Где лучше молиться Богу? Об этом говорит сегодня в беседе с самарянкой Господь. В храме в Иерусалиме или на горе какой-нибудь?..
.
И Господь отвечает, что Богу нужно поклоняться духом и истиною, не там и не здесь. Не в том или ином месте, а духом и истиною, потому что везде Господь, и Он приемлет только истинных поклонников, которые приносят Ему поклонение духом и истиною.
.
Однако мы знаем, что Сам Господь в храме молился и о храме Он говорил: «Дом Мой домом молитвы наречется». И Сам Он удалялся на высокую гору, где преобразился пред Своими учениками, и искал пустынные и уединенные места для молитвы.
.
Он говорит, что «не там и не здесь» истинное поклонение приносится Богу, чтобы мы помнили, что есть истина, и что есть дух, и что есть Бог наш, и что есть жизнь наша. Истина — это не то, что в претензии на обладание чем-то исключительным достигает человек усилием своего ума, своих подвигов. Такое посягательство на обладание истиной присутствует во всех лжерелигиях. Духовность — это не то, когда человек воображает, будто он приносит подлинное поклонение Богу, только потому, что отвергает все обряды, все установления церковные и все учения и «свободно, в духе» поклоняется Богу.
Истина и дух — это другое. Но прежде Господь хочет предупредить, что наше поклонение Богу в особых местах — в храмах или монастырях — не может быть само по себе спасительным и не может еще приводить нас к истинному поклонению Господу.
.
Мы часто вспоминаем слово апостольское, обращенное особенно к последним дням, что «человек беззакония» в храме Божием сядет, выдавая себя за Бога. И при этом будет пышное богослужение и,
как говорит святой Феофан Затворник, будут соблюдены все чины и установления церковные, но будет только одна внешняя видимость, а внутри — пустота.
.
Придет время, говорит Господь, когда вас станут убивать и думать, что тем самым приносят службу Богу, совершают истинное поклонение Богу. Это исполнилось с самого начала гонения на Церковь Христову, на апостолов. Это исполнилось и в недавние времена, когда в нашем Отечестве «обновленцы» захватывали храмы, но тот, кто хотел поклониться Богу в духе и истине, остаться истинным поклонником Бога, не должен был ходить в эти храмы.
И было время, когда Бог не благоволил быть множеству храмов, а Промыслом Божиим попущено было разорение великого множества наших святынь. Именно в это время Церковь просияла святостью, как никогда за всю свою историю.
Но были и те, кто говорил, что нужно сохранить храмы любой ценой — то есть ценой принесения в жертву духа и истины. Эти люди, по слову
священномученика Вениамина Петроградского, вели Церковь к погибели. Сегодня, когда открываются новые храмы и монастыри, мы должны услышать это слово Христово, и воспринять уроки Господни, которые Он не напрасно нам преподает в течение всей истории.
.
Радуясь обретению новых святынь, можем ли мы забывать о том, в каком унынии пребывают души многих из-за неутихающей пропаганды разврата и ложной духовности в нашем Отечестве? Можем ли мы говорить, что приносим Богу поклонение в духе и истине, если не видим всего этого?
.
Можем ли говорить, что истинно молимся, закрывая глаза на то, что происходит вокруг нас, если зло достигает своего предела?
.
Святые отцы предупреждают нас о временах, когда будут говорить, что позволительно признать власть и правоту действий «человека беззакония», оставаясь в душе христианином. Признать не просто ради того, чтобы сохранить свою жизнь, а ради того, чтобы сохранить Церковь как организацию, храмы, все, что совершается в них. Так велико может быть испытание совести человеческой. И эти времена приближаются.
.
.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский добавляет к этим словам святителя Игнатия: «Эти бесы уже приходят, они уже не скрываясь утверждают, что это время, это воля и это власть — тьмы».
А сегодня — не они ли открыто говорят о том, что теперь их время, их власть — маммоны? «Мы имеем в своем распоряжении все, от нас все зависит, — объявляют они, не стыдясь, всему миру. — Мы насадили, и будем насаждать растление. На наши деньги оно осуществляется. Мы купим всех, кого надо, и мы можем купить Церковь, — нагло утверждают они. — Мы ставили христиан в свое время перед таким выбором, и теперь они должны будут либо отречься от Христа, либо заплатить за свою веру кровью».
Тот, кто хочет поклоняться Богу в духе и истине, не может сделать вид, что он пребывает в молитве и потому не замечает того, что совершается сегодня в мире. Не поклониться злу, не поклониться антихристу — это уже значит поклониться Богу в духе и в истине. Можно внешне сохранить все, что Церковь имеет, в том числе как будто и молитву, но не поклониться Богу в духе и в истине. А поклониться антихристу, как предупреждает святой Андрей Кесарийский. Такова духовная реальность нашего времени.
.
Да будет дано нам приносить такое поклонение Богу, которое совершается не здесь и не там, а в чистом человеческом сердце, так чтобы нам стало понятно, почему Господь говорит: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6, 16). Истина и дух — это тайна, которая открывается нам в пасхальную ночь, когда мы слышим о том, что благодать и истина пришли в мир Иисусом Христом. Через тайну Его Воплощения явилась истина, и мы сделались способными узнать тайну Бога, Который есть истина, и поклониться Ему. И мы можем быть причастными этой тайне только в верности истине и в отвержении всего, что не от истины.
.
Господь говорит: «Я есть путь и истина», и мы можем придти к Отцу только Христом. Никто не может придти к Отцу, если Сын не приведет к Нему Духом Святым. Никто не может придти к Сыну, если Отец Небесный не приведет к Нему Духом Святым. И потому Сердцеведец Господь, испытующий глубины каждого человека, как Он испытует сердце этой самарянки, беседующей с Ним у колодца, ищет таких поклонников Себе. Не только в сладкой беседе, от которой горят сердца, но в испытаниях верности истине, открывающихся для всей Церкви, для каждого христианина.
.
.
На анонсе: Генрих Семирадский. Христос и самарянка (фрагмент)