В наше время появилось много печатных воспоминаний церковных людей о своих духовных наставниках. Это — сокровищница духовного опыта…
Но всё это говорилось для конкретного человека, для того, кто связал свою жизнь именно с этим наставником. И наставник влагал свои слова в уже давно открытую ему и доверяющую ему душу. А посторонние могут смутиться или чрезмерной строгостью советов, или — излишней мягкостью, или — необычностью.
Слово на воскресное Евангелие в неделю 33-ю по Пятидесятнице протоиерея Вячеслава Резникова. Мф., 8 зач., IV, 12-17.
В неделю пред Богоявлением мы читали, как Иоанн Креститель «понижал горы и наполнял долы» и как он отвечал на вопросы: «что нам делать»? Несомненно, ему приходилось отвечать и на множество вопросов: «что мне делать»? Но Евангелисты не приводят таких случаев. Когда сказанное авторитетным человеком одному — становится достоянием всех, каждый старается примерить это и на свой счет, что не всегда полезно.
Но один ответ одному человеку Евангелисты всё-таки приводят. Потому что этот ответ был решающим для собственной жизни Иоанна. Человек этот — царь Ирод. Он был довольно любознателен и, наверное, тоже пришел к Иоанну и спросил: «а что мне делать»? Иоанн Креститель, не многословя, сказал главное: «Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего» (Мф. 14, 4-3). После этого Иоанн был «отдан под стражу» и мог сказать, как и Апостол Павел потом скажет: «я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало» (2 Тим. 4, 6). Но Иоанн и в темнице не перестал обличать. Его не смутило, что из-за этого он вынужден прекратить дело, для которого послан Богом. Его не размягчило, что Ирод с охотой слушал его, и многое даже делал по его совету.
Потому что один-единственный нераскаянный грех — и есть тот самый «грех к смерти», о котором писал Иоанн Богослов (1 Ин. 5, 16).
Смотрите также: Тайна беззакония. Георгий Курасов. Танец Саломеи
Но, конечно, никто не мог бы сделать Иоанну зла, если бы уже не «пришел час его» (Ин. 7, 30). Иоанн чувствовал это и говорил: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3, 30).
И Сам Иисус лишь с этого времени «начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Господь каждому дал своё дело. Он поставил «одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова», Его церкви.
И каждому надо знать и меру своих обязанностей, и меру своих возможностей, и меру своей ответственности.
У пророка Иезекииля сказано: если «ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, — то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою» (Иез. 33, 8-9). Мы ответим за то, что не предостерегли. Услышит нас беззаконник или нет, это уже — на его совести.
А дела Божьи и совершались, и совершаются, и будут совершаться, «доколе не придем в единство веры, и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».
На анонсе: Бартоломе Эстебан Мурильо, Святой Иоанн Креститель в пустыне (фрагмент)
Find more like this: АНАЛИТИКА