Русский Леонардо

by on 27.01.2017 » Add more comments.

Священника и богослова Павла Флоренского называют вторым Леонардо. Диапазон его научных интересов был фантастическим: математик, физик, изобретатель, филолог и философ, историк религий, поэт, знаток истории искусств. За него, арестованного по ложному обвинению, ходатайствовали многие светила науки, и даже президент Чехословакии — прежде всего как за учёного.

Труды отца Павла не отнесёшь к общеобразовательным; кому-то Флоренский известен как инициатор спасения святыни Троице-Сергиевой лавры — главы преподобного Сергия. А для тех, кто читал его письма семье, отец Павел — прежде всего человек: удивительный отец, муж, сын. Знаменитое духовное завещание его пятерым детям было начато им ещё в 1917 году в предчувствии скорой катастрофы. Но основным памятником любви стали его письма родным из тюрем и лагерей. «Это была последняя из созданных Павлом Флоренским наук — наука расставанья, — пишет публицист Д. Шеваров. — И эта наука — самая понятная для всех нас. Она о том, как, находясь в разлуке с детьми, можно чувствовать их рост, влиять на их устремления, питать их ум и душу, имея в распоряжении лишь клочок бумаги, карандаш и любящее сердце».

Николай Бердяев упрекал его в стилизаторстве. Священник Георгий Флоровский – в индивидуалистической психологизации. Современные ортодоксы находят у него ереси и вообще внецерковные мотивы. Но подобные упреки часто раздаются в адрес тех, кто стал ученым самостоятельно, за своим письменным столом.
.
 .
Божественный свет и “лампочка Ильича”
Павел Александрович Флоренский (1882-1937 гг.) – русский религиозный философ и ученый, родился 22 (9) января в местечке Евлах на западе нынешнего Азербайджана. Отец его происходил из духовного сословия, но был инженером путей сообщения. Мать, урожденная Сапарова, принадлежала к знатному армяно-грузинскому роду. Семья же в целом была безрелигиозной и внецерковной.
Но юному Павлу такое мировоззрение казалось недостаточным. По окончании гимназии в Тифлисе он поступил на математическое отделение Московского университета. Однако, завершив учебу, не захотел остаться в университете и поступил в Московскую Духовную академию.
.
В 1905 г. Флоренский вместе с Эрном и Свенцицким (своими друзьями по гимназии) создает “Союз христианской борьбы”, стремившийся к радикальному обновлению общественного строя в духе идей “христианской политики” Владимира Соловьева. За выступление против смертной казни лейтенанта Петра Шмидта Флоренский был даже на неделю арестован.
.
Однако по своему характеру Павел Александрович являлся, скорее, созерцателем и неутомимым гностиком, чем политическим деятелем. Его интересовало буквально всё – начиная от древней магии до тайн иконографии и высот богословия. У него была даже какая-то сострадательная влюбленность в материю, в которой он видел начатки одухотворенности.
После окончания Духовной академии Флоренский остался там преподавателем истории философии. Говорил этот преподаватель тихим голосом, опустив глаза, но студенты завороженно его слушали (как потом, спустя многие годы, другие студенты столь же заворожено будут слушать в МГУ Сергея Аверинцева).
.
С началом войны спокойный творческий период был прерван. В 1915 г. Флоренский оказался на фронте в качестве полкового священника. А после революции власти ликвидировали Духовную академию. Начался погром Троице-Сергиевой Лавры, закрыли и Сергиево-Посадский храм, где служил о. Павел. Погасла лампада перед мощами преподобного Сергия Радонежского. Большевиками была развернута кампания по вскрытию мощей.
Отец Павел участвовал в спасении честной главы Преподобного от поругания. Но затем Флоренский вынужденно возвратился к занятиям физикой и математикой, работал в области электротехнического материаловедения, читал лекции во ВХУТЕМАСе и Технологическом институте. Трудился и в системе Главэнерго, принимал участие в разработке плана ГОЭЛРО.
.
В 1924 г. Флоренский выпустил в свет большую монографию о диэлектриках. Одновременно работал в комиссии по охране памятников старины Троице-Сергиевой лавры, написал ряд работ по древнерусскому искусству. С 1927 г. он – редактор советской “Технической энциклопедии”, для которой подготовил порядка 150 статей. У него – около 30 патентов на изобретения. К обширной сфере его интересов относились, кроме теологии и философии, герменевтика имен и символов, музейное дело, фольклор, теория относительности, электротехника, ботаника и иконопись. Не случайно его называли “русским Леонардо”.
Романтик средневековья
Но странный ученый и лектор в рясе плохо вписывался в новую атмосферу. Летом 1928 г. Флоренского выслали в Нижний Новгород, но в том же году хлопотами Е.П. Волжиной-Пешковой (первой жены Горького) возвратили из ссылки. В эти годы у него была возможность эмигрировать в Прагу (президент Чехословакии Томаш Масарик оказал помощь многим деятелям русской культуры), но Флоренский решил остаться в России, чтобы изжить вместе с ней ее судьбу.
.
В начале 1930-х гг. против него развязывается кампания в советской прессе со статьями погромного и доносительского характера. В феврале 1933 г. последовали арест, изъятие библиотеки, а через пять месяцев – осуждение на десять лет. Впрочем, конфискованные рукописи “русского Леонардо” удалось сохранить.
.
Сначала о. Павел отбывал срок на Дальнем Востоке (БАМЛАГ), где исследовал вечную мерзлоту и возможности ее использования. Там же собирал материал для тунгусско-маньчжурского словаря. Но в сентябре 1934 г. под конвоем был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, где работал в лаборатории по добыванию йода из водорослей.
.
В лагере Флоренский организовал математический кружок. На допросе, где интересовались его политическими взглядами, определил себя как “романтика Средневековья примерно XIV века…”
.
В конце ноября 1937 г. “тройкой” УНКВД ЛО он был приговорен к высшей мере наказания, а 8 декабря 1937 г. расстрелян. В “объективке”, которая прилагалась к расстрельному акту, говорилось: “Павел Флоренский, 1882 года рождения, священник, не снявший с себя сана, член монархических организаций…”
.
В одном из писем о. Павел сказал: “Обществу не нужны мои знания, но тем хуже для общества”. И в этом оказался прав.
.
Сегодня проводятся международные конференции, посвященные Павлу Флоренскому, его труды переведены на многие языки. Дом Флоренских в Сергиевом Посаде чудом сохранился, в Москве имеется музей Флоренского. В Ватикане – мозаика с его изображением.
.
Что есть истина?
Основной закономерностью мироздания Флоренский считал противостояние упорядочивающего Логоса всеразрушающему хаосу. Вся биосфера в целом – это своеобразный механизм по усвоению солнечной энергии и понижению энтропии, по упорядочиванию, по дифференциации. Человеческая творческая деятельность в еще большей степени противостоит энтропии, еще больше созидает.
.
Параллельно учению Вернадского о ноосфере Флоренский предложил концепцию пневматосферы как одухотворенного окультуривания всех сфер жизни. Он писал: “Культура есть сознательная борьба с мировым уравниванием: культура состоит […] в повышении разности потенциалов во всех областях, как условии жизни, в противоположность равенству – смерти”.
.
Культура происходит от культа, таинства, где срастворяется земное и небесное. Символ в культуре – это не просто знак, это уже некое воплощенное присутствие Высшего начала. И Флоренский создает свою “философию культа”.
Важнейшими для него были принцип иерархической упорядоченности и мирового смысла. В этом Флоренский оказался платоником, сторонником философии всеединства. Не он первый обнаружил во всеединстве трещины, перед которыми пасует формальная логика, порождая антиномии, противоречия в наших рассуждениях. Но он показал творческий потенциал, содержащийся в этих трещинах. Большой интерес к деталям мироздания, способность почувствовать дыхание Божие в каждом цветке позволили ему определить свою философию как конкретный идеализм.
.
Флоренский оставил научные труды по математике, философии религии, искусствоведению, электротехнике. Но главным и наиболее известным трудом о. Павла является “Столп и утверждение истины” (Опыт православной теодицеи, М., 1914). По сути, это было создание нового жанра, где сочетались исповедальный лиризм, философия и… математические формулы. Это была грандиозная попытка синтеза различных сфер знания, ума и сердца.
Название – это цитата из ап. Павла. Именно так он назвал Церковь Христову. Эпиграф “Познание совершается любовью” – из Григория Нисского. Весь объемистый труд – своего рода путевой дневник, рассказ о пройденном духовном пути, приведшем автора в лоно православной церковности. Исходная интуиция автора – это представление об утраченной цельности и раздробленности падшего Бытия. (Само латинское слово “религия” означает связь.) И Флоренский прозревает утраченную цельность, пытается осмыслить Бытие в полном объеме.
.
Ученые изучают Премудрость Божию, зашифрованную в творении. Одномерность подходов в различных науках мешает их взаимопониманию. Категории образности и любви для Флоренского – не лирика, а конституирующие принципы Бытия и его познания.
Вся книга отвечает на один вопрос: что есть истина? Это – целое, невыразимое до конца в рациональных понятиях, что делает неизбежным герменевтический принцип дополнительности.
.
.
Вся жизнь и труды Флоренского были восхождением. После Голгофы следует воскресение. Отец Павел давно уже реабилитирован. Но этот человек, собственно говоря, и не нуждался в реабилитации. Она, скорее, важна для его палачей.
 .
Игумен Вениамин (Новик)
.
.
Из книги о. П. Флоренского «Письма с Дальнего Востока и Соловков»

1. Самое главное, о чём я вообще прошу вас, — это чтобы вы помнили Господа и ходили пред Ним. Этим я говорю всё, что я имею сказать. Остальное — либо подробности, либо второстепенное. Но этого не забывайте никогда.

2. Мои милые, грех, который особенно тяжело было бы мне видеть в вас, это зависть. Не завидуйте, мои дорогие, никому. Не завидуйте, это измельчает дух и опошляет его. Если уж очень захочется что-то иметь, то добывайте и просите у Бога, чтобы было желаемое у вас. Но только не завидуйте. Мещанство душевное, мелочность, дерзкие сплетни, злоба, интриги — всё это от зависти. Вы же не завидуйте, утешьте меня, а я буду с вами, и сколько можно мне будет, буду молить Господа о помощи вам.

3. Не осуждайте, не судите старших себя, не пересуживайте, старайтесь покрывать грех и не замечать его. Говорите себе: «Кто я, чтобы судить, и знаю ли я внутренние побуждения, чтобы осуждать?» Осуждение рождается большею частию из зависти и есть мерзость. Воздавайте каждому должное почтение, не заискивайте, не унижайтесь, но и не судите дел, которые вам не вручены Богом. Смотрите на своё собственное дело, старайтесь сделать его возможно лучше, и делайте всё, что делаете, не для других, а для себя самих, для своей души, стараясь из всего извлечь себе пользу, назидание, питание души, чтобы ни одна минута вашей жизни не утекала мимо вас без значения и содержания.

4. Привыкайте, приучайте себя всё, что бы ни делали вы, делать отчётливо, с изяществом, расчленённо; не смазывайте своей деятельности, не делайте ничего безвкусного, кое-как. Помните, в «кое-как» можно потерять всю жизнь, и напротив, в отчётливом, ритмическом делании даже вещей и дел не первой важности можно открыть для себя многое, что послужит вам впоследствии самым глубоким, может быть, источником нового творчества.

5. Кто делает кое-как, тот и говорить научается кое-как, а неряшливое слово, смазанное, не прочеканенное, вовлекает в эту неотчётливость и мысль. Детки мои милые, не дозволяйте себе мыслить небрежно. Мысль — Божий дар и требует ухода за собой. Быть отчётливым и отчётным в своей мысли — это залог духовной свободы и радости мысли.

6. Давно хочется мне записать: почаще смотрите на звёзды. Когда будет на душе плохо, смотрите на звёзды или на лазурь днём. Когда грустно, когда вас обидят, когда что не будет удаваться, когда придёт на вас душевная буря — выйдите на воздух и останьтесь наедине с небом. Тогда душа успокоится.

7. Праздник есть праздник, против него нельзя возражать, но вредно и ложно искать постоянного праздника и подменять им будни. Но, забывая о буднях или не желая знать их, человек остаётся несытым и неудовлетворённым. Ошибка многих! Только в тиши мирной будничной работы можно найти себя самого и своё удовлетворение.

8. Товарищеская среда потому перетягивает к себе всё внимание, что товарищеские отношения, в сущности, безответственны: каждый отвечает сам за себя и каждый занят своими интересами. Поэтому в ней легко. Но эта лёгкость есть лёгкость пустоты, а подлинное требует усилия, работы и несёт ответственность… Того, что может дать родной дом, не даст потом никто и ничто, но надо заработать это, надо самой быть внимательной к дому, а не жить в нём как в гостинице.

9. Всё проходит, но всё остаётся. Это моё самое заветное ощущение, что ничего не уходит совсем, ничего не пропадает, а где-то и как-то хранится. Ценность пребывает, хотя мы и перестаём воспринимать её. И подвиги, хотя бы о них все забыли, пребывают как-то и дают свои плоды. Вот поэтому-то, хоть и жаль прошлого, но есть живое ощущение его вечности. С ним не навеки распрощался, а лишь временно. Без этого жизнь стала бы бессмысленной и пустою.

10. Надо уметь жить и пользоваться жизнью, опираясь на то, что есть в данный момент, а не обижаясь на то, чего нет. Ведь времени, потерянного на недовольство, никто и ничто не вернёт.

Источник

Иллюстрация в анонсе: Михаил Нестеров,  “Философы (Флоренский и Булгаков)”, 1917

 

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

3 комментария на «Русский Леонардо»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *