Исторический живописец Андрей Рябушкин

by on 10.05.2019 » Add the first comment.

115 лет назад, 10 мая (н. ст.), отошёл ко Господу Андрей Рябушкин (1861-1904) – русский художник, признанный мастер исторических и жанровых картин.

“После Сурикова – это наш второй исторический живописец. А по тонкости, деликатности и поэтичности своего неповторимого стиля он во многом и превзойдет нашего гениального сибиряка.” (Бенуа А.Н.)

Умер Рябушкин всего сорока трех лет. Ему удалось сделать много, но возникает ощущение, что он сказал не всё, что мог…

Хрупкий и болезненный, “словно носящий в себе какую-то тайну”, “человек большого таланта и больших, скрытых страстей” (Михаил Нестеров), Андрей Петрович Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со свойственным ему природным чувством декоративности представил быт Древней Руси.

Родился Рябушкин в семье крестьянина-иконописца. Четырнадцати лет остался сиротой. Художественные и музыкальные способности его проявились очень рано. Благодаря счастливому случаю, он оказался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1875-1882). После смерти своего учителя, Василия Перова, Рябушкин продолжил обучение в Петербургской АХ (1882-1890). Работы его неизменно отмечались наградами, однако за дипломную картину “Снятие с креста” (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом АХ эскиза. Расстроенный художник уже намеревался разрезать огромный (240 Х 429 см) холст на части и использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил Павел Третьяков и купил картину.

Президент АХ великий князь Владимир Александрович счел нужным предоставить Рябушкину из своих личных средств сумму, полагающуюся золотым медалистам на заграничную поездку, правда, сроком не на три, а на два года. И Рябушкин отправился по старым городам России.

Андрей Рябушкин. Портрет работы И.Ф.Тюменева

Он побывал в Новгороде, заново объездил Москву и Подмосковье, затем посмотрел Киев, Тулу, Орел, Рязань, Углич, Ярославль, Ростов, Кострому, Нижний Новгород. Везде он пишет этюды церквей, копирует фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты. Изучает в музеях старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. С увлечением читает литературу по истории Руси, летописи, народные сказания. Все это интересует его давно: еще с 1880-х годов вынужденный все время подрабатывать студент Рябушкин постоянно публикует в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни (журнальной и книжной графикой он будет заниматься и дальше).

Нужно признать, что серьезное изучение исторических реалий не повлекло за собой стилизации. История у Рябушкина оставляет впечатление живой жизни. Этим редким даром он напоминает Василия Сурикова.

Андрей Рябушкин. Автопортрет

Художник поселяется под Петербургом, недалеко от станции Любань, в имении Приволье своего друга И. Ф. Тюменева. Здесь в специально для него построенном доме с мастерской он начинает самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины “Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии” (1891) и исторической композиции “Потешные в кружале” (1892; изображены солдаты потешных полков Петра I и стрельцы в кабаке).

Живопись этих полотен еще по-передвижнически темная. Но появляется новое – отсутствие развернутого действия. Драматические столкновения не по сердцу Рябушкину. Так будет и в дальнейшем.

Голгофа (Снятие с креста)

Эти произведения были приняты на выставки передвижников. Но следующую картину, в которой художник наконец нашел себя, – яркое, красочное “Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате” (1893) – передвижники взять отказались. Почему? Слишком непривычна. Опять нет действия, вернее, все действие заключается в бездействии – в “думании” о государственных делах, изображенном весьма иронично. Предметы обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки. Рябушкин с наслаждением изображает жизнерадостные узоры расписных стен и потолка, богатых парчовых одежд, изразцовой печки, витой люстры, изукрашенного вставками из драгоценных каменьев трона.

Ожидают выхода царя

Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате

Иоанн Грозный с приближенными

В 1895 году художник показывает большое полотно “Московская улица XVII века в праздничный день”. Среди старинной архитектуры, наряженные в старинные костюмы, бредут по колено в грязи непролазной мужчины и женщины, списанные Рябушкиным с крестьян деревни, где он жил. На лицах – печать извечных житейских проблем. Обычный холодный осенний денек. Обычное передвижническое противопоставление нищеты одних и бездушного эгоизма других. Рябушкин то более склоняется к жанру, как в этой картине, то к внешней красоте старого быта – “Русские женщины XVII века в церкви” (1899). Здесь необыкновенно красивое цветовое соединение ярких узорчатых тканей – синих, желтых, разных оттенков красного; золото волос, венцов, парчовых головных уборов сопоставляется с охристо-зелено-синей росписью стен церкви, с узорами цветных стекол в окнах. Эти две картины и “Семья купца в XVII веке” (1896) получили почетный отзыв на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Московская улица XVII века в праздничный день

Русские женщины XVII века в церкви

Семья купца в XVII веке

Рябушкин приобретает большую известность. Его ценят и Илья Репин, Василий Поленов, и “мирискусники”, на выставках которых он какое-то время показывает свои работы. Правда, у них он не прижился и примкнул впоследствии к объединению “36 художников” (преобразовано вскоре в Союз русских художников).

Самая известная из поздних работ Рябушкина – “Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)” (1901). Подобно сказочному видению проносится по улице красный свадебный возок, сопровождаемый скороходами и всадниками. Вокруг – нарядные прохожие, привыкшие к такому зрелищу. Есть намек на драму – женская фигурка с мрачным выражением на раскрашенном лице, удаляющаяся в сторону от свадебного поезда. Пейзаж почти саврасовский: ранняя весна, маленькая белая, вся в кокошниках церковь вдали освещена закатным солнцем, темные деревянные постройки вокруг, лужа на переднем плане, тронутая тонким льдом.

Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)

Изображал Рябушкин и современную деревню, но без былой поэтизации, – он хорошо видел, как разрушается старый уклад (“Втерся парень в хоровод, ну старуха охать…”, 1902). В гуаши “Чаепитие” (1903) члены одной семьи навеки отделены друг от друга соперничеством, завистью, денежными интересами, эгоизмом.

Втерся парень в хоровод, ну старуха охать…

Чаепитие

Среди последних работ художника есть одна, которую можно назвать символической. Это крошечный пейзаж “Новгородская церковь”. На голом холме, открытом всем ветрам, стоит, как одинокий воин, старинный храм. Ветхие избы, словно вросшие в землю, даже не поднимаются над линией горизонта.

Новгородская церковь

Умер Рябушкин всего сорока трех лет от туберкулеза легких в усадьбе родственника Тюменева – В. В. Беляева, где он прожил последние три года. Ему удалось сделать много, но возникает ощущение, что он сказал не все, что мог.

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *