Церковный год – от Рождества до Успения Богородицы

by on 04.10.2020 » Add the first comment.

Богослужебный год, начинающийся с двадцать первого сентября (по новому стилю) и завершающийся праздником Успения Пресвятой Богородицы двадцать восьмого августа, является, по сути, учебным годом веры и благочестия для православных христиан.

Слово настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в городе Клин протоиерея Бориса Балашова. 

Неосуществленное призвание

Любимое Божье творение – человек – замыслен Творцом как образ и подобие Божие. Этот образ дан человеку, именно он, образ Божий, выделяет людей из всех живых существ не только по своим свойствам и способностям, но и по призванию.

Человек должен стать подобным Богу по своим качествам ума, чувств, воли, любви и многим другим. Такой путь к совершенству задан людям изначально. Однако высшие Божьи творения злоупотребили свободой, данной им Создателем для счастья и духовного возрастания, предали любовь Божью. На то место, которое должен занимать Бог в жизни людей, человек поставил самого себя: я буду, как бог, я буду решать, что хорошо и что плохо, как жить и для чего!

В результате разрыва живой связи веры и любви со своим Творцом человек деградировал; исказилась и вся его природа – как телесная, так и духовная. Вечная жизнь и бессмертие, предназначенные для людей, оказались потерянными, казалось, навсегда. Человек стал жить, чтобы в итоге его победила смерть. Любимые Божьи создания – образы Божьи – заблудились на жизненном пути.

Но Бог никогда не забывал людей. Он стал реализовывать план спасения человека и возвращения его к высокому призванию стать Божьим подобием, которое человек по своему произволу потерял.

Подготовка спасения человеческого рода

Чтобы спасти человека от вечной погибели через порабощение греху и обновить поврежденную прародительским грехопадением природу людей, Самому Богу надо было стать Человеком, то есть воплотиться. С этой целью ведется длительная духовно-нравственная подготовка людей. Семя жены должно размозжить главу змия (дьявола), разрушить его царство, лишить его силы (см. Быт. 3:15). Для этого Дева должна родить Сына (см. Ис. 7:14).

Рождество Пресвятой Богородицы.
XVI в., Государственный Исторический музей, Москва

Рождество Божьей Матери становится первым этапом исполнения Божественного плана спасения человеческого рода. Благочестивые супруги Иоаким и Анна прожили в любви и согласии более пятидесяти лет. Крепость и святость их семейной жизни основывались не только на взаимной любви друг к другу, которая сама по себе может оказаться непрочной. Фундаментом их семейной жизни была живая вера в Единого Истинного Бога, согретая любовью к Творцу и Его творениям – людям.

Семейная любовь бездетных супругов Иоакима и Анны, однако, не носила эгоистического характера, она раскрывалась и вовне собственной семьи.

Любя Бога, они не могли не заботиться о Божьем храме – доме Живого Бога, поэтому треть своих доходов всегда отдавали в храм на его содержание. Другую треть раздавали нуждающимся. И лишь третья часть их дохода составляла семейный бюджет. Такой образ жизни свидетельствовал о том, что живость и действенность веры благочестивых супругов основывались на деятельной любви не только друг к другу, но и к Богу и людям. Именно этих супругов Господь готовил к великому служению – подарить миру такую Дочь, Которая даст человеческую природу Божьему Сыну, Творцу мира, чтобы Творец стал Творением.

Таков важнейший смысл праздника Рождества Божьей Матери, первого двунадесятого праздника в новом богослужебном году Православной Церкви. Богослужебный год, начинающийся с двадцать первого сентября (по новому стилю) и завершающийся праздником Успения Пресвятой Богородицы двадцать восьмого августа, является, по сути, учебным годом веры и благочестия для православных христиан.

«Иисусово вместилище»

Рождество Пресвятой Богородицы.
Ласкание Марии. XVI в., музей им. Андрея Рублева

4 декабря празднуется Введение Пресвятой Богородицы во храм. Этот праздник раскрывает смысл служения Приснодевы Марии делу спасения человеческого рода. От имени Анны, матери Пресвятой Девы, звучат слова – наставление Дочери:

«Вниди в невходимая, и увеждь тайны, и уготовися быти Иисусово вместилище», – то есть: «Войди туда, куда не ведет никакая дверь – в глубину Богообщения и приготовься стать Матерью Спасителя мира».

Господь помогает всякому ищущему верный путь ко встрече с Богом. Тот багаж веры и благочестия, которые Иоаким и Анна заложили в душу своей дочери, дал прекрасные плоды во время взросления юной Девы Марии.

Когда Она завершила Свою жизнь при Иерусалимском храме, то была по воле Божьей вручена для хранения девственной чистоты вдовцу старцу Иосифу в качестве жены по закону, а по сути – в качестве девицы-родственницы. В это время юная Дева в возрасте двенадцати-четырнадцати лет была уже совершенно духовно зрелым и ответственным человеком. Поэтому Господь доверил Ей высочайшее и ответственнейшее служение: дать плоть – человеческую природу – Божьему Сыну. Пресвяая Дева прекрасно осознавала те трудности и испытания, которые выпадут на Ее долю. Когда Она узнала от Архангела Гавриила, что при этом не будет нарушен обет девства, который Мария дала Богу в Своем юном сердце, Пречистая Дева с полной готовностью дала Свое согласие на выполнение поручения Создателя мира: Се раба Господня (Лк.1:28). Она была готова всю Свою жизнь и всю Свою любовь отдать Богу. И эти слова определили судьбу мира. Когда Дева Мария таким образом сказала Свое «да», тогда в Ней, в Ее девической утробе, началась новая жизнь – произошло бессеменное зачатие (начало) Человека, Ее Сына, Который был Сыном Божьим и Творцом Ее, как и всего мира.

Творец стал Творением

Спас в силах. Икона Андрея Рублева.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

От неверующих людей нам часто приходится слышать такой «веский аргумент»: начало человеческой жизни без участия мужчины в принципе невозможно! Конечно, мы с этим абсолютно должны были бы согласиться, но лишь при условии, что Бога нет. Но если Бог есть, подобный аргумент теряет всякий смысл. Для Творца мира, вызвавшего все существующее из небытия, возможно все!

Сын Божий, рождающийся от Бога Отца без матери, становится Сыном Человеческим без отца. При этом Его человеческая природа наследует от Девы Марии все последствия первородного повреждения человеческой природы, кроме личного греха и самой склонности ко греху.

Какая тьма и какие тени греха могут быть в Том, Чья человеческая природа соединилась в одной Богочеловеческой Личности «неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно» с Божественной природой?!

В Рождестве Богочеловек Иисус Христос входит в человеческое общество конкретного народа – иудейского – как житель конкретного государства: Римской империи. Его имя вписывается в документ – родословную потомков царя Давида. Иисус Христос стал таким же жителем земли, как все мы, чтобы всем нам даровать спасение от греха и смерти. Другое дело, что не все этот дар хотят принять.

Путь ко Кресту

Достигнув зрелости – тридцатилетнего возраста – Сын Девы Марии выходит на проповедь спасения человеческого рода, приняв водное крещение от Иоанна Предтечи во Иордане. Иисус Христос учит обретать жизнь вечную Своими словами, делами и всей собственной жизнью. Дева Мария внимает всему, что делает Её Сын. Раньше Она учила Его как мать, теперь Она учится у Своего Сына – Богочеловека.Как сказано в Евангелии, Матерь Его сохраняла все слова сии (то есть слова Иисуса Христа) в сердце Своём (Лк. 2;51).

Таинственно-благодатная жизнь Богородицы

Лик Христа.
Деталь иконы “Крещение” Андрея Рублева, Благовещенский собор Московского Кремля

Богородица не участвовала в Тайной Вечере, но Она приобщилась к ней и стала ее участницей после Сошествия Святого Духа и рождения Православной Христовой Церкви. Каким же образом это произошло, если от дня, в который совершалась Тайная Вечеря, прошло почти два месяца?

Как только родилась Церковь, она стала совершать Евхаристию – таинство, в котором уверовавшие во Христа становятся таинственно, но совершенно реально, участниками той самой неповторимой Тайной Вечери, которую совершил Иисус Христос с двенадцатью апостолами в Сионской горнице.

Вера в эту живую связь каждой православной Евхаристии с Тайной Вечерей ясно выражена в словах молитвы перед Причастием:

«Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими» (Прими меня, Господи, сегодня участником Твоей Тайной Вечери [которая была две тысячи лет назад]). 

7 апреля Церковь празднует еще одно важное событие – Благовещение. В Благовещении Дева Мария приняла в Свое тело Сына Божьего, и в Ее святой утробе Он стал Сыном Человеческим. В таинстве Святого Причастия Богородица и телом, и душой соединилась со Своим Божественным Сыном сильнее и глубже всех остальных христиан. Причина тому – горячая жертвенная любовь к Иисусу Христу, духовное сроднение с Ним на основании внимательного вслушивания в слова Богочеловека и усердного исполнения воли Божией во всем. Это ярко проявилось в последние дни Страстной седмицы. Дева Мария следовала за Христом на Голгофу, стояла у Креста, видела мучения и смерть Своего единственного Сына, смертельно скорбела, но ни разу даже не пыталась отвратить Его от этого крестного пути. Она не протестовала, не кричала, что эти суд и казнь несправедливы. Она стояла рядом, сострадала, Ее сердце обливалось кровью. Однако Дева Мария понимала, что Ее Сын поступает правильно. А потому, в соответствии со Священным Преданием, Богородица первой узнала о Воскресении Иисуса Христа: победивший смерть Спаситель первым явился родной Матери.

Духовное обновление

Своим Светоносным Воскресением Иисус Христос преобразил и обновил Свою человеческую природу. Она стала подобна первозданной природе Адама, бесстрастной и бессмертной. В таинственной жизни Православной Церкви уверовавшие во Христа совершают свое духовно-нравственное обновление. Они должны духовно воскреснуть – приобщиться к Пасхе Христовой. Благодатное освящение принимает и тело христианина. В него всевается «семя» будущего телесного воскресения во славе вечной жизни. Смерть тела необходима для того, чтобы его можно было пересоздать, обновить для бессмертной жизни.

Один церковный писатель говорит, что наше будущее обновленное воскресением тело будет так же связано с нашим смертным телом, как связан дуб с желудем, из которого вырос.

Успение Богородицы – победа вечной жизни

Успение Пресвятой Богородицы.
Икона XVII века. Греция, Афон

Богоматерь лучше всех нас прошла на земле путь духовно-благодатного возрастания, глубже всех приняла в Свои ум и сердце евангельские слова Господа, ближе всех остальных сроднилась с Богочеловеком. Земной путь Пресвятой Богородицы был путем обОжения и духовного преображения всей Ее жизни. Она с радостью ожидала земной кончины, которая не была смертью в полном смысле, а лишь разлучением души и тела. Сердце Пречистой было храмом Святого Духа и вместилищем Бога. Душу Богоматери при расставании с телом принял в Свои объятья Ее Божественный Сын. Но и тело Ее ненадолго осталось в гробовой пещере. Господь воскресил для вечной жизни тело Своей Пречистой Матери.

Теперь Она в Царстве Небесном обитает не только душой, но и всем Своим преображенным человеческим существом – душой и телом. Поэтому Она может не только молиться о нас, но и реально действовать, помогать делом тем чадам Божьим, которые нуждаются в Ее помощи.

К святым мы прибегаем с просьбами: «Молите Бога о нас», – а к Богородице обращаемся: «Спаси нас и помоги нам». Дева Мария лучше всех людей использовала Свое жизненное призвание – уподобиться Богу умом, сердцем и всем Своим существом. Она является примером жизни для всех христиан и Помощницей тем, кто стремится жить по заповедям Христова Евангелия.

ПРАВКЛИН

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: НОВОСТИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *