«Наши люди боятся собственной родословной»

by on 18.09.2018 » Add the first comment.

В России герои Первой Мировой войны «забыты» из-за того, что многие из них воевали на стороне «белых» в Гражданскую войну, то есть были врагами советской власти, а значит, не могли считаться героями

В начале августа Юрий Мартыненко, руководитель поискового отряда «Земляки» и семеро его «бойцов» – школьников из Первомайского и Асиновского районов Томской области отправились в Карелию для проведения ежегодных раскопок на полях сражений Советско-финской и Великой Отечественной войны. Перед отъездом Юрий Анатольевич зашел в районный военкомат, и оставил там конверт с деньгами, в котором лежало 75 тысяч рублей. Эти деньги –​ грант от Департамента по молодежной политике Томской области на возведение памятника сибирякам – участникам Первой мировой еще в начале года выиграл сын Юрия – восьмиклассник Владимир Мартыненко, одержавший победу в конкурсе молодежных социальных проектов.

 ​ – Нам с сыном удалось собрать сведения о двухстах жителях района, ушедших на фронт с 1914 по 1918 годы. – рассказывает Юрий Мартыненко. – Надеюсь, что это число будет расти. Мы работаем в архивах Томска и села Первомайского, общаемся с местным населением, записываем воспоминания. Свой проект мы назвали «Пусть безвестные станут известными!» Его воплощением станет установка в нашем селе памятного знака. Я оставил деньги нашему военкому, помогающему в этом деле, чтобы он в мое отсутствие оплатил расчистку территории, где должна будет установлена стела. Мы с ребятами уезжаем в Карелию на целый месяц, и я не хочу, чтобы мое отсутствие еще больше тормозило реализацию проекта, которая и так уже затянулась.
.
.
Владимир Мартыненко. Карелия, поисковый отряд «Земляки». 2017г.
.

–​ А в чем проблема с реализацией? Грантовые деньги вы получили. Проект одобрен в Томске.

– Видимо, у районной администрации есть занятия поважнее. Мы с начала года, как получили грант, просим их расчистить площадку для установки стелы, но дело всё никак не сдвинется с мертвой точки.

Юрий, похоже, надеется, что военком окажется более эффективным переговорщиком с местными властями и сумеет изменить ситуацию.

–​ Почему для вас так важна установка этой стелы?.

Иван Лаптев, участник Первой мировой войны. 1910-е годы

– Знаете, у нас памятники устанавливают кому и чему угодно.

В Томске, например, больше восьмидесяти разных монументов: Любовнику, домашним тапочкам, Лягушке-путешественнице и так далее. При этом нет ни одного памятника героям Первой Мировой войны. Почему? Эти люди «забыты», из-за того, что многие из них воевали на стороне «белых» в Гражданскую войну, то есть были врагами советской власти, а значит, не могли считаться героями. Немало ветеранов Первой мировой было репрессировано и расстреляно в тридцатые годы.

На всю Томскую область есть только один памятник участнику той войны – Марии Бочкаревой, которая создала знаменитый женский «батальон смерти». Он установлен на её родине, в селе Ново-Кусково Асиновского района. Больше ничего нет. Может быть, нам удастся это исправить и «оживить» память о миллионах погибших.

​ Когда и почему у вас появился интерес к судьбам участников именно Первой мировой войны?

– Несколько лет назад мы с сыном восстановили боевую биографию нашего прапрадеда Ивана Алексеевича Лаптева, награжденного георгиевскими крестами IV и III степени. Узнали, что домой он вернулся сильно израненный, однако все равно смог прожить долгую и интересную жизнь. Несколько раз переезжал в разные регионы, жил даже на Сахалине, учил детей в школе, занимался пчеловодством… Раскрывая биографию прапрадеда, мы захотели узнать и про других героев…

– Где и как собираете информацию?

– Работаем в архивах, ищем в Интернете. А вот жители села, к сожалению, много рассказать не могут. И даже старожилы не помнят или не знают о своих дедах и прадедах. Долгие годы все замалчивалось, скрывалось, героями Первой мировой в Советском Союзе вообще мало кто гордился. По сути, интерес к своим родословным у людей начал проявляться только сейчас. Благодаря социальным сетям, а также созданной нами группе Вконтакте, к проекту «Пусть безвестные станут известны!» присоединяются не только жители России, но и граждане США, Германии, Белоруссии, Великобритании, Тайланда. Мы насчитали более двух десятков стран, из которых заходят Интернет-пользователи.

–​ Они помогают в поисках?

– Да, но пока, к сожалению, только россияне! Например, историк-любитель из Омска Дмитрий Трактиров рассказал, что в городе Ялуторовске Тюменской области чудом сохранилась картотека «Бюро учета потерь на фронтах Первой мировой войны 1914-1918 годах», где собрано почти восемь миллионов карточек на военнослужащих. В них указаны фамилия, имя, отчество человека, возраст, вероисповедание, а главное – сведения, в каких сражениях человек участвовал, какие ранения получал, где лечился, попадал ли в плен, пропал ли без вести, погиб ли. Эти данные сотрудники Российского государственного военно-исторического архива до сих пор оцифровывают и выкладывают на сайт. Это гигантская работа. Бумажные документы занимают 7 тысяч 701 деревянный ящик, мы ради интереса посчитали, что длинна этого архива составляет 1 километр 120 метров!

–​ Проект по героям Первой Мировой – не единственный, которым вы занимались. В 2008 году вы получили Премию международного конкурса «Поддержка молодых российских исследователей», (проводимого совместно Фондом имени Генриха Бёлля (Берлин), Международным обществом «Мемориал» ) за установку в вашем родном селе Камня скорби.

Памятник жертвам политических репрессий, село Первомайское

– Да, этот памятник мы посвятили нашим землякам – жертвам политических репрессий 1930-1950-х годов. Проект памятника разрабатывали восьмиклассники Первомайской школы, а сам камень был установлен 15 сентября 2006 года недалеко от православного Свято-Троицкого храма. Это не случайно, ведь среди репрессированных и расстрелянных было много священников и членов их семей. Мой сын исследовал биографию одного священника, Никиты Казакова, убитого за веру в 1929 году. Его работа называется «Вера превыше жизни: жизнь и гибель священника Михайло-Архангельской церкви села Туендат Никиты Акимовича Казакова и судьба его семьи».

Владимир Мартыненко. Центр документации новейшей истории Томской области. 2017 г.

– Вы наверняка помогали сыну в «расследовании» этого преступления?

– Конечно. Впервые я услышал рассказ про Никиту Казакова в 1999 году,когда вернулся в родное село после окончания Томского университета. Одна из старейших местных жительниц вспоминала, что в 20-е годы жил в их селе священник, которого убили за отказ отречься от веры. Ни его имени, ни других данных бабушка уже не помнила. Однако я заинтересовался и начал искать. Позже к моей работе присоединился сын. В Центре документации новейшей истории Томской области мы нашли уникальные архивные документы, по которым восстановили ход событий.

Дело о гибели священника Никиты Казакова. 1929 г.

​14 июня 1929 года священник Никита Казаков был вызван в село Туендат к уполномоченному ОГПУ Зачулымского района Фомину. 17 июня 1929 года в 15 часов дня Казаков вместе с Фоминым и инспектором социалистического воспитания Михаилом Бурматовым сели в лодку на речке Куендат. Фомин и Бурматов вернулись в село через час, но уже без священника. 26 июня крестьянин Алексей Скрябин нашел в старице реки Чулым труп мужчины. После его осмотра начальник Зачулымского Районного административного отдела Аузин определил, что это священник Никита Акимович Казаков. Опросив свидетелей, Аузин пришел к заключению, что убийство могли совершить Фомин и Бурматов, но исходя из того, что уполномоченный ОГПУ по Зачулымскому району Фомин «из Зачулымского района выбыл, неизвестно куда, а Бурматов находится в служебной командировке в Томске», постановил дело в отношении подозреваемых в убийстве не возбуждать, а собранные материалы передать народному следователю 5 участка Томского округа, копию – в Томское окружное отделение ГПУ. Судя по всему, на этом следствие и закончилось.

–​ Как именно власти требовали от священника отречься от Бога?

– По воспоминаниям старожилов, работники ОГПУ заставляли его прилюдно во время божественной литургии объявить прихожанам, что Бога нет. Однако Никита Казаков этого не сделал. Он сам как служитель религиозного культа, а затем и его жена Марфа были лишены избирательных прав. Она подавала заявление о восстановлении в правах, но ей отказали. Оставшись без средств к существованию, Марфа Ивановна была вынуждена уехать с детьми на свою родину – в Горный Алтай.

На кладбище деревни Туендат благодаря местным жителям нам удалось определить точное место захоронения Никиты Казакова. 12 октября 2017 года там был поставлен крест, на котором закреплена табличка: «Памятный крест установлен в 2017 году на месте захоронения священника Михайло-Архангельской церкви села Туендат (Баюрово) Никиты Акимовича Казакова, убитого за веру в период массовых репрессий сотрудниками карательных органов советской власти 17 июня 1929 года».

Памятный крест на могиле священника Никиты Казакова. Село Туендат, Томская область

–​ Жаль, что потомки священника не узнают, что память об их предке теперь бережно хранится на его бывшей Родине.

– Почему не узнают? От отца Никиты осталось пятеро внуков, 9 правнуков и 8 праправнуков. Проживают они на Алтае и в Москве. Мы встречались с одним из правнуков во время визита в столицу. И они очень благодарны нам за проделанную работу.

–​ Получается, что почти каждый год вы с сыном начинаете по новому краеведческому проекту?

– Не каждый, так как для полноценной работы над проектом требуется минимум два-три года. Однако, вы правы, работая в архивах, мы постоянно присматриваем новые направления для исследований. Сейчас, например, в разработке сразу два направления. Одно связано с чулымскими татарами, второе – с историями наших земляков, в 30-е годы лишенных избирательных прав.

– Почему вы занялись именно чулымскими татарами?

– Это огромный и очень интересный пласт истории. Если говорить о чулымских татарах, то сегодня мало кто помнит, что в XIX – начале XX веках у них на территории современной Томской области были свои волости, управы, язык, религия (шаманизм) и привычный уклад. После того, как чулымцы перешли в российское подданство, их обложили данью (ясаком) и стали называть «ясашными». Однако, при этом дали определенные льготы. Например, не призывали на воинскую службу. Это, в частности, объясняет, почему в годы Первой мировой из нашего района на войну отправилось так мало мужчин.

А еще чулымцы, а также проживавшие на севере района селькупы были прекрасными охотниками и рыбаками. Сохранились документальные свидетельства того, как Федор Тюделеков поймал огромного осетра, которого потом доставили к императорскому столу, за что селькуп был награжден золотыми часами с ключиком. Все стало меняться в 1910-х годах, когда, чулымцев предупредили, что теперь их будут причислять к Ново-Кусковской волости, а значит, еще больше ущемлять в правах. Недовольные ясашные устроили бунт, несколько человек были арестованы… Об этом даже писали в газетах, и, возможно, именно это станет отдельной темой для исследования сына.

–​ А что вы рассчитываете найти, изучая историй людей, лишенных избирательных прав?

– Там интересна история каждого человека. За каждой из них стоит трагедия. На людей доносили просто так – за неосторожно сказанное слово или даже за то, чего они никогда и не говорили. Забирали все, что было нажито: молотилки, веялки, сеялки. Лишали прав. А потом многие люди, объявленные врагами народа или сосланные в Сибирь как спецпереселенцы, в 1940-х шли на войну и своим героизмом доказывали, что они не враги и не вредители. Это уже не просто тема отдельной работы, но материал для целой диссертации. Я бы хотел рассказать о том, как клеймо врагов народа калечило судьбы людей, и как они пытались его стереть, даже ценой своей жизни. И о том, что многие наши люди до сих пор боятся собственной родословной, боятся, что их предки были «вредителями» или «предателями родины». Десятки лет в стране работала мощнейшая пропаганда. И её отголоски нам слышны до сих пор.

Дарья Енюшина

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *