Неделя Антипасхи

by on 22.04.2017 » Add the first comment.

Неделя (т. е. Воскресный день – слав.) Антипасхи завершает восьмидневный цикл празднования Пасхального торжества. Само слово “Антипасха”, (с греч. “напротив Пасхи, вместо Пасхи”) указывает на то положение, которое этот воскресный день занимает в церковном календаре – два воскресных дня как бы поставлены “напротив” друг друга, как начало и окончание самого значимого церковного праздника. Другое название – неделя о Фоме (Фомина) – связано с тем, что в богослужении этого дня вспоминается история уверения св. ап. Фомы.

Важнейшим основанием для объединения Антипасхи с Пасхой является читаемое в этот день евангельское повествование, которое связывает два явления Воскресшего Спасителя апостолам. В день своего Воскресения Иисус Христос трижды появляется зримым образом на людях. Ранним утром его видят женщины, пришедшие на гроб, днем он является двум путникам, идущим в селение Маос, а вечером Иисус входит через запертые двери к собравшимся вместе своим ученикам, чтобы убедить апостолов, что Он не мертвец и не призрак. Господь показывает им раны на своем Теле и вкушает вместе с ними пищу, но в тот вечер среди апостолов не было Фомы. Крестная смерть Спасителя произвела на него удручающее впечатление, и он пал духом, и видимо, решил, что уже не за чем ученикам быть вместе, так как все кончено, и поэтому каждый может вернуться к прежней жизни. Но через некоторое время он встречает других апостолов и слышит от них, что они видели Господа. Он резко и решительно отказывается доверять их словам, не веря в Воскресение своего Учителя. Он заявляет, что поверил бы он только тогда, если бы не только своими глазами увидел, но и осязал своими руками знакомые раны на теле Господа.

И Воскресший Христос, словно отвечая на упорное неверие своего ученика, снова является чудесным образом апостолам через закрытые двери в тот час, когда с ними был и Фома. Став среди них, как и в первый раз, совершенно неожииданно, Господь обратился к Фоме: «Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен (Ин. 20:26-27). Этими словами Господь показал, что и тогда присутствовал Он, Вездесущий по Божеству, посреди учеников Своих, когда Фома, полагая Его отсутствующим, высказывал им свое состояние недоумения при их поведании о воскресении. Фома желал удостовериться в воскресении: он получает несравненно высшее удостоверение, при котором уже на удостоверение в воскресении не обращает внимания. «Господь мой и Бог Мой! —  восклицает Фома. — Удостоверившись в Твоем Божестве, не ищу уже удостоверения в воскресении. Тебе, всемогущему Богу, возможны все действия, превышающие постижение человеческое». Увидевши распятого Христа во славе Воскресения, Фома поклонился ему и признал в нем Господа.

Уверение Фомы. Караваджо, 1601-1602 г.г.

И все же, для того чтобы обрести веру, апостолу Фоме потребовались внешние доказательства. Эта позиция очень близка современному рациональному подходу в отношениях к Богу: если не увижу, не потрогаю, то не поверю. Такое отношение Господь хоть и не осудил, но дал ему свою оценку. «Ты поверил, — сказал он Фоме, — потому что увидел, блаженные же, то есть достойные большей чести, не видевшие и уверовавшие». Так Господь ставит выше ту веру, которая рождается от внутреннего чувства любви и доверия к Богу, чем ту, которая вызывается чудом или внешними обстоятельствами. Сомнения Фомы вписаны в историю человечества и стали нарицательными. Каждый из нас в большей или меньшей степени носит в себе частичку того самого Фомы неверующего, но к каждому Господь готов снизойти и дать себя почувствовать, было бы на то лишь желание человека. Имел его Фома и стал пламенным апостолом, просветившим своей верой многие страны.

По Церковному Преданию святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.

Праздник Антипасхи был установлен в IV в.. Поводом для него стал существовавший в то время порядок принятия в Церковь новых членов. Крещение оглашенных (катехуменов – греч.) т. е. тех, кто готовился к принятию таинства св. Крещения и прослушал в течение Великого поста специальные поучения о христианской вере (катихизис), совершалось накануне ночного пасхального богослужения, и те, кто принимал Крещение, облачались в белые крещальные одежды (лат.- альбы). Эти одежды полагалось носить все дни пасхальной седмицы, а на восьмой день после произнесения епископом слов молитвы и благословения белые одежды снимались и убирались в церковную ризницу, а новокрещеные облачались в обычную повседневную одежду. В одной из своих проповедей блаж. Августин называет второе воскресение после Пасхи “Dominica in Albis” (День Господень в белых одеждах).

М. Боскин «Хоровод» (1910)

Согласно церковному уставу, в день Антипасхи впервые после недели Мясопустной (масленницы) совершаются венчания. В народе седмица Антипасхи получила название “Красная горка”. Изначально языческий праздник восточных славян, означавший наступление весны и зарождение новой жизни, с распространением христианства Красная Горка соединилась с Антипасхой.

В Красную Горку обычно встречались молодые парни и девушки и знакомились для будущей семейной жизни. К сожалению, в наше время в России широко распространено грубейшее суеверие, согласно которому нежелательно венчаться в мае, “чтобы не маяться”. Наоборот, пасхальное радостное время, которое всегда совпадает с маем месяцем, является лучшим временем года для создания семьи и бракосочетания. Радость Пасхи Христовой, которая является знамением Божественной любви к человеческому роду, и радость супружеской любви, приводящая к созданию христианской семьи, гармонируют друг с другом.

Протодиакон Константин МАРКОВИЧ

Иллюстрация на анонсе: Лебедев К. В. “Пляска” (1900)

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *