24 октября — Собор преподобных Оптинских старцев.
Об Оптиной пустыни, о восстановлении монастыря рассказывает схиархимандрит Илий (Ноздрин):
— Оптина среди монастырей Русской православной церкви занимает особое место. Может быть поставлена в разряд лавр. История пустыни многим известна: особый расцвет её пришёлся на XIX век, когда здесь подвизались великие Оптинские старцы: Нектарий, Макарий, Амвросий. Последний особенно возвысил Оптину, которая встала по высоте духовной жизни и силе притяжения верующих душ в ряд с обителями преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского.
Русский народ особенно почитает и любит монашество, тянется к этим духовным оазисам почерпнуть благодатного опыта. Тем более сейчас, когда жизнь исполнена многих тревог, соблазнов, печалей. Куда поехать после Троице Сергиевой лавры? Многие и в XIX веке посещали Оптину. Старцы этого века не были уже так, как древние подвижники, отгорожены монастырской стеной от светского мира. И души из безотрадной суеты, прежде всего городского – уже тогда губительного – образа жизни, стремились к этой духовной почве, чтобы, исповедав свои грехи, исполниться радости и мира.
Тянулся не только простой люд, за этой духовной трапезой окормляться были не против и высокообразованные творческие личности – Достоевский, Гоголь, Толстой. У Льва Толстого в Шамордине, где Амвросий Оптинский основал женскую обитель, подвизалась сестра Мария. Когда он ездил к ней, посещал и Оптину. Но не внял голосу православного исповедания, не послушал старца Амвросия, который беседовал с ним, желая спасти его душу. Кичливый разум графа искал рационального. Это была болезнь всего XX века. Потом, когда Оптину разорили, в храме Иоанна Предтечи был Музей Льва Толстого – бюст стоял в самом центре на месте аналоя.
Богоотступничество, разрушение обителей и храмов, поругание святынь обернулось против России нападением Гитлера – Господь избрал его как орудие. А сколько к тому времени людей было умучено в этой колыбели революции! 800 тыс. – только Голодомором, в том числе мой отец.
Пока были целы обители, когда Оптинские старцы подвизались в скиту и пустыни, они молились и сдерживали это зло. Если не будет молитвы и жизни во Христе, то бытие начнёт свёртываться. Оно и так свёртывается. Коммунизм посеял безбожную заразу. Людей верующих почти не стало. И жизнь в России умаляется. Раньше у нас были тысячи монастырей, люди молились, жили благочестиво. Каждое доброе дело, тем паче молитва, имеет не только индивидуальное – для тебя – и социальное, но космическое значение. Молитва не только монаха или старца, но каждого человека. Какая-нибудь старушка может быть совсем незаметной, но она настолько близка к Богу и молитва у неё такая живая и крепкая, что Господь милует, животворит мир.
В советское время Оптина была в разорении. Каждый, кому попадали в руки книги старцев, с воздыханиями просил Господа о возрождении обители. В 1987 году монастырь возвратили Русской православной церкви. Взорам предстало страшное зрелище, которое отзывалось болью во всех любящих Господа, чтущих Его святыни сердцах. Разрушенные храмы, осквернённые могилы старцев…
Сам Господь призывал к возрождению. Резко начался этот процесс с приходом архимандрита Евлогия (Смирнова; в 1988 году назначен наместником Оптиной пустыни, ныне епископ Владимирский и Суздальский). Он совсем усердием поднимал духовную жизнь и восстанавливал физическое состояние обители. Владыка усердно стал возрождать именно духовную жизнь монастыря. Службы были очень долгие. Он сам неопустительно посещал каждое богослужение, начиная с полунощницы и заканчивая повечерием. Сам служил литургии.
Первые службы стали совершать в Надвратном храме Владимирской иконы Божией Матери. Несмотря на то что он был разрушен до фундаментов, сначала возвели его c упованием и в знак того, что Богородица поможет в восстановлении монастыря. 3 июня 1988 года, вдень празднования Владимирской иконы Божией Матери, отслужили здесь первую литургию. Всех желающих молиться за богослужением храм не вместил, было тесно даже немногочисленной братии и послушникам, многие стояли на улице во дворе.
Потом стали восстанавливать Введенский собор – стены его сохранились, но весь он был изуродован, на полу валялись огромные детали сельхозтехники. От Казанского храма тоже остались одни стены, выглядел он страшно: вместо алтарной стены – дыра (сюда въезжали машины, когда у здания ещё сохранялось подобие крыши), всюду были разбросаны грязные бочки, всякие предметы. На момент передачи монастыря Церкви в Оптине располагалось Козельское сельхоз ПТУ. Со временем его перевели, но тогда ещё всюду были его ученики.
Жили и мирские люди. Вокруг обители было нагромождение различных хозяйственных построек, кладовых, птичников. Не так просто было всё это расчистить. С большим трудом убеждали жителей переселиться за пределы святых врат. По монастырю вообще тогда проходила дорога, шёл транспорт. Однажды владыка Евлогий перекрыл этот автопоток, чтобы у монастыря образовалась своя замкнутая территория, но жители ночью перепилили замок. Начали строить для них дом: некоторые переехали в него, другим покупали жильё. Некоторые оставались в скиту – претендуя на квартиры.
Многие верующие люди, небогатые, приносили свои крохи, сводя концы с концами. Отстраивать надо было и сам монастырь. Находили строителей, мастеров, оплачивали им работу. Господь посылал благотворителей. Сумма всегда в монастыре оказывалась той, которая была нужна.
Чтобы возродить скит, надо было купить хибарку, в которой жил преподобный Амвросий Оптинский. Сколько запросил новый хозяин, столько и отдали. Через два дня он приносит назад определённую сумму. Во сне чей-то голос ему сказал: «Пересчитай деньги». Пересчитал, оказалось несколько больше того, что он требовал.
Господь милостив, во всём споспешествовал братии. Находились люди: деловые и мастера. Шло возрождение – оно само было чудом. Тысячи паломников сейчас приезжают в Оптину, находят отраду и утешение в молитве, в предстоянии Богу на службе, в поклонении святым мощам. Сейчас обитель, может быть, ещё недостаточно благоустроена. Приходится много трудиться – отцы постоянно слишком уставшие. А люди всё едут и идут. Господь сказал: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф., 18:20). А тем паче когда собираются тысячи богомольцев на праздники оптинские или на Пасху.
– На Пасху 1993 года иеродиакон Василий, иноки Ферапонт и Трофим приняли мученическую кончину. Зачем, в какое нам назидание Господь попустил такое зло?
– Идёт борьба. Есть диавол, есть его слуги. Всё это тёмное не могло не реагировать на начало возрождения монастыря. Раньше диавол действовал через систему госатеизма – разгоняли, арестовывали, расстреливали монахов. Сейчас этого нет, значит, те, кто не хочет верить в Бога, добровольно подчиняют себя сатане. Был в истории Церкви период первохристианства – первые четыре века после Рождества Христова. Тогда язычество боролось против веры Христовой. Так и теперь. Тогда были свои мученики, мученицы, и ныне они есть.
Крестный ход на Пасху 1993 года. Последние часы жизни о. Василия
– Что является главным для современных христиан? Что нам сейчас делать?
– Больше того, что сказано в Евангелии, не скажешь. Для спасения каждый должен приобрести определённый багаж духовного опыта. Сравните смерть праведника и смерть грешника. Состояние безотрадности, в котором умирает последний, и то, в какой радости отходят ко Господу души христиан. Как молитва, так и грех не только индивидуален, но имеет космическое значение.
– Батюшка, если для Самого Бога так важна наша свобода, почему монахи отсекают свою волю? Почему не противятся злу, идут под нож или претерпевают мученичество изо дня вдень?
– Монах предаётся послушанию, чтобы пресечь свою гордыню – корень всех зол, самую зловредную функцию души.
Панихида по убиенным братиям.
«Глас крови праведного Авеля восшел от земли на небо и предстал Богу с обвинением на пролившего эту кровь…» Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Глас крови
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) об оптинских братьях, убиенных на Пасху 1993 года:
Уже написано три книги. Но я расскажу то, что знаю и видел.
Это, конечно, было заказное убийство, специально подготовленное с той целью, чтобы воспрепятствовать возрождению Оптиной пустыни. Тогда много пакостили: фонари разбивали, в окна бросали камни. И это убийство было чьим-то заданием. За него, вероятно, заплатили деньги.
Приурочили злодеяние преднамеренно к Пасхе, чтобы омрачить радость торжества. Так было и раньше, особенно в первые годы после революции, перед великими праздниками около церквей устраивали дебоши. В мою бытность в Саратове в Троицкий собор бросали дымовую шашку. Не пускали в храм молодёжь, чтобы она не прививалась к Церкви. Так и здесь: убийство было совершено с умыслом отвратить ищущих христианского совершенства от монашеского пути.
Кончилась пасхальная ночная служба, и уже готовились к ранней утренней литургии. Иеромонах Василий шёл исповедовать в скит Иоанна Предтечи. Иноки Трофим и Ферапонт уже благовестили. Убийца был навеселе. Дерзко совершал своё дело. Сначала ударил ножом иноков-звонарей, потом кинулся на отца Василия. Одна женщина рассказывала: она видела зверя, бежащего от убиенных, перелезающего через стену монастыря.
Тела иноков Трофима и Ферапонта увезли в Козельск. А умирающего отца Василия внесли во Введенский храм, где, истекая кровию, он лежал на полу. Его состояние не имело ничего общего с трагическим испугом при внезапной кончине. У него было очень спокойное лицо. Он не произносил особого стона, немножко совсем, как дитя, давал знать о претерпеваемом. Я видел, как он умирал, – лицо его источало мир. Очевидно, иеромонах Василий был предрешён у убийц в качестве жертвы. Но ни для Трофима, ни для Ферапонта – ни для кого из троих смерть не была неожиданной. Она никого из них не застала врасплох. После пасхальной ночи, вознеся молитвы и созвав на молитву мiр, они спокойно ушли. За иноков Трофима и Ферапонта мы попросили в Козельском морге, чтобы их тела не резали дополнительно, не проводили над ними никаких испытаний.
Потом братьев хоронили. По-человечески это очень печальный момент оптинской истории. Как можно поднять руку на брата? За что было убивать монахов? Они и мизинцем никого не тронули. Делали только добрые дела. Ясно, что злодеяние было направлено собственно на монастырь. Цель – разорение монашества как духовной семьи: другие не потянутся, не придут, не останутся в монастыре. Таков план этого демонического нападения на богоустановленный образ жития. Так себя выдаёт зависть диавола к ищущим спасения, ненависть бесов по отношению к следующим за Христом.
Над могилой убиенных возвели часовню. Они – мученики. И приходя к братиям на могилу, собеседуя и прося, люди чувствуют молитвенную помощь. Души их у Бога.
Царствие Небесное иеромонаху Василию, иноку Трофиму, иноку Ферапонту.
Молитва по убиенным братиям
Иеромонах Василий (Росляков): «Разсеки Словом Твоим каменную утробу мою, порази камень сердца моего и изведи источники слёз». Плакал ли иеромонах Василий, рассечённый ножом убийцы, умирая во Введенском храме? Нет. Обладая величайшим, согласно учению свт. Игнатия (Брянчанинова), даром Бога человеку – даром слова, он написал главное – Покаянный канон. Эта строчка оттуда, предшествует которой моление к Рекшему «без Мене не можете творити ничесоже» – пройди во уды моя! Причастившись Святых Христовых Таин, иеромонах Василий умер во Христе. Вышел из тела и водворился у Господа (2 Кор., 5:8), реализовав на апогее своей жизни формулу преподобного Силуана Афонского: «жить по-христиански нельзя; по-христиански можно только умирать». Сначала – для мира: о ту пору ещё Игорь Росляков оставил там блестящую карьеру спортсмена-ватерполиста и титулы, достойные дориношения, хотя бы от игроков собственной команды. Потом – в монастыре, сораспинаясь каждый день Христу, чтобы на Страстную пятницу 1993 года звучно огласить с амвона: «Се восходим во Иерусалим» (Мк., 10:33). Было иеромонаху Василию 33 года.
Инок Трофим (Татарников): Трофим – он из той солнечной породы людей, которая световую активность сохраняет даже под клобуком. Монах этот тайну Христову являл для всех. «Всем бых вся» (1 Кор., 9:22), был силён для немощных. Его молитв боялись даже колорадские жуки: когда он вспахивал огороды оптинским старушкам, полосатые вредители расползались. Будучи оптинским звонарём (звонница тогда в Оптине располагалась прямо на земле, и его появление само было подобно колокольному звону), был эпицентром притяжения малышни и подростков окрест. Его постригли в иночество с именем Трофим. Но «питомец» (так переводится с греческого его новое имя), вскармливаемый от Святых Христовых Таин, продолжал по-царски расточать подарки. Причём не только припасённые к праздникам прибаутки да платки для непереводившихся вокруг него детворы и бабулек. Когда в Оптине испекли свой первый хлеб, а пекарем был Трофим («кормилец» – второе значение его иноческого имени), он пригласил на пир всех. И когда насытились (Ин. 6:12)… епитимию нёс за всех. Получив лишь «начаток святого образа», стяжал многокрестие. И даже будучи распинаем сам – спасал других: ударил, подтянувшись уже полумёртвым телом, в набат.
Инок Ферапонт (Пушкарёв). Вся жизнь инока Ферапонта прикровенно связана с присутствием Девы Марии. Он и сам: кроток, тих, молчалив. Родился младенец 4/17 сентября в день празднования иконы Божией Матери «Неопалимая купина». На 40й день в те коммунистические времена крещён был с именем Владимир.
В зрелом возрасте подвизался при кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы: чтобы получить рекомендацию на монашество в Оптину Введенскую пустынь, исполнял при храме послушание – убирал общественные туалеты. Когда рекомендация от владыки Владимира, ныне митрополита Киевского и всея Украины, была получена, отправился в Оптину, где в1991 году на Кириопасху – редкое совпадение праздников Пасхи и Благовещения – был одет в подрясник. В октябре того же года на Покров Пресвятой Богородицы был пострижен в иночество с именем Ферапонт («слуга») в честь преподобного Ферапонта Белозерского – основателя двух монастырей Рождества Пресвятой Богородицы. Вырезал параманные и постригальные кресты, отдав братии монастыря главное, что есть в жизни монаха, – Крест. А себе креста не вырезал. Ему первому оружие пройде сердце. Говорим мы об этой Альфе всегда как об Омеге: Монах – это тайна Пресвятой Богородицы.
Материал подготовила Ольга Орлова
Инок Трофим (Татарников) с братьями и племянниками у монастырских ворот
Отец Василий (Росляков) на восстановительных работах в Оптиной пустыни
Восстановление монастырской звонницы, у которой на Пасху 1993 будут убиты иноки. Пропитанные их кровью доски настила потом будут снимать долотом, чтобы сохранить как святыню.
Оптинские звонари – иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарев)
Как жили монахи? Святой угол в келии иеромонаха Василия (Рослякова)
Келия инока Трофима (Татарникова)
Крестный ход с мощами прп. Амвросия, первый в Оптиной после прославления ее Великого Старца, 1988 г.
Наместник Оптиной пустыни архимандрит Евлогий (Смирнов), 1988 г.
Приезд в обитель Патриарха Алексия II, декабрь 1990 г.
Панихида на могилах Старцев. Крайний справа отец Василий (Росляков)
Инок Трофим (Татарников) в храме прп. Илариона Великого
Инок Ферапонт (Пушкарев) на звоннице
Панихида на могилах убиенных в 1993 г. братий, 1995 г.
Смотрите также: Оптинская Голгофа Юрия Ефимчука
Find more like this: АНАЛИТИКА
Уведомление: Оптинская Голгофа Юрия Ефимчука | Церковь Успения Богородицы
Уведомление: 14 января мы вспоминаем духовного писателя С.А.Нилуса | Церковь Успения Богородицы