Памяти русских героев Русско-шведской войны …

by on 28.10.2013 » Add the first comment.

28.10.2013

Сегодня уместно вспомнить русских героев, павших 205 лет назад, 15 октября (старый стиль) 1808 года, в схватке со шведами при финском селении Иденсальми. Среди павших был и 28-летний генерал-майор князь Михаил Петрович Долгоруков — один из близких товарищей Императора Александра I.

Это совершенно забытое сегодня сражение произошло во время последней Русско-шведской войны (1808-1809), закончившейся нашей победой и присоединением к России Финляндии. Однако начиналась эта война для русских не очень удачно.

Н.А.ТучковБудущий герой Отечественной войны 1812 года генерал Николай Алексеевич Тучков, командовавший отрядом, находившимся в восточной Финляндии, держался в оборонительном положении. С прибытием в сентябре 1808 г. подкрепления, которым командовал князь Долгоруков, было принято решение атаковать шведов, находившихся у финской деревни Иденсальми. Однако позиции, занятые шведами, были очень сильны благодаря своему природному расположению (с флангов их прикрывали озера, соединенные проливом) и возведенным укреплениям —  двух линий окопов с артиллерией. Да и численно шведы, находившиеся в обороне (4 тысячи человек), практически не уступали пятитысячному отряду Тучкова.

К тому же, положение затрудняло то, что командир авангарда генерал Долгоруков, желая отличиться лично, атаковал шведов своими скромными силами, не дожидаясь подхода основного отряда Тучкова. Как отмечал военный историк П.А.Ниве, «князь Долгорукий, начальник авангарда, беспрестанно вынимал часы, горя нетерпением начать дело, в надежде отличиться и оправдать возлагаемые на него Государем и петербургским обществом надежды».

М.П.ДолгоруковНа первых порах успех сопутствовал Долгорукову. Казаки авангарда при поддержке двух рот егерей, опрокинули шведские сторожевые посты, штыковым ударом взяли первую линию укреплений и ворвались на неприятельские батареи. «Егеря ворвались уже во второй ряд окопов; шведские орудия замолчали и, казалось, недоставало небольшого лишь последнего усилия для довершения победы», — писал Ниве. Но в этот момент шведы, оправившись после неожиданного удара, выдвинули резерв и, использовав свое численное преимущество, решительной контратакой выбили русских. Преследуемые шведами наши полки в беспорядке отступали на противоположный берег, причем многие попадали в воду и тонули.

Заметив отступление своих войск, Долгоруков бросился вперед, желая своим примером восстановить дух отряда, но тут же был убит вражеским ядром. «Князь был в сюртуке нараспашку… На шее георгиевский крест, сабля под сюртуком… Был прекрасный осенний день. Шли под гору довольно шибко, князь — по самой оконечности левой стороны дороги. Ядра были довольно часты. Вдруг мы услыхали удар ядра и в то же время падение князя в яму… Граф Толстой и я мгновенно бросились за ним…. Он лежал на спине. Прекрасное лицо его не изменилось. Трехфунтовое ядро ударило в локоть правой руки и пронизало его стан. Он был бездыханен…», — вспоминал сослуживец князя И.П.Липранди.

Только подход Тучкова не позволил шведам разбить отступавший авангард Долгорукова. Продолжился бой артиллерийской дуэлью, которая продолжалась до самой ночи. Итоги его были неутешительны — русские войска потеряли более 750 человек, в то время как потери шведов составили 316 человек.

Поквитаться со шведами довелось спустя две недели — 30 октября. Окрыленные успехом шведы решили ночью атаковать осаждавший их русский лагерь, однако, несмотря на внезапное нападение, атака эта была отбита, причем противник понес большие потери. После этой неудачи шведы приняли решение об отступлении.

Память об этом сражении, увенчавшем славой обе стороны, до революции была одинаково дорога как русским, так и финнам со шведами. Но если для нас это было воспоминанием о героизме русских солдат и отдание памяти павшим, то шведы и финны использовали это событие еще и в политических целях. На первый взгляд, можно было только приветствовать торжественное открытие в Финляндии в 1885 году  памятника в честь сражения при Иденсальми, но присутствие на церемонии шведских военных и исполнение исключительно шведских маршей и финских песен превращало эту акцию в провокацию. Вот как отзывался об этом событии автор дореволюционной  книги об Императоре Александре III: «В Великом Княжестве Финляндском местные власти, состоящие преимущественно из иноплеменников шведского происхождения, издавна вели себя по отношению к русскому правительству самым резким и вызывающим образом. (…) В царствование Императора Александра III-го эти попытки обнаружились в изумительно-наглой форме. В 1885 году, 15 августа торжественно открыт был близ города Иденсальми памятник для увековечения якобы бывшего там поражения русских войск финнами. Это был дерзкий вызов русскому народу».

Для России же память о сражении при Иденсальми навсегда будет памятью о трагических страницах Русско-шведской войны, о подвигах и героизме наших солдат и офицеров, в конечном итоге приведших нас к полной победе над шведами.

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: НОВОСТИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *