4 декабря – Введение во Храм Пресвятой Богородицы.
Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы и радость этого праздника велика для нас. Радость о том, что каждому из нас не раз в году, как ветхозаветным первосвященникам, а всегда, на всяком месте, и особенно в храме Божием, открыт доступ во Святое Святых, к Самому Христу. И это не может сравниться ни с чем остальным, что может приобрести человек в мире. Именно здесь тайна всего — Святое Святых, мудрость мудрости, красота красоты, истина истины. Этому нам даётся здесь прикоснуться, это узнать. И потому в мире идёт непрестанная духовная война, которая особенно обострилась с пришествием Спасителя.
Она направлена на то, чтобы не допустить человека ко Святому Святых. Сегодня самый радостный праздник для любящих храм и самый, может быть, печальный. Потому что благодать, которая даётся нам от Господа, может быть утрачена и осквернена нашими грехами. Один священник рассказывал о старой схимонахине, которую он всегда заставал плачущей, когда бы к ней ни приходил. Он спрашивал: «О чём вы плачете, матушка?», и та отвечала: «Я плачу о священниках и о детях». Радость праздника Введения во Храм о священниках и о детях соединена с печалью, когда Церковь переживает великие скорби и когда она гонима. Когда отнимают у неё лучших священников, а детей лишают возможности введения во Храм. Самая большая печаль для человека — быть лишённым благодати. Святые отцы говорят, что «мерзость запустения на месте святе» — это падшее и недостойное священство. И дети, о которых Господь говорит, что таковых есть Царство Небесное, могут быть осквернены тем растлением, которое совершается сегодня, чтобы сделать их неспособными к восприятию благодати Божией с самого начала их жизненного пути. До конца времён диавол будет делать всё, чтобы не допускать детей к Богу.
Н. Богданов-Бельский. В церкви (1939)
Не препятствуйте детям приходить ко Мне, — говорит Христос. Когда мы взираем на восхождение трёхлетней Отроковицы, мы слышим эти слова. Нам надлежало бы быть лествицей во Святое Святых для наших детей, ступенями, по которым они могли бы восходить к Богу. Горе нам, когда мы препятствуем своим собственным детям приходить ко Христу. Дети хотят посвятить себя Богу, а родители — в слёзы: на них кричат, им угрожают. Какое безчеловечие, какую жестокость являют эти отцы и матери! Они поступают как злейшие враги по отношению к своим детям. Спасение их детей — причина их скорби, их вечная гибель — для них утешение. Им лучше, чтобы их дети погибли вместе с ними, нежели царствовали без них. Из всех детей Иорама и Охозии, как повествует Писание, только Иоас спасся от жестокости Гофолии. Потому что он был скрываем в Храме Господнем, где воспитывался во время царствования этой нечестивой женщины, которая ради удержания власти умертвила всех детей царской крови, находившихся в доме их отца (см. 4 Цар. 11, 1— 3).
Всё сказанное ранее о воспитании детей как бы запоздало, сегодня — другая ситуация, хотя слово Божие и правда Его не могут поколебаться. Государство и общество уже не только не защищают детей, но и сами становятся источником постоянной для них угрозы. По этой причине небезопасно оставлять детей одних дома, если в доме есть телевизор. Им рискованно ехать в метро или идти по улицам большого города, потому что им могут вручить порнографический журнал, они могут увидеть самые безстыдные рекламы. Сегодня общество убивает своих детей, провозглашая: «Надо предоставить детям свободу. Когда вырастут, сами сделают свой выбор». При этом дети всё более лишаются возможности выбрать добро, поскольку их старательно научают только злу.
Н. Богданов-Бельский
Но наше слово сейчас прежде всего об ответственности родителей за воспитание детей. Может быть, соображения хотя бы земного порядка заставят многих легкомысленных матерей и отцов задуматься. Бог наказывает детей в этой жизни за небрежение родителей в их воспитании и родителей — за преступления их детей. Святой Иустин мученик замечает по поводу убиения сорока двух детей, разгневавших Елисея, что Бог хотел вразумить отцов в лице их детей, которых они плохо научили и которые по примеру отцов презирали пророков, посланных Богом для их научения (см. 4 Цар. 2, 23, 25).
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что перед задачей воспитания детей должно отступить на задний план всё остальное. Воистину никакое искусство не может сравниться с искусством воспитания детей. Чтобы преуспеть в нём, человек должен обладать редкими добродетелями и выдающимися качествами. Илий, во всех отношениях человек благочестивый и безупречный, был наказан за безпутство своих детей. Точно так же отцы и матери, говорит нам Церковь, даже если они благочестивы, будут наказаны за грехи своих детей, если не будут трудиться над их воспитанием должным образом. Несомненно, Илий пробовал удержать своих сыновей от безчинства, потому что Священное Писание упоминает о вразумлениях, которые он им делал. Однако они были наказаны, и он также не избежал наказания, потому что не приложил к их исправлению ревности, соответствующей их грехам (см. 1 Цар. 2—4).
Апостол Павел, заповедуя Титу поставлять священников в каждом городе, говорит, что должен быть избираем тот, кто непорочен, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности (см. Тит. 1, 6). По этому поводу блаженный Иероним замечает, что человек не может быть непорочным, если его дети строптивы и развращены, ибо грехи детей ложатся на их отцов. Праведный Иов, кроме заботы о воспитании своих детей в добродетельной жизни, каждый день приносил жертвы за тайные грехи, которые они могли совершить. Он не только предпринимал все необходимые предосторожности, но чувствовал себя ответственным за то, что не мог знать.
То, что происходит в мире, как бы уже не вызывает удивления. Но разве не удивительно, что родители-христиане, чтобы уберечь своих детей от пьянства и распутства, предлагают им только земные мотивы воздержания: что с тобой будет, какое место ты займёшь в жизни. Вера не отвергается, но всё главным образом направлено на то, чтобы поощрять в них заботу о благополучии, ну и, разумеется, здоровье. Вот человек, говорят они, который благодаря своим стараниям и способностям занимает высокое положение в обществе. Раньше он был секретарь райкома, теперь крупный бизнесмен. Какая у него машина, какой особняк за городом, как его все уважают и боятся! Нет, пожалуй, верующие родители всё-таки так не говорят. Но тем не менее сколь многие приводят как образец для подражания тех, кто занимает особое место в мире, а не тех, кто царствует на небе. Они могут говорить о чистоте и о честности, но главное, разумеется, — здоровье, богатство, безопасность.
Почти все родители воспитывают своих детей в духе мира сего и потому не в состоянии защитить их от безумия и заблуждений этого мира. Сам Христос назвал путём, ведущим в погибель, когда всё, что относится к душе и истинным ценностям, становится второстепенным. Кто из родителей-христиан на самом деле всю заботу свою положил, чтобы дать своим детям подлинно высшее — небесное — образование?
Н. Богданов-Бельский. Будущий инок (1889)
Ещё Оптинские старцы пророчески предупреждали о главном в воспитании детей: «Сохранить целомудрие — это всё сохранить». Тайна пола, если она воспринимается вне нравственной плоскости и всё сосредоточивается только на ней, как этого добиваются сегодня государство и общество, — страшная сила, огромная стихия, которая разрывает человека и замещает ему всё. Одна религия, если она подлинна, может противостоять этому распаду. Только с нею можно сохранить целомудрие среди Содома и Гоморры, когда создаётся такая атмосфера, где без благодати Божией уже невозможно выжить. Если у нас самих не будет любви ко Христу и подлинного духа целомудрия, что будет значить забота о внешнем благочестии, о том, чтобы наши дети ходили в церковь по воскресеньям?
Раньше, накануне катастрофы 1917 года, было распространено именно такое явление, когда в высшем обществе матери весьма заботились, чтобы их дочери не потеряли невинность, но очень мало старались об их внутреннем целомудрии. Пустое и соблазнительное чтение, балы, театры, слишком вольные разговоры, как пишет святитель Феофан Затворник, — всё это не запрещалось, а наоборот, было обязательной нормой воспитания. То есть забота о том, чтобы сохранить внешние приличия, и полное равнодушие к душе.
Нельзя не видеть, что сегодня в обществе атмосфера уже не послереволюционного атеизма, а посткоммунистического сатанизма, когда не только взрослые детей, но и одни дети могут развращать других, начиная с яслей и детского сада. С одной стороны, государство отнимает детей у родителей, вводя без их согласия в школах программы «полового просвещения», а с другой стороны, всё чаще приходится убеждаться, что следовало бы уже защищать детей от родителей, которые сами толкают своих детей в пропасть.
Одна женщина, недавно пришедшая к Церкви, немало пострадавшая в советские годы за свои антикоммунистические убеждения, сказала: «Я благодарю Бога, что родилась в то время, а не в это. Если бы без религии и как сейчас, я не знаю, что бы со мной было». Гибель для многих душ сегодня кажется неотвратимой, а в обществе уже нет защиты. Раньше хоть в воздухе витало, что это позорно и что это надо скрывать. А теперь у метро продаётся огромная книга для детей: «Всё ли вы знаете о мастурбации?» Это и значит — губить детей физически и нравственно.
Алексей Корзухин. Перед исповедью (1876)
Святые отцы настойчиво повторяют, что родители должны не только любить своих детей, но они должны любить их больше всего на свете, только Богу одному отдавая предпочтение. Святой Иоанн Златоуст говорит, что родители, которые не заботятся о воспитании своих детей, более жестоки, чем детоубийцы. Убивающие детей отделяют душу от тела, а эти и душу, и тело отдают диаволу. При всеобщем воскресении сила благодати Божией восстановит то, что было разрушено первым преступлением, в то время как второму и Воскресение Христово не поможет.
Какова наша Церковь, крепость её, сила её влияния на мир — это зависит от христианской заботы о воспитании детей. Сегодня главная цель нашего врага — разрушить семью, малую Церковь. Тогда Церковь великая сама распадается, перестаёт существовать. Даже физически некому будет ходить в неё. Те, кому мы будем говорить о Боге, о чистоте, с презрением пройдут мимо храмов, на восстановление которых мы отдаём сегодня все свои силы.
Вот вопрос Господа к родителям, в первую очередь матерям: что делаете вы в своей семье, если не воспитываете детей? Это главное, может быть, единственное, что вы должны делать. Бог хочет, чтобы вы служили Ему в этом. Для этого Он установил христианский брак, в этом он потребует от вас отчёта. Вы собрали для них богатства, дали им образование? Того ли Он ждёт от вас? Он скажет вам в последний день: дай мне отчёт за душу, которую Я вверил тебе. Что стало с ней? Это твой виноградник, который Господь дал тебе возделывать. Сможешь ли ты сказать то, что Он, Виноградарь, говорит о Своем насаждении? К какой жизни вы их привели, какими идеалами вдохновили? Стали ли они подлинно людьми, боятся ли они Бога, постигли ли главные тайны жизни? Многим из родителей нечего будет ответить, потому что они даже не понимают, о чём идёт речь. Они не знают, добрые их дети или злые, хорошо или плохо были они воспитаны. Оттого в мире все беды, катастрофы, революции и войны, и грядёт самая великая неотвратимая беда, что родители не позаботились должным образом о воспитании своих детей.
Сергей Милорадович. Исповедь, начало XX в.
Есть очень точный по своей духовной реальности рассказ американского писателя о том, как тёмные неземные силы при помощи детей хотят вторгнуться на нашу планету и истребить человечество. Идёт настраивание детей против взрослых как поработителей. Они привлекают на свою сторону детей благодаря тому, что взрослые, хотя и замечают, в какие странные игры их дети играют, не обращают на это внимания. Дети покорены полной свободой делать всё что угодно — можно есть сколько угодно мороженого, при этом никакой учёбы и никакого контроля. Вторжение происходит через детские души. Дети, пущенные на самотёк, не в силах противостоять тёмному воздействию. У детей есть неуправляемая, неразумная сторона, они могут оказаться способны на любое зло. Всё кончается тем, что дети, оставленные на произвол судьбы своими родителями, предают их на смерть, чтобы ничто уже не стесняло их свободы.
То же самое освобождение детей происходит сегодня в России. Что такое отказ от христианского воспитания детей родителями? Уничтожение тайны жизни и самой жизни. И потому сегодняшний праздник есть напоминание Господа о самой великой ответственности, которая когда-либо была у Церкви.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ
Find more like this: АНАЛИТИКА
Уведомление: 4 декабря – День Матери-казачки | Церковь Успения Богородицы