Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий (+ 1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве.
Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий (+ 1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович (1238; память 4/17 февраля), сложивший голову в битве на Сити.
Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович (+ 1325) ― сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского.
С того времени святой Георгий Победоносец ― всадник, поражающий змия ― стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. И это еще глубже укрепило связи христианских народов и особенно с единоверной Иверией (Грузией ― страной Георгия).
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой.
Владимир Телин. Егорьев день (2005)
Великомученик Георгий Победоносец 6 мая и 16-е нояб. (23 апр. и 3 нояб. по церк.кал.) был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейруте (в древности — Берит), у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, святой Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя то, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь Георгия была полна сильными и убедительными возражениями против императорского приказа преследовать христиан.
Павел Рыженко. Святой мученик Георгий Победоносец (фрагмент)
После безрезультатных уговоров отречься от Христа, император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Святой Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но святой Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечем голову святому. Так святой страдалец ушел ко Христу в Никомидии в 303-ем году.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем.
Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лидда, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, также посвященном ему.
На иконах великомученик Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змея. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился святой Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.
Суеверные жители той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.
На Руси всегда особо почитали Георгия Победоносца. День освящения Киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года Святителем Иларионом, митрополитом Киевским и всея Руси, навсегда вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий». В этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Сергей Иванов. Отьезд крестьянина от помещика в Юрьев день (1908)
Икона Георгия Победоносца вошла в герб Москвы. На монетах Русского государства печатался святой Георгий Победоносец. Известно, что и название копейка произошло от того, что воин с копьем на Руси звался копейщиком. И в наше время на копеечных монетах чеканится Святой Георгий Победоносец. На многих русских знаменах был изображен святой Георгий Победоносец – покровитель русского воинства.
Это прекрасно понимала Марина Цветаева, когда в трагическом для России 1918 году писала:
Московский герб: герой пронзает гада.
Дракон в крови. Герой в луче. — Так надо.
Во имя Бога и души живой
Сойди с ворот, Господень часовой!
Верни нам вольность, Воин, им — живот.
Страж роковой Москвы — сойди с ворот!
И докажи — народу и дракону —
Коль спят мужи — сражаются иконы.
.
На современном гербе изображён всадник, пронзающий копьём змия, а не христианский святой — с нимбом, в сияющих одеждах и на белом коне, небесный покровитель и защитник Москвы и всего русского воинства
Иллюстрация на анонсе: Св. Георгий Победоносец. Фреска XII века. Кипр (фрагмент)
Смотрите также:
Find more like this: АНАЛИТИКА
Уведомление: Откуда появился герб Москвы — Святой Георгий? | Церковь Успения Богородицы
Уведомление: «Со святым Георгием на фюзеляже». О летчике Георгии Захарове и его небесном покровителе | Церковь Успения Богородицы
Уведомление: Христово воинство под знаменем Победы | Церковь Успения Богородицы
Уведомление: 22 июня — день памяти воинов, на поле брани за наше Отечество живот своей положивших в годы Великой Отечественной войны | Церковь Успения
Уведомление: Патриарх Болгарский Неофит: «Сегодня праздник храбрости и веры» | Церковь Успения Богородицы
Уведомление: Поклониться мощам святых воинов | Церковь Успения Богородицы
Уведомление: Десницу Георгия Победоносца привезли в Москву | Церковь Успения Богородицы
Уведомление: Доставленным в Россию с Афона мощам Георгия Победоносца поклонились 700 тыс. человек | Церковь Успения Богородицы