Мы привыкли видеть диаконов в церкви, но в первом веке они чаще бывали в трущобах.
10 августа Церковь отмечает память святых апостолов Прохора, Никанора, Тимона и Пармена. Вместе со Стефаном, Филиппом и Николаем они стали первыми диаконами христианской Церкви. Но избрали их не для того, чтобы сослужить священникам, как это делают диаконы сейчас, а чтобы помогать нуждающимся. Так началось социальное служение христианской Церкви.
Ропот голодных и проблема делегирования
Заповедь милосердия апостолам дал Сам Иисус Христос. В пророчестве о страшном суде Он предупреждал, что Царство Небесное достигается только делами милосердия. Христос говорил: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (…) так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших, то сделали Мне». (Мф. 25:31-46). Во время земной жизни Иисус учил апостолов питать бедных, говоря: «Вы дайте им есть» (Матф.14:16). Апостолы благотворили нищим (Матф.26:11); устраивали братские трапезы,, которые назывались «вечерями любви» (Иуд.1:12).
Первым епископом Иерусалимской Церкви стал святой апостол Иаков из числа 70 апостолов или, как его называли, Иаков Младший. Он приходился Иисусу Христу сводным братом и учил христиан «призирать сирот и вдов в их скорбях» (Иак. 1:27).
Тогда в Иудее сироты и вдовы, лишившиеся кормильца, оказывались в крайне бедственном положении.
Ветхозаветный закон предлагал десятину для бедных, которая собиралась раз в три года (Втор. 24:28-29) и разрешал беднякам собирать оставшиеся после сбора урожая колосья (Втор. 24:19). Но этого едва хватало, чтобы не умереть с голоду.
Именно поэтому Христос обращает внимание учеников на бедную вдову, пожертвовавшую на храм две лепты, — кроме этой ничтожной суммы (1 лепта — примерно 1/128 дневного заработка самого низкоквалифицированного работника), она ничего не имела (Лк. 21:2).
От общин Иерусалимской Церкви любой нуждающийся (даже если он был из стран языческого мира) мог получить одежду и еду. Апостол Иаков говорил: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:15). Руководили делом благотворительности апостолы.
Однажды в Иерусалиме разразился скандал. Из книги Деяний апостолов мы узнаем, что однажды вдовам эллинистов (иудеев из языческих стран) не выдали еду:
«В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (Деян. 6:1).
Проблемы возникли «не от недоброжелательства, но, вероятно, от невнимательности по причине многолюдства…, ибо в таком случае не может не быть затруднения», — поясняет святитель Иоанн Златоуст.
Апостолам пришлось задуматься о разделении обязанностей. Они созвали «множество учеников» (скорее всего, всю Иерусалимскую Церковь) и решили поручить попечение о вдовах и сиротах специально поставленным для этой цели людям — диаконам (др.-греч. διάκονος — «служитель).
В диаконы избрали семь «изведанных» человек — «Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников…» (Деян.6:5). Сами же апостолы рассудив, что нехорошо, «оставив слово Божие, пещись о столах», сосредоточились на проповеди Евангелия по всему миру.
Но и диаконы не были простыми хозяйственниками: в их обязанности входила также проповедь Слова Божия, оглашение (подготовка людей к крещению), помощь в таинствах. А еще, согласно толкованию Иоанна Златоуста, диаконы отличались «великим любомудрием» — ведь только мудрые и великодушные люди могли бы сносить жалобы голодных и несчастных, а также утешать их.
Портрет диакона. Художник Андрей Рябушкин (фрагмент)
Что мы знаем о первых диаконах?
О диаконах Прохоре, Никаноре, Тимоне и Пармене сохранилось очень мало сведений. Диакон Пармен, скорее всего, единственный из семи диаконов до конца жизни оставался в Иерусалиме и дожил до глубокой старости и умер, оплаканный собратьями: «Великий Пармен пред очима апостолов успе, совершив со тщанием теплым Божественное служение», — поется в каноне в день его памяти. Судьба остальных была более драматичной.
Диакон Прохор помогал апостолу Петру, путешествуя вместе с ним, был поставлен епископом Никомидии и принял мученическую кончину в Антиохии, а диакон Тимон стал епископом Бастории в Аравии и также претерпел казнь от язычников. «Повеленьми беззаконник посреде огня скончавается, всесожжение божественно быв», — говорится в каноне. Был убит и диакон Никанор. По преданию, он пострадал в тот же день, что и святой архидиакон и первомученик Стефан — от «великого гонения», в котором принимал участие Савл — будущий апостол Павел. «Заколен был, яко овча, с двема тысящами на Христа уповающими, в онь же скончался день Стефан первострадалец», — говорится об этом в каноне, который поется на службе в честь апостолов-диаконов.
Архидиакон первомученик Стефан, вероятно, происходил из тех самых эллинистов, об этом говорит его греческое имя (от Στέφανος (стефанос) — «венок, корона»).
Его называют архидиаконом, так как он был первым в диаконском служении, творил «великие чудеса и знамения в народе» (Деян. 6:8). Иудеи ложно обвинили архидиакона в том, что он «говорил хульные слова на Моисея и на Бога» (Деян. 6:11).
Когда суд вынес смертный приговор, Стефана забросали камнями — так он стал первым святым, пострадавшим за Христа.
Служение диакона Филиппа проходило в родной ему Самарии, где он проповедовал веру в Иисуса Христа, исцелял больных, изгонял бесов (Деян. 8:7-12).
А вот диакон Николай не вошел в число святых, прославленных Церковью. Некоторые из церковных писателей, например, святые Ириней Лионский и Епифаний Кипрский, считают диакона Николая основателем секты николаитов, о которых Иоанн Богослов в Апокалипсисе пишет: «есть держащиеся учения Николаитов, которое я ненавижу», — пишет он (Откр. 2:6, 2:15). Эта секта практиковала несдержанную плотскую любовь. Впрочем, по свидетельству Климента Александрийского сам диакон Николай вел жизнь аскетичную и строгую, и часто говорил, что «надобно плоть употреблять на зло». По мнению святого Климента, сектанты-николаиты ложно истолковали его наставления.
Первые диаконисы. Слева – диакониса Фива, справа – диакониса Олимпиада
Руки епископов и пятнистые камни
Идея диаконии — милосердного служения нуждающимся — в Церкви постоянно развивалась и совершенствовалась. Ко второй половине I века возник феномен женской диаконии (диаконисс). Диакониссы занимались помощью женщинам. О назначении одной из диаконисс упоминает апостол Павел: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской…» (Рим.16:1).
Недостойное исполнение диаконских обязанностей сурово осуждалось: в книге «Пастырь», написанной, по преданию, апостолом от семидесяти Еромой, говорится о диаконах, «которые худо исполняли служение, расхищая блага вдов и сирот и сами наживаясь». Их он сравнивает с непригодными для строительства пятнистыми камнями.
Н. Неврев. Протодиакон, возглашающий многолетие на купеческих именинах
В эпоху Вселенских соборов диаконы начинают все больше помогать епископам и священникам в богослужении (эти задачи считаются главными для диаконов и сегодня), однако продолжают быть, «глазами, ушами и руками епископов». Их важнейшей задачей на много веков, как говорят «Апостольские постановления» — узнавать потребности нуждающихся:
«Если ты, диакон, знаешь кого-либо как бедствующего, то напомни епископу и таким образом дай».
Павел КОРЯКОВ
Find more like this: АНАЛИТИКА