Русский чудотворец, внук баскака

by on 13.05.2019 » Add the first comment.

14 мая — память прп. Пафнутия Боровского.

Преподобный Пафнутий любил простецов и называл их своими братьями. А с людьми высокого звания, князьями и боярами, искавшими его духовного покровительства, общался без лести и человекоугодия, порой строго обличая их нравы и пороки...

Варяги когда-то называли Русь в своих сагах Гардарика, что значит «страна городов». Правда, некоторые историки переводят это название как «страна оград», но где ограда, там и город. Все древние города были крепостями, а следовательно, ограждены стенами. Одни со временем исчезли с лица земли, другие стали огромными мегаполисами, но большинство так и осталось маленькими уютными провинциальными городками, о существовании которых никто, кроме окрестных жителей, не догадывается. Вот так бы никто, кроме калужан, и не знал бы о Боровске, если бы его не прославил в XV веке преподобный Пафнутий.

Жил в тех краях, а может, и в других – история умалчивает, татарин-баскак, т.е. ордынский сборщик налогов. И принял он православную веру, крестился. Искренне он это сделал или нет, тоже неизвестно. К тому времени Батый умер и давителей (так переводится «баскак» на русский) погнали восвояси. Но осел татарин под Боровском в селе Кудинове. Вроде как свой, православный. Женился, родил сына. У того в свою очередь в 1394 г. тоже появился наследник, которому дали имя Парфений. Мальчик рос задумчивым, склонным к одиночеству и чтению книг. Достигнув двадцатилетнего возраста, он ушел в Покровский монастырь на Высоком недалеко от Боровска. Принял там постриг с именем Пафнутий. Учителем его и воспитателем был ученик Сергия Радонежского Никита Серпуховской. Так что Пафнутия можно назвать духовным внуком игумена Русской земли.

Пафнутьево-Боровский монастырь

Через 12 лет избирают его настоятелем. Три десятка лет подвизается Пафнутий в Покровской обители. И когда ему исполняется пятьдесят, он внезапно заболевает. Как человек мудрый и глубоко верующий, он понимает, что это не старость приходит, а Господь дает ему знак, что надо что-то в жизни менять. И покидает он  23 апреля 1444 года монастырь и поселяется с одним иноком на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы.

Харизматическая личность Пафнутия притягивает к себе людей. Приходят новые монахи, и образуется монастырь в честь Рождества Богородицы. Первый храм был деревянный. Через двадцать лет строится новый каменный собор, который расписывает великий Дионисий.

Пафнутий устанавливает в своем монастыре особножительный устав. У каждого монаха своя келья, даже какое-то хозяйство, каждый может есть и носить, что хочет (до разумных пределов, естественно). Пафнутий понимал, что человеческие ресурсы ограничены, и не требовал от монахов невозможного. Поэтому особой суровости и аскезы в обители преподобного не было. Это при преемнике боровского старца Иосифе Волоцком монастырь прославился строгостью устава. Но настоятель следил за строгим соблюдением правил и никаких нарушений не допускал. Вспоминая своего учителя и наставника, Иосиф Волоцкий писал, что тот мог быть не только милостив и снисходителен, но был подчас и суров, и гневен с нераскаянными грешниками.

Особенно строг он был к себе. Келья его была беднее всех, еду выбирал самую худшую, одевался он более чем скромно. Работал наравне со всеми, даже больше других, выбирая себе самые тяжелые послушания (так на монастырском языке называется работа). Колол и носил дрова, копал огород, ходил по воду. Но на службу приходил первым.

Современнывй вид Пафнутьева Боровского монастыря

Была у Пафнутия одна особенность, вернее, дар Божий. Он видел вещие сны, что помогало ему в его настоятельской деятельности. И сны эти носили поэтический аллегорический характер, их нужно было правильно растолковать. Эти сновиденческие аллегории Пафнутий успешно и мудро расшифровал. Вот однажды видит он во сне свой монастырский сад. Все деревья увешаны прекрасными сочными плодами, а одно – мертвое. Пафнутий начинает ухаживать за ним и возрождает-таки к жизни. Оказывается, один из его монахов, будучи в отъезде, согрешил. Вернулся он, полон раскаяния. И игумену, который уже знал, что произошло, и был готов к встрече, легче было исповедать и простить грешника.

Тридцать с лишним лет возделывал свой сад, свой монастырь преподобный Пафнутий. Умер он 1 мая 1477 года. За неделю до кончины предсказал точную дату смерти. Перед этим ученики спросили его: «Кому оставляешь обитель?». «Пречистой», — последовал ответ. А последние слова старца были такие: «Спешите делать добро». Этим он занимался всю жизнь, помогая бедным и богатым, далеким и близким. Это он завещал и своей братии. Пафнутий Боровский был канонизирован в 1547 году. День его памяти 1 (14 по н.ст.) мая.

Михаил Нестеров, Пустынник

А что же стало с монастырем? История его была полна славных и трагических страниц. Упомянутый выше Иосиф Волоцкий сделал его обжещительным, с очень строгим уставом, когда монах ничего своего не имеет и подчиняется жесткому распорядку, установленному настоятелем.  Дважды обитель была сожжена дотла: «тушинским вором» Лжедмитрием II в 1610г., когда погибли 12 тыс. ее защитников и в 1812-м Наполеоном. В  XVII веке, когда шла борьба с церковным Расколом, здесь некоторое время томился в заточении протопоп Аввакум, один из лидеров старообрядчества, а его духовые дочери боярыня Феодосия Морозова и ее сестра Евдокия Урусова были уморены голодом в земляной тюрьме монастыря.

В советские годы чего тут только не было: колония для беспризорников, сельхозтехникум, во время войны немецкий концлагерь. Местные краеведы пытались организовать музей, но дальше музея на общественных началах дело не шло. Это при такой-то богатой истории. В конце концов терпенье на Небесах лопнуло, и 14 мая 1954 года, в день памяти преподобного Пафнутия, рухнул купол собора. Но умы и души бюрократов не умеют читать тайных знаков, как это делал Пафнутий, и ничего не менялось. Лишь в 1990 году монастырь был передан Церкви. И потянулись к мощам старца люди со всех сторон.

В Боровске издавна существует сильная старообрядческая община. Кстати, от прибалтийских староверов боровские существенно отличаются. Само старообрядчество разнообразно, но можно выделить два основных потока. Те, кто сохранил у себя священство, называются поповцы, а изначально оказавшиеся от него – беспоповцы.

Михаил Нестеров. Святой Пафнутий Боровский

У наших старообрядцев нет священства. Руководители общин, наставники выбираются самими прихожанами, и над ними не совершается рукоположения, особого таинства посвящения в сан. Делать это может только епископ. А у прибалтийских старообрядцев архиереев нет. Поэтому у них совершается только крещение, не закрепленное миропомазанием (конфирмация). Не служат они литургии, нет и причастия. В храмах беспоповцев нет алтаря. За иконостасом – стена. Алтарь им не нужен. Ведь Евхаристию (превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову для Причащения) совершать некому. Это делает только священник.

У боровских есть и священники, и архиереи. В их храмах совершаются полноценные таинства, точно так же, как и в Православной церкви. Они даже называются похоже: Православная старообрядческая церковь. Все отличие только в обрядах.

Есть и еще один общий момент — почитание великого чудотворца Пафнутия Боровского. И не только его.

Петр Фокин, псаломщик Знаменской церкви

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *