Открытие памятника императору Александру III. 30 мая 1912 года (кино- и фотохроника)

by on 29.07.2017 » Add the first comment.

Старые фотографии — неистощимый источник сюжетов и сведений. Чуть более века тому назад, 30 мая 1912 года на Пречистенской набережной Москвы было шумно и многолюдно. От самого Кремля вдоль набережной тянулись нескончаемые колонны военных. Все переулки вокруг Храма Христа Спасителя были забиты дорогими экипажами: знать двух столиц спешила занять места на балконах и парапетах. Простой люд толпился на Всехсвятском мосту и по другую сторону реки — на Берсеневке. Некоторые даже залезли в лодки на той стороне реки, но подплывать близко не решались — из-под моста один за одним проплывали пароходы с нарядной публикой на борту. Все ждали появления Его Императорского Величества Николая II. Ещё один император — при полном параде и с шапкой Мономаха на голове — бесстрастно восседал на троне, накрытый огромным покрывалом, не скрывавшим, впрочем, его могучей фигуры от присутствующих. То был Александр III, только недавно отлитый из бронзы и установленный на площадке перед Храмом Христа Спасителя. Открывать монумент своему отцу и предшественнику на троне и должен был Николай II.

Памятник императору Александру III работы скульптора А.М.Опекушина

К тому моменту со дня смерти Александра III, скончавшегося от нефрита в октябре 1894 года, прошло почти 18 лет. Николай II, будто чувствуя, что время его стремится к концу, после которого не останется ни памяти, ни следа, один за одним строит памятники своим предшественникам: Александру II в Екатеринбурге, Александру III в Иркутске и Санкт-Петербурге. Каждый памятник поручается скульптору, уже отметившемуся в том городе, где монумент будет установлен. В Москве заказ на памятник получает Александр Михайлович Опекушин — создатель знаменитого памятника А.С.Пушкину на Тверском бульваре, М.Ю.Лермонтову в Пятигорске и не менее прекрасной скульптуры императрицы Екатерины Великой, в те годы и до самой революции украшавшей зал заседаний Московской городской думы (позже Музей В.И.Ленина — ныне Музей Отечественной войны 1812 года).

Ещё несколько лет уходит на сбор народных средств для создания памятника. Комиссию по сооружению монумента возглавляет московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович (сын Александра II), но в феврале 1905 года у Никольских ворот Кремля он гибнет от руки террориста — революционера Ивана Каляева, и дело продолжает Великий князь Михаил Александрович — сын Александра III и младший брат императора Николая II.

Император Александр III терпеливо ждёт под покрывалом окончания церемонии

Наконец, бронзовый отец императора занял своё место на площадке перед храмом Христа Спасителя. В 8 утра по пушечному сигналу на Пречистенской набережной начали собираться войска. Император с супругой прибыли к 10 утра, совершили крестный ход и молебен, после чего начался парад войск.

В наши дни от этого парада осталось несколько фотографий и кадры кинохроники. Фотографов по нынешним меркам на мероприятии, судя по всему, было не много. Но Его Императорское Величество удалось снять всего двоим: один из фотографов расположился чуть сзади и левее от Николая II, другой — практически напротив него по другую сторону дороги, у парапета Пречистенской набережной. Наконец, был тут и кинооператор, поставивший свою треногу практически за спиной у последнего русского императора.

30 мая 1912 года. Николай II (третий справа, спиной, напротив мраморного шара) принимает отдание чести новому памятнику воинскими подразделениями

Фотография парада, сделанная с противоположной стороны улицы. Хорошо видны император, памятник, шатёр для Августейшей семьи и толпы придворных

Наверное, сегодня мы уже не сможем точно сказать, кто были эти три человека, чьи работы и поныне рассматривают тысячи любителей отечественной истории. Но совершенно очевидно, что человеком, снимавшим церемонию со стороны набережной, скорее всего был корреспондент журнала «Искры» — так как именно в этом издании эта фотография и была напечатана. Судя по всему, ближе к Императору журнального фотографа попросту не пустили — для этого у Его Величества были другие люди. Известно, что Николай II сам увлекался фотографией и держал при себе нескольких фотографов, получивших статус Поставщика двора. Не будем перечислять их всех и гадать, который из них стоял на ступеньках парапета и был запечатлён фотокамерой корреспондента «Искры». Но ещё правее на этом же снимке мы видим другого человека с треногой — небольшого роста, он стоит, облокотившись на перила. Если предположить, что именно этот человек крутил ручку кинокамеры, съёмка с которой и по сей день доступна на youtube, то перед нами, скорее всего, Александр Карлович Ягельский — поляк по происхождению, личный фотограф и кинооператор Императора Николая II, владелец фирмы «Ган и К», получившей исключительные права на тиражирование изображений государя. Никого другого кинооператора не подпустили бы так близко к Императору на столь значимом мероприятии. Вполне возможно, что и человек с фотокамерой на ступеньках парапета тоже представлял фирму предприимчивого А.Ягельского.

 

А вот фотограф из журнала «Искры» на фотографии не попал. Зато попал в кино и остался в истории — благодаря кинокамере Ягельского. На ролике кинохроники того времени его хорошо видно начиная с 2:20 минуты — довольно молодой с виду и как-то почти по современному одетый человек с квадратной сумкой на ремне и не большой коробкой в руках. Совсем не торжественно, как человек из будущего, он подходит к линии дороги, по которой идут бравые солдаты, опускает ящик на землю, затем поднимает его снова и, чуть помешкав, неспешно отправляется обратно к парапету. Кажется, что в какой-то момент он перебросился словом с офицером в охранении, ну либо получил замечание и решил дождаться окончания парада. В том, что это именно фотограф, сомнений почти нет — а вот содержимое двух больших коробок (или сумки с коробкой) дают простор для предположений. Заметим также, что ни на одной из сохранившихся фотографий парада этого человека на другой стороне дороги нет.

Нам осталось добавить, что памятник Александру III в те годы сразу же стал настоящей московской достопримечательностью.

А.М.Опекушин — крепостной, ставший статским советником и лучшим скульптором России

«Уже прошло более месяца со дня открытия памятника Императору Александру III, а между тем каждый день видишь около него все те же вереницы, почти толпы народа. Поучительно наблюдать настроение толпы. Это не простой осмотр, публика ходит тихо, с каким-то благоговением, разговор происходит чуть не вполголоса», — писала в июле 1912 года одна из московских газет.

За эту работу Алексей Михайлович Опекушин получил от Николая II чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей.

Но увы — памятник Александру III простоял лишь шесть лет и был снесён большевиками. Причём был снесён дважды: сначала в 1918 году, а затем 9 лет спустя во время съемок фильма Эйзенштейна «Октябрь» в 1927 году, когда специально для съемок момента сноса памятника революционной толпой была создана картонная копия монумента царю и водружена на ещё стоявший в те годы бесхозный пьедестал от памятника (позже пьедестал взорвут вместе с храмом Христа Спасителя). К тому времени сам А.М.Опекушин, некогда вышедший из крепостных крестьян и ставший гордостью российской культуры, уже умер в страшной нищете в своей родной деревне в Ярославской губернии. Советская власть не простила художнику памятников царям, его дом и имущество были разграблены, а сам он лишён всяческих средств к существованию. В 2012 году на могиле скульптора в деревне Рыбницы Ярославской области установили новый памятник из черного мрамора. Впрочем, старый памятник красного гранита оставили рядом. Так и покоится великий скульптор при двух памятниках сразу.

Снос памятника Александру III в 1918 году

Памятник Екатерине Великой вынесут из здания теперь уже бывшей Московской городской думы в конце 1920-х годов, ещё до того, как в него переехал Музей В.И.Ленина. Тогда же из мрамора статуи решили вылепить бюсты Маркса, Энгельса и Ленина, однако статуя чудесным образом спаслась и оказалась в Ереване (говорят, этому немало способствовал скульптор Сергей Меркулов, в те годы директор Музея изобразительных искусств им.Пушкина и армянин по происхождению), где и пересидела все оставшиеся годы до падения советской власти и развала СССР. В начале 2000-х годов Екатерина Великая вернулась в Москву и в настоящее время украшает Екатерининский зал музея-усадьбы Царицыно.

Зал заседаний Московской городской думы со статуей Екатерины Великой работы А.М.Опекушина. Начало XX века

Статуя Екатерины II в Екатерининском зале музея Царицыно

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *