Пересвет русской живописи

by on 16.07.2015 » Add the second comment.

Год назад, 16 июля 2014, от нас ушёл Павел Викторович Рыженко.

Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство? Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за своё Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда – я буду счастлив выполненным долгом.

П.В. Рыженко

«Вот ты умрёшь завтра. Ты готов предстать перед Богом с этими своими работами? Готов увидеть святых – Сергия Радонежского, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, апостолов? А ты увидишь их! И о чём ты будешь говорить? О неисполненных задумках? О том, что мог бы, да не успел? Станешь искать оправдания? Судорожно начнёшь отговорки придумывать?» Эти слова были сказаны Павлом Рыженко своему ученику Владимиру Кирееву. Сам мастер жил именно так – словно всякий день в его жизни был последним, всякий день предстояло ему дать отчёт в исполненном не перед кем-либо, но перед Высшим Судиёй, строго взыскующим с тех, кого наделил талантом.
.

Творчество Рыженко отличает поистине богатырский размах, с которым он год за годом, холст за холстом воскрешал перед нами события нашей истории, забытой и оболганной, восстанавливая порванную нить, что связывает день сегодняшний с минувшим, без которого завтрашнего нам не видать. Своей кистью Павел Викторович возвращал нам тот прекрасный и героический мир, который потеряли мы в годы лихолетья, нашу великую Родину. В ней черпал он вдохновение и через свои работы передавал его нам. В том и состояло главное призвание его – собирать камни, склеивать осколки разбитого прошлого и являть его нашим глазам уже целым, не изуродованным, но таким, каким оно было.

.
.
«Калка». Это — дипломная работа Павла Рыженко
.
Дипломная работа Рыженко «Калка» была посвящена первой битве русских войск с монголо-татарскими, в которой последние одержали оглушительную победу из-за того, что русские князья, разъедаемые междоусобной враждой, не смогли объединиться перед лицом врага. И вот финал: посреди усеянного стрелами поля возлежит победитель – татарский хан, смеющийся в лицо взятому в полон русскому князю… Эта картина чрезвычайно актуальна сегодня. Ибо и сейчас все здоровые силы в обществе разобщены и борются друг с другом, и среди этой вековечной распри теряют самое главное – Родину. Приходит новая орда и подчиняет себе всё и вся, и сеет смуту, и безчинствует, а мы всё продолжаем сгорать в междоусобной бойне. Это-то и есть Калка, вечная Калка, которую переживаем мы время от времени. В 17-м веке, в 17-м году, сейчас…
.
.
Прощание Государя с войсками
.
Одно из самых известных произведений Павла Викторовича – триптих, посвящённый трагической судьбе императора Николая II и его семьи, в который входят картины «Прощание Государя с войсками», «Заточение в Царском Селе» и «Ипатьевский дом после убийства царской семьи». В «Прощании Государя…» художнику с удивительным психологизмом удалось передать всю трагичность момента. Молох запущен, и его уже не остановить. Россия шагнула в бездну, которая скоро поглотит и её, и Государя, и верные ему войска…
.

Особое место в творчестве Рыженко занимают работы, посвящённые Куликовской битве. В образе богатыря Пересвета угадываются черты самого художника. Он и ощущал себя Пересветом, ведущим непрерывную брань за родную землю – только не мечом в поле ратном, но кистью на холсте…

Мало кто знает, что свои монументальные работы Павел Викторович подчас вынужден был писать частями, а затем соединять эти части, ибо в отсутствии мастерской ему негде было разместить полотно необходимого размера.

В последние годы художником было создано сразу несколько значимых монументальных произведений, посвящённых ратным подвигам древней истории, Первой и Второй мировых войн. Он уже жаловался на недомогание (немели руки), но продолжал своё служение, торопясь успеть исполнить всё задуманное.

Последняя работа художника, диорама «Стояние на Угре», написанная для Тихоновой пустыни, стала подлинном пиком его творчества. Это не просто картина, глядя на которую, уносишься мыслями в представляемую эпоху. Это сама эпоха – ожившая и сошедшая с холста. Оказываясь перед этой диорамой, испытываешь странное чувство, будто и нет никакого холста, а есть распахнутые настежь двери в прошлое, где всё живо – нужно лишь переступить порог и окажешься на Угре… И этот поражающий воображение эффект достигается одним лишь великим талантом, без всяких «3D».

.
Заслуженный художник России Павел Рыженко работает над созданием диорамы «Стояние на Угре»
.
К 100-летию начала Первой мировой Павлом Викторовичем было создано сразу несколько замечательных работ, среди которых наиболее значимой стала картина «Стоход», посвящённая трагическому сражению 1916 г., в котором погибла едва ли не большая часть кадрового состава гвардейских полков последнего набора. Консультантом художника в работе над этим полотном стал в ту пору ещё мало кому известный полковник запаса Игорь Стрелков. «Это было подлинное лицо русского офицера. Подчёркиваю, русского! Не советского и не россиянского, а русского!» – вспоминал Рыженко о первой встрече с ним в сентябре 2013 г. Полгода спустя Павел Викторович узнал своего консультанта в командире ополчения Славянска…
.

Само собой, война в Новороссии не могла не взволновать Пересвета русской живописи. «Вот уже три месяца, как ведёт войну Новороссия – форпост Великой России. Как я понимаю, лучшие люди России не на словах, а на деле исполненные мужества, доказывают всему миру, что чудо воскрешения Великой Святой Руси – это не миф… Игорь Иванович Стрелков, Вы позволили мне иметь счастье быть с Вами знакомым. Если Вы прикажете, я завтра же оставлю кисть и отправлюсь под Ваше командование в сражающийся Донбасс».

Помню, как, прочитав эти строки, подумалось: нет-нет, не нужно гениальному художнику под пули бросаться, но долго жить и служить Богу и России ему одному вручённым оружием. Увы, пули не понадобилось, чтобы Россия лишилась своего великого сына… Через день после появления этой записи пришло горькое известие о его кончине.

«Александр Невский или Дмитрий Донской – вы только попытайтесь представить их жизнь. Александр Невский. Нет времени на сон нормальный, помолился, жену приехал повидать на несколько дней и опять – на войну. Вот и вся жизнь. Молитва и сеча. И раздумья – что делать? Надо взять дань, заставить Новгород заплатить, отвезти дань в Орду, но зато выживет Русь. Он тяжёлый выбор каждый день делал. И он прожил свою жизнь так, что в 44 года его уже называли “солнцем земли русской”. А мы? Мы – кто? Вот умирает сегодня человек, как его вспоминают обычно? “Ой, Господи, да как же так? Безвременно ушедший! Такой хороший товарищ… А сколько мы с ним выпили…” Я не хочу так. Каким примером я буду сыну своему, если буду жить по нынешним мерилам?» – говорил Рыженко.

Ему суждено было уйти в лета Александра Невского – солнцем русской живописи.

Символично, что художник, преданно воспевавший царскую семью, ушёл в канун её убийства. «Об одном мечтаю, если мытарства пройду, хоть издали, одним глазком на ГОСУДАРЯ глянуть», – говорил Рыженко писателю Б.Г. Галенину. Видимо, молитва его была услышана.

Елена Семёнова
.
.
Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

One Response to Пересвет русской живописи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *