Свобода и воля: что слаще?

by on 08.11.2013 » Add the first comment.

В традиционной русской модели мира с простором, открытостью, пространством связывалась именно воля, а не свобода. Поэтому быть вольным было намного слаще, чем обладать свободой…

У воли нет направления, цели или конкретного оформления. Мы говорим: туда! прочь! вон! вовне. Всё это разновидности одного и того же мотива: «лишь бы уйти, вырваться отсюда».

Державин сформулировал это по-своему:

Зачем же в Петрополь на вольну ехать страсть,
С пространства в тесноту, с свободы за затворы.

С волей также связывалась творческая деятельность разума, но и его прихоть, хотения, в общем, «вся нравственная половина человеческого духа», как говорит В. Даль. Для исконного русского понимания делать что-то в согласии со своей волей означало быть ответственным за сделанное. А поскольку каждый думает по-своему, то и «всякому – своя воля», как гласит поговорка.

Вообще разум и воля были весьма близки. «Разум количественная собь души, воля качественная», или «разум отвечает истине и лжи, воля добру и злу». Гулять на воле значит совершать хаотичное движение на все четыре стороны, почти такое, какое совершает человеческий разум, когда он находится в творческом порыве.
 .

Свобода же, наоборот, предполагает целенаправленное и хорошо осознаваемое движение, причем движение во внутрь. Если волю ищут вовне, то свободу всегда обретают внутри себя, постоянно возвращаясь к своему Я. Например, в знаменитых пушкинских строках свобода и душевный порыв почти одно и то же:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Свобода, которая находится внутри у человека, – это некое сгущенное пространство, для которого в нашем языке было понятие «внутрь-идение».  Сюда же относится и старославянское слово Ѫтроба – утроба. Утроба – это внутренне, «чревное», родимое пространство. Оно резко контрастирует с внешним чужим пространством, про которое говорили: чужая душа – дремучий лес.

Тем не менее, нельзя отдавать приоритет ни свободе, ни воле, ни внешнему, ни внутреннему. На это была своя библейская мудрость, вложенная в уста Спасителя:

«Когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, образ вместо образа, – тогда вы войдете в (Царствие)». ( Евангелие от Фомы, апокриф).

«…Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанна 8:31-32).

 Максим Казаков

Источник

Смотрите также:

Святая Русь и Русское Государство

Истина сделает их свободными

Свобода и своеволие

Хотели ли крепостные на волю?

В аду нет выбора

Протоиерей Андрей Ткачев: Город. Тюрьма в гирляндах

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *