Христианский Робинзон Крузо: что мы раньше не замечали в любимом герое

by on 03.05.2021 » Add the first comment.

Что общего между романом «Робинзон Крузо» и евангельской историей о блудном сыне.

24 апреля исполнилось 290 лет со дня смерти Даниеля Дефо. Кто-то вполне может не знать этого имени, но имя одного из героев его произведений известно каждому без исключения.

Однажды тихим августовским днем 1705 года в маленьком городке на Западе Англии Уэймаус случился настоящий переполох. И все из-за письма. Старый капитан Тернер получил загадочную депешу. В письме он не мог разобрать ни слова. Какие-то схемы, знаки.

«Если это чья-то шутка, – недоумевал он, – стоило ли за нее платить почтальону?» Он обошел весь город, показывал письмо всем, кого встречал по дороге, и никто ничего не мог объяснить. Загадочней всего было то, что письмо прибыло из Лондона, следовательно, не могло стоить гроши.

И, наверное, этот случай так бы и канул в историю, если бы к вечеру не обнаружился таинственный адресат. Это был сорокалетний мужчина, среднего роста, темноволосый. Удивительно, но он тоже назвался капитаном Тернером. Мужчина был приезжим, день назад поселился в местной гостинице, и к нему еще не успели толком присмотреться. Встретившись с капитаном Тернером, он забрал письмо и спешно уехал.

Уэймаус гудел еще неделю. И все было бы ничего, если бы загадочный капитан Тернер не объявился опять неподалеку от Уэймауса. Но теперь он почему-то назвался Александром Голдсмитом.

Может быть, таинственный господин скрывался от кредиторов? Или от преследования властей? Но он совсем не прятался, напротив, посещал церковные собрания, засиживался в тавернах, расспрашивая о чем-то местных крестьян. Заводил разговоры с купцами, выдавая себя за торговца шерстью. И, нужно сказать, знал толк в своем деле.

Но почему же тогда он скрывал свое имя? Почему менял имена, переезжая с места на место? Более того, если бы представился случай в его отсутствие осмотреть его багаж, обнаружились бы и вовсе странные вещи. В первую очередь – паспорта. Их было не два и даже не три. И письма. Вроде того, какое получил капитан Тернер. Письма, написанные на неизвестном языке.

Кем же был этот загадочный мужчина? Почему, будучи уже немолодым, постоянно переезжал с места на место, останавливаясь преимущественно в маленьких городках с плохими гостиницами?

Кем же был этот загадочный мужчина? Почему, будучи уже немолодым, постоянно переезжал с места на место, останавливаясь преимущественно в маленьких городках с плохими гостиницами? Почему, выдавая себя за другого, отнюдь не прятался, наоборот, старался быть на виду, охотно завязывал новые знакомства и всегда роли рассказчика предпочитал роль внимательного слушателя?

Сейчас этого человека знает каждый, но ирония судьбы такова, что и в историю он вошел не под своим настоящим именем. Даниель Дефо. Или, если назвать его правильно – Даниель Фо. Человек, возглавлявший в течение 16 лет службу безопасности Английского королевства. Создавший самую разветвленную шпионскую сеть в Европе. В качестве тайного агента принимавший активное участие в подписании договора об унии между Англией и Шотландией, на тот момент независимыми государствами. И, наконец, на склоне лет написавший книгу, ставшую, наверное, одним из самых знаменитых приключенческих романов в мире – «Робинзона Крузо».

Что же подтолкнуло Д. Дефо, авантюриста, шпиона, человека, не совсем чистого на руку, менявшего свои убеждения в зависимости от политической ситуации, блестящего сатирика и памфлетиста, взяться именно за этот сюжет?

Ведь другие его романы – это, как правило, вымышленные автобиографии плутов, воров, проституток и всякого рода авантюристов и мошенников.

И тут – «Робинзон Крузо». Роман, стоящий особняком. Ни на что непохожий. Особенно, если вспомнить, что он был задуман, как трилогия, и последняя его часть – «Серьезные размышления Робинзона Крузо о его жизни» – это сборник эссе на религиозно-нравственные темы.  Сюжет «Робинзона» только в начале и в самом конце изобилует приключениями. Основная же часть книги – это скорее описание внутренних событий. И попытка, пусть поверхностно, изложить историю отношений человека и Бога.

«Робинзон Крузо» был издан анонимно и выдан за реальную историю. Более того, он стал настоящей сенсацией и был настолько убедительным, что тираж разошелся молниеносно в несколько дней.

Но для того, чтоб писать о таком, нужно быть не только внутренне готовым, но и иметь достаточный внутренний опыт, иначе как заставить читателя поверить в правдивость того, о чем пишешь? Ведь, если вспомнить, «Робинзон Крузо» был издан анонимно и выдан за реальную историю. Более того, он стал настоящей сенсацией и был настолько убедительным, что тираж разошелся молниеносно в несколько дней.

Иллюстрация В. Шевченко к роману “Робинзон Крузо”

И никого не смутил ни огромный срок – 28 лет – пребывания в полном одиночестве, ни то, что герой не только не опустился и не одичал, а наоборот – нравственно вырос. Хотя к тому времени еще не забылась история Александра Селькирка, шотландского боцмана с английского судна «Синк Портс». За свой вздорный и неуживчивый характер Селькирк был высажен на пустынном острове недалеко от берегов Чили, пробыл там почти 4 с лишним года и был подобран знаменитым английским капитаном-корсаром Вудсом Роджерсом, автором «Путешествия вокруг света с 1703 по 1711 год».

Когда Роджерс увидел Селькирка, одетого в козлиные шкуры, тот, по его словам, «выглядел еще более диким, чем те, кто владел этими шкурами до него». Селькирк почти забыл человеческую речь и объяснялся с трудом. А ведь он пробыл в полном одиночестве чуть больше 4 лет. Это на 24 года меньше, чем Робинзон.

И все же, несмотря ни на что, Дефо поверили. Значит, в его истории было что-то подлинное, живое, что нашло отклик в сердце каждого. Значит, он писал о том, что прожил сам (речь не о фабуле, не о внешних поворотах сюжета, а о мыслях, переживаниях.)

Имея авантюрный и упрямый характер, вопреки увещеваниям отца Робинзон Крузо покидает родной дом и отправляется в свои путешествия. Желая быстрее разбогатеть, он принимает участие в нелегальной экспедиции к берегам Африки за чернокожими невольниками. В море их настигает шторм. Корабль садится на мель недалеко от пустынного острова. Из всей команды удается спастись только Робинзону Крузо.

Не является ли эта история внутренней биографией самого автора? Ведь в юности он тоже ослушался отца и не стал священником. Желая быстро разбогатеть, отправился в морское путешествие, испытал ужасы шторма, морской болезни, нападения пиратов.

И вот здесь-то и начинается его настоящая история. История человека, который утратил связь с внешним миром и заглянул внутрь себя.

Не является ли эта история внутренней биографией самого автора? Ведь в юности он тоже ослушался отца и не стал священником. Желая быстро разбогатеть, отправился в морское путешествие, испытал ужасы шторма, морской болезни, нападения пиратов. По возвращении домой несколько поумерил свою страсть к приключениям, но не смог обуздать свой авантюрный нрав. Перепробовал сотни способов разбогатеть, пережил множество взлетов и падений и, наконец, оставшись на склоне лет в тишине собственного дома, написал книгу о жизни человеческой души, о том, как неспешно, шаг за шагом возрастает сокровенный сердца человек. И условия для этого подобрал самые что ни на есть подходящие – пустынный остров. Только душа и Бог.

Думается, «Робинзон Крузо» – это история блудного сына. Таким видит себя Дефо. И в то же время это история надежды. В этой книге высказан очень оптимистичный взгляд на человека. Мне кажется, именно это и подкупало сердца читателей. Дефо показывает, как быстро с человека сходит все внешнее, поверхностное. И становится виден внутренний стержень. Дефо как будто хочет сказать всем и каждому – этот стержень есть и в вас, и во мне, стоит только открыть глаза.

Этим стержнем является вера.

Смотрите также:
Притча о блудном сыне

Роман ведь не случайно написан от первого лица. Дефо как бы говорит – я пережил все это. Вот, на что я опирался. Вот, что позволило мне сохранить человеческое достоинство. Вера, которой нас обучают с детства, о которой мы часто забываем, носимые жизненными водоворотами. Но именно она может оказаться тем стержнем, на который можно опереться в любом злоключении.

Дефо не морализирует, он лишь передает свой опыт. И читатель понимает, что все написанное не мудрость, вычитанная из книг, а сама жизнь.

Дефо показывает, как быстро с человека сходит все внешнее, поверхностное. И становится виден внутренний стержень. Дефо как будто хочет сказать всем и каждому – этот стержень есть и в вас, и во мне, стоит только открыть глаза.

Вот только некоторые мысли, которые мы встречаем на страницах этой книги:

  • «Все наши сетования по поводу того, чего мы лишены, проистекают, мне кажется, от недостатка благодарности за то, что мы имеем».
  • «Человеку, постигшему истину, избавление от греха приносит больше счастья, чем избавление от страданий».
  • «После таких размышлений я живее чувствовал благость ко мне Провидения и от всего сердца благодарил Бога за свое настоящее положение со всеми его лишениями и невзгодами. Пусть примут это к сведению все те, кто в горькие минуты жизни любит говорить: «Может ли чье-нибудь горе сравниться с моим?» Пусть они подумают, как много на земле людей несравненно несчастнее их, во сколько раз их собственное несчастье могло бы быть ужаснее, если б то было угодно Провидению».

Разве подобные высказывания не встречаются и в святоотеческих писаниях?

Кроме того, сам Робинзон высказывает конкретную мысль, что остался человеком только благодаря тому, что не оставлял чтение Евангелия и молился.

Очень жаль, конечно, что «Робинзон Крузо» многими воспринимается в первую очередь, как приключенческий роман. Но большинство изданий в нашей стране остались еще с советских времен. А в те годы к читателю попадала не оригинальная версия, а изуродованный пересказ. Бог был изъят из повествования раз и навсегда, оставлена только внешняя фабула.

Примечательно, что в 1972 году вышел на экраны фильм А. Говорухина «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» с Л. Куравлевым в главной роли. Не знаю как, но авторам удалось снять фильм именно по подлиннику. Мы слышим о Боге на протяжении всего фильма. С каким воодушевлением герой Л. Куравлева благодарит Бога за спасение в кораблекрушении, за чудесно выросший ячмень, с каким терпением рассказывает Пятнице о творении мира.

То, что советская цензура пропустила этот фильм на большой экран, иначе как чудом, не назовешь.

Отдельно хотелось бы сказать об очень грамотном подборе музыки. Многие ли во время просмотра фильма обращают внимание на работу композитора и задумываются о роли музыки? А ведь музыка зачастую – это не просто звуковой фон, а отдельный параллельный мыслительный ряд, только выраженный в звуках. Есть множество фильмов, которые были подняты на должный интеллектуальный уровень именно благодаря музыке.

В «Робинзоне Крузо» использован цикл скрипичных концертов А.Вивальди «Времена года». Нужно сказать, что это не просто картинки меняющейся природы. А.Вивальди в первую очередь был священником и мир природы воспринимал, как книгу откровений Божьих.

В фильме А.Говорухина музыка Вивальди помимо углубления и окрашивания чувств главного героя, выполняет отдельную смысловую задачу. Это как бы трепетное творческое пространство, в котором, как в начале сотворения мира, происходит общение человека и Бога. Музыка здесь как бы невольно наталкивает на мысль, что рассказ о Робинзоне Крузо – это история блудного сына, вернувшегося наконец домой.

Вне всяких сомнений, «Робинзона Крузо» обязательно нужно читать и подросткам, и взрослым. Но, исключительно в подлинном переводе. Эта книга может многому научить. Главное тому, что любое, даже самое, казалось бы, безвыходное положение нужно воспринимать, как рабочую ситуацию сотрудничества с Богом.

Елена Шокало

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *