въ до́мъ крѣ́пкаго и сосу́ды его́ расхи́тити, а́ще не пе́рвѣе свя́жетъ крѣ́пкаго, и тогда́ до́мъ его́ расхи́титъ?
Редко обращают внимание на то, что эта притча – намек на следующее место из пророка Исаии, которое не называет сатану «крепким»:
«Может ли быть отнята у исполина (в Синод. переводе «у сильного») добыча,
и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен?
Да! так говорит Господь:
и плененные сильным будут отняты,
и добыча тирана будет избавлена;
потому что Я буду состязаться с противниками твоими
и сыновей твоих Я спасу…
И всякая плоть узнает,
что Я Господь, Спаситель твой
и Искупитель твой, Крепкий (в Синод. переводе «Сильный») Иаковлев»
(Ис. 49:24-26).
Но ведь «Крепкий» – одно из определений Бога Вспомним православное песнопение, так называемое «Трисвятое»: «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный…».. Вот и у пророка Исаии «Крепким» назван Бог, а сатана назван другими словами – «исполин» (γίγας, гигант) и «тиран».
Итак, с одной стороны «исполин», он же «тиран», то есть сатана, а с другой – Господь, Спаситель, Крепкий (в греческом тексте «ἰσχύς»). Здесь подчеркивается высшая власть истинно «Крепкого», то есть Бога, над «гигантом, тираном» мира сего, над сатаной, которого Бог победит, разоружит и отнимет его добычу – взятых в бесовский плен людей. Это превосходство Бога над сатаной наглядно проявляется в деяниях Иисуса, в изгнаниях бесов. Уже само Его провозглашение Царства Божия было знаком победы над бесовскими силами, и Мессия Иисус теперь собирает трофеи, плоды этой победы. Свидетели успешного изгнания бесов просто не могут не встать на сторону Иисуса. Если же они Его отвергают, то тем самым рискуют быть врагами Христа и Бога: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». В борьбе против сатаны и его бесов не может быть нейтралитета. Вот только что фарисеи были свидетелями Его борьбы с сатаной. Как же они могут оставаться Его противниками? Иисус наделен властью, отнимает у сатаны его добычу и «собирает». Что же Он и те, кто с Ним, собирают? И что «расточают» Его противники? Речь здесь могла идти об образе жатвы. Жнецы собирают зерно, а кто в жатве не участвует, тот дает ветру и непогоде развеять, «расточить» зерно. Но, возможно, за этими словами стоит образ пастуха и стада. Пастухи собирают свою паству в безопасное место, а тот, кто не заботится о стаде, тот его рассеивает, гонит овец навстречу опасностям и гибели.
Find more like this: АНАЛИТИКА