Они утонули

by on 12.08.2015 » Add the first comment.


12 августа исполняется 15 лет со дня гибели в Баренцевом море подводного крейсера «Курск». Тогда, из ставшего для них бессрочным, похода не вернулось 118 членов экипажа…

В катастрофе атомохода К-141 «Курск» больше всего эмоций вызывает даже не факт гибели лодки с экипажем (это, к несчастью, далеко не первое подобное ЧП на российском подплаве), а поведение военных, выдававших в эфир информацию, которую сейчас трудно считать правдоподобной. Система особого (временами откровенно наплевательского) отношения к личному составу в отечественных вооруженных силах сложилась давно, но именно обстоятельства катастроф подводных лодок служат этому самым убедительным доказательством.

«Личный состав» и его отличия от человека

12 августа 2000 года на полигоне Северного флота произошла гибель атомохода К-141 («Курск»). Атомоход лег на грунт на глубине 108 метров.

Насколько можно судить из результатов расследования, проведенного уже после подъема «Курска», выжившие после взрыва на борту погибли через несколько часов после катастрофы. То есть еще до того, как спасатели добрались в район и развернули работы.

Тем не менее все, кто помнят тот август, припомнят и несколько дней бодрых рассказов военных о том, что «с экипажем установлена звукоподводная связь», а кислорода хватит то ли до 17 августа, то ли до 18-го. Понимайте это как хотите: то ли как выдачу желаемого за действительное от страха, то ли так, что результаты расследования после подъема лодки подтасованы и часть подводников оставались в живых еще как минимум пару-тройку суток.

Зона подъема атомохода «Курск»: атомный крейсер «Петр Великий» и подъемная крупногабаритная баржа «Гигант-4»

Через несколько дней рассказы об «установленной связи» сошли на нет, оставив чувство чудовищной неловкости. Только к 19 августа на место все-таки допустили норвежских спасателей (представить сейчас подобную картину, вероятно, и вовсе невозможно), имевших соответствующее оборудование. 21 августа они вскрыли люк и сообщили, что девятый отсек (с которым «была установлена связь») заполнен водой и выживших искать там смысла нет.

«В России к людям всегда относились с беспощадной черствостью», — сказал флотскому офицеру один из героев романа Валентина Пикуля «Моонзунд». Но именно изучая историю советского подплава понимаешь, насколько эта фраза точна.

К-19: наплевавшие на приказ

4 июля 1961 года на траверзе норвежского острова Ян-Майен на лодке К-19 (первом советском атомном ракетоносце) произошла авария первого контура одного из реакторов. Возникла угроза расплавления активной зоны. Экипаж своими силами соорудил нештатную систему проливки (импровизированного охлаждения) реактора. Участвовавшие в ее монтаже восемь человек получили смертельную дозу.

Лодка всплыла на поверхность. Температура реактора упала, но утечки нарастали, на К-19 сильно поднялся радиационный фон. Командир лодки Николай Затеев отвернул к югу, к берегам Норвегии, и подал SOS в надежде натолкнуться хоть на кого-то, кто окажет помощь. На Фареро-Исландском рубеже в тот момент была развернута завеса советских подлодок, которые принимали сигнал К-19, но не имели приказа покидать позицию.

Источник

Смотрите также: 25 лет назад затонула уникальная советская подлодка «Комсомолец»

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *