Введение во храм Пресвятой Богородицы

by on 03.12.2017 » Add the first comment.

4 декабря Русская Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы. Этот праздник  знаменует собой предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения и обетование Христова пришествия и является одним из самых древних христианских праздников.

Упоминание об этом празднике мы встречаем уже в трудах святителя Григория Нисского, подвизавшегося в IV веке. Известно, что в VIII веке торжественные проповеди в честь праздника Введения произносили Константинопольские патриархи Герман и Тарасий. По Преданию, введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось родителями Девы Марии, праведными Иоакимом и Анной, которые, молясь о разрешении неплодства, дали обет посвятить будущего ребенка на служение Богу.

Иоаким и Анна

Родители будущей Богоматери – Иоаким и Анна – жили в Назарете. Супруги очень долгое время – вплоть до глубокой зрелости – не имели детей, что было причиной их тяжелейших страданий, так как, согласно тогдашнему иудейскому мировоззрению, бездетность считалась позором и расплатой за дурное, а поскольку семья жила благочестиво, многие думали, что есть некие тайные грехи, за которые их карает Всевышний. Иоакиму даже препятствовали приносить жертвы в храме, считая, что он неугоден Богу, так как не принес потомства для израильского народа. Однако, несмотря на социальное неодобрение и даже презрение, супруги не сетовали на судьбу. Иоаким к тому же помнил, что многие праведники прошлого (как, например, Авраам) тоже до преклонных лет не имели детей, но потом – по их вере и молитвам – они становились родителями.

Супруги дали обет: если у них родится ребенок, они посвятят его служению Богу. Их дочь Мария, будущая Матерь Божия, родилась по прошествии пятидесяти лет супружеской жизни Иоакима и Анны. Ее рождение предварило явление Ангела каждому из супругов, когда они, каждый по отдельности, молились о своем потомстве. Иоаким, считая себя самым грешным из людей, после того как священник Рувим не позволил бездетному мужу принести жертву Богу в храме в Иерусалиме, решил не возвращаться домой, а поселился в пустынном месте и молился. Его жена, узнав об этом, также – в посте и молитве – просила о возможности стать матерью. Иоакиму явился ангел, который сказал, что Бог внял его молитвам. Анне ангел сказал, что о ее потомстве будут говорить во всем мире.

Детство Богородицы

В Священном Писании содержится немного сведений о Богородице. В Ветхом Завете есть небольшие фрагменты, прообразы, которые символически рассказывают о Ее спасительной миссии. В Новом Завете всего несколько эпизодов связаны с именем Богородицы и все они относятся уже ко взрослому периоду Ее жизни.

Об обстоятельствах Рождества Пречистой Девы известно из Священного предания, которое содержит не только учение о Христе, но и воспоминания современников о каких-либо событиях священной истории, очевидцев («самовидцев», как их называет апостол Лука) Спасителя и Богородицы. Эти воспоминания изначально передавались из уст в уста, а в дальнейшем были записаны. Именно таким образом и сохранились свидетельства о ряде эпизодов жизни Богоматери.

Когда девочке исполнилось три года, Иоаким и Анна решили исполнить данный ими обет. Собрав родственников и знакомых, родители одели Марию в лучшие одежды и, с пением священных песен и зажженными свечами в руках, они привели Ее в Иерусалимский храм. Ребенка встретил первосвященник – предание гласит, что это был Захария, отец Иоанна Предтечи. При этом в храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней, а девочка до этого времени еще не научилась ходить. Однако Мария, как только Ее поставили на первую ступень, самостоятельно поднялась до самой верхней. Первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святая Святых, куда один раз в год мог войти только лишь он сам, с очистительной жертвенной кровью. То, что девочку провели туда – было из ряда вон выходящим событием и все присутствовавшие в храме были поражены. Этим была обозначена Ее особая роль в судьбе человечества.

После этого родители Богородицы возвратились домой, Мария же осталась в помещении для девственниц, которая находилось при храме. Это было не единственное подобное жилое помещение при храме, Священное Писание (Исх. 38; 1 Цар. 1, 28; Лк. 2, 37) и историк Иосиф Флавий свидетельствуют, что их было много и в них жили посвященные на служение Богу. О жизни и быте Богородицы в Иерусалимском храме известно немногое. Предание Церкви сохранило сведения, что Она, например, воспитывалась в обществе благочестивых дев, читала Священное Писание, постоянно молилась, занималась рукоделием. Димитрий Ростовский приводит рассказ Григория Никомидийского о посещении Марии в Храме ангелом:

«Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида, беседует с Девою и подает Ей пищу. Это был явившийся Ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление?» (Димитрий Ростовский. Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии).

Мария жила при храме до 12 лет, после чего, решив уневеститься Богу, была, согласно иудейским традициям, обручена Иосифу, пожилому человеку, который должен был охранять Ее обет безбрачия. Есть и другая версия, согласно которой, это произошло, когда Марии было 14 лет, Иосиф же был выбран из числа других самим первосвященником.

 

История празднования

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии входит в состав двунадесятых праздников, однако в Церкви он был установлен позднее других из этого числа. Возможно, появление праздника Введения связано с деятельностью императора Юстиниана I, который в 543 г. построил на развалинах Иерусалимского храма большую церковь, посвященную Пресвятой Богородице.

Упоминание об этом празднике есть в некоторых месяцесловах VIII века, но его описание сдержанны, что говорит об отсутствии какой-либо особенной торжественности его совершения. Патриарху Константинопольскому Герману I (VIII в.) приписываются две гомилии (наиболее древняя форма проповеди, букв. «беседа», анализ отрывков Священного Писания) на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Значит – в Константинополе того времени Введение уже праздновали. С IX в. праздник получил широкое распространение на Востоке.

Статус праздника Введения постепенно менялся, он окончательно вошел в число двунадесятых праздников только после XIV в., согласно студийским и иерусалимским Типиконам XI-XIV вв., он отмечается почти также торжественно, как и другие двунадесятые праздники. Тем не менее, даже в печатных Типиконах XVII в. отдельные особенности совершения праздничной службы указывают на то, что статус этого праздника отчасти уступает статусу других двунадесятых.

Хотя в самом событии священной истории – Введении во храм Пресвятой Богородицы – участвуют св. семейство и дети со свечами, праздник этот традиционно считается не семейным, а монашеским. И потому, что всегда приходится на пост, и потому что прославляет всецелое посвящение себя Богу и вход во Святое Святых. Именно поэтому Введению во храм посвящено много обителей, самая известная из которых Оптина пустынь. На Введение пришел в Саровский монастырь преподобный Серафим, впоследствии особо этот праздник чтивший.

Песнопения

Важнейшая из тем песнопений Введения – символическое сравнение Пресвятой Девы с одушевленным храмом, вместившего невместимого Бога: «Днесь боговместимый храм, Богородица, в храм Господень приводится» (2-я стихира на литии).

Кондак праздника говорит о том же еще более определенно: «Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное».

Песнопения называют Богородицу «Двере Господня». Например: «къ Нейже дивяся Захариа вопияше: Двере Господня, храма отверзаю Тебе двери» (1-я стихира на стиховне). Этот эпитет в отношении к Богородице основан на видении пророком Иезекиилем таинственного храма, затворенными дверями которого входит и выходит Господь. Это пророчество является прообразом приснодевства Богородицы.

Также Богородица сравнивается с жертвой: «Въ храм Тя принесоша, Всенепорочная Чистая… яко жертву чисту» (6-й тропарь 8-й песни 2-го канона). Эта жертва понимается как приготовление, прообраз той жертвы, которую принесет Спаситель. Поэтому в системе храмовой росписи нередко сопоставляются композиции «Введение во храм» и «Сретение Господне».

О том, что одно из последних событий ветхозаветной предсказывает близкое пришествие в мир Спасителя говорит тропарь праздника: Днесь благоволения Божия предображение, / и человеков спасения проповедание, / в храме Божий ясно Дева является, / и Христа всем предвозвещает. / Той и мы велегласно возопиим: / радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

Хотя Иоаким и Анна отдают единственную дочь в храм, это событие для них – радостное. Об этом рассказывает тропарь предпраздненства: Радость предобручает всем Анна ныне, / печали сопротивный плод прозябши, едину Приснодеву, / Юже и приводит, молитвы исполняющи, / днесь веселящися, в храм Господень, / яко сущий храм Бога Слова и Матерь чистую.

Кроме того, на этот праздник поются и рождественские песнопения-ирмосы, первый и наиболее известный из которых принадлежит святому Иоанну Дамаскину и составлен из Рождественского слова святого Григория Богослова: «Христос раждается, славите. Христос с Небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися».
Рождественский пост

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется 4 декабря, то есть – в один из дней Рождественского поста (28 ноября – 6 января), одного из четырех многодневных постов. Рождественский пост – не такой строгий, как Великий пост и Успенский пост. В обычной приходской практике в Рождественский пост не употребляют в пищу мясо, яйца, молочные продукты. Можно есть рыбу по воскресеньям и субботам, и в частности – в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, также по вторникам и четвергам в дни прославляемого святого; а в понедельник, среду и пятницу – только в том случае, если в этот день полагается всенощное бдение, например – в престольный праздник.

Подготовил Дмитрий БОРИСОВ

 Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *