Клин — один из древнейших городов Руси, лежащий на старинном тракте, от Москвы и Дмитрова к Новгороду, а с XVIII века — и к Санкт-Петербургу. Деревянная крепость стояла на высоких берегах реки Сестря (с угрофинского языка — «Река чёрносмородиновые берега» или «Смородина»), постепенно название преобразовалось в Сестру. Одно из первых упоминаний о крепости под названием Клин можно найти в 1317 году, в Никоновской летописи говорится: «…В лето 6825… князь Юрьи Данилович Московский с Кавгадыем и с многими татары и со князи суздальскими… поиде с Костромы к Ростову, а от Ростова поиде к Переяславлю, и от Переяславля поиде к Дмитрову, а из Дмитрова к Клину»…
Деревянную крепость возвели на высоком берегу реки Сестры, которая здесь делала большую излучину и создавала удобные условия для обороны. В настоящее время сохранились остатки рва у Кремля. С XIV века Клин находился в составе сильнейшего Тверского княжества и неоднократно подвергался нападениям то русских князей, то татарского воинства, ведь находясь на границе, Клин был в эпицентре противостояния Москвы, Твери и Новгорода. Несколько раз его сжигали дотла (например, в 1408 году). Только после окончательной победы над татаро-монголами во времена Ивана III Тверское княжество было присоединено к Москве.
Источник https://pastvu.com/p/539611
Город Клин. Вид от деревни Праслово
В 1569 году Иван Грозный со своими опричниками шел усмирять Новгород Великий. Путь его лежал через Клин. По доносу о измене клинчан, была учинена кровавая расправа над населением. В результате погрома несколько сот человек были убиты, множество построек разрушили или сожгли дотла. Существуют легенды, что опричники устроили резню в поисках спрятанного здесь золота новгородского купца Вельяминова. По легендам, богатство было спрятано где-то в одном из подземных ходов, которых в Клину существовала целая сеть. Но золота так никто и не нашел…
Жители города похоронили погибших, а в их честь построили Успенскую церковь, сохранившуюся и действующую до сих пор. Храм представляет собой небольшой кирпичный куб с тремя алтарными апсидами, увенчанный одной главой на световом барабане, крестово-купольной композиции. Очень гармонично организовано внутреннее пространство церкви.
Существует несколько версий строительства этого храма. По старинному преданию, собор построен в память о горожанах, павших невинными жертвами похода войска Ивана Грозного, причем по одной версии именно раскаявшийся государь выделил средства строительство каменного храма. По другой — деньги собирали оставшиеся в живых горожане. По третьей версии, не предполагающей массовых убийств в Клину, царь действительно выделил деньги на благоукрашение обители, чтобы иметь возможность останавливаться в ней во время своих дальних походов.
В архиве московского Кремля хранится письмо царя Алексея Михайловича Романова. Из него следует, что когда царь был на охоте, у царицы случились преждевременные роды, и «страха ради смертного» новорожденного младенца крестили в Успенском храме Клина. Этим младенцем был будущий император Петр I.
В 1810 году здание Успенской церкви подверглось реконструкции. К храму были пристроены трапезная, портики с колоннадой и трехъярусная колокольня. В трапезной части устроены Сергиевский и Всехсвятский приделы. Из убранства прошлых веков в иконостасе Успенской церкви сохранялись старинные иконы Тихвинской Божией Матери и Сергия Радонежского.
С Успенским храмом связаны имена знаменитых людей России. В частности, на службах здесь бывал Чайковский, о чем он упоминает в своих дневниковых записях.
В советское время храм постигла в общем-то стандартная для тогдашней эпохи участь — 26 декабря 1931 года он был закрыт, убранство уничтожено, а колокольня взорвана. При этом была частично разрушена трапезная. В разное время в здании размещались медицинская библиотека, медицинский музей, общежитие и торговый склад. В начале Великой Отечественной войны храм был использован как склад соли, которая в короткое время въелась в пол и стены.
В послевоенное время после посещения бельгийской принцессой музея П. И. Чайковского ею было совершенно пожертвование в Министерство культуры РСФСР на реставрацию храма, которая была проведена в 1962-1967 годах под руководством известного архитектора Николая Свешникова. Все пристройки XIX века были удалены, соль вывезена, и храм предстал в своем первоначальном виде. Но в дальнейшем городские власти не нашли для восстановленного шедевра лучшего применения, чем устроить в нем склад треста столовых.
В 1992 году храм вернули верующим. Первое богослужение в возрожденной церкви состоялось в том же году на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Вскоре неподалеку от храма была построена звонница в стиле псковской архитектуры, церковь обрела «голос». 11 ноября 1998 года вновь отреставрированный храм освятил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Клинский Троицкий собор — единственный неотреставрированный собор в Подмосковье…
Во времена «великой смуты» Клин, осажденный поляками, защищал князь Дмитрий Лопата Пожарский, двоюродный брат знаменитого Дмитрия Пожарского. Горожане осаду выдержали. Впоследствии Клин стал вотчиной Романовых. В составе Московского княжества город стал терять военно-стратегическое значение, все больше становясь центром ремесла и торговли. Этому способствовало его географическое положение. Строительство новой столицы — Петербурга только дало городу новый стимул экономического роста. Планировка Клина все заметнее подчинялась тракту, вокруг которого и шла основная городская жизнь: жители снабжали проезжающих всем необходимым, от конской сбруи до провизии. В 1702 году по указу Петра I в Клину был учрежден почтовый ям, и жители города были обязаны отправлять почтовую гоньбу. Ямской промысел наложил отпечаток на развитие местных ремесел. При императрице Екатерине II Клин получил герб, на котором был изображен на зеленом поле почтарь, скачущий на коне и трубящий в рожок.
Появился спрос на дуги, кожи, хомуты, сено и овёс, широко распространилось кузнечное дело. Вдоль дороги открывались постоялые дворы, торговые лавки, склады и винные погреба. Сам город вытягивался вдоль тракта. С XVIII века Клин был городом с сильно развитой торговлей. Торговля велась винами, чаем, говядиной, солониной, рыбой. Все эти товары получали в основном из Москвы. Центром клинской торговли были Торговые ряды на центральной площади.
В первой четверти XVIII века здесь стояли деревянные лавки, построенные на бойком торговом месте. Но летом 1885 года во время сильного пожара, уничтожившего практически две трети города, они сгорели. Все население города сбежалось обливать водой окрестные дома, чтобы локазизовать пожар. Воду передавали ведрами по цепи от реки. В той цепи стоял тогда и композитор Петр Ильич Чайковский (о нем скоро появится отдельный материал). Клинские купцы решили строиться фундаментально. Всего за два года (1885-1887) были возведены кирпичные Торговые ряды по проекту известного московского архитектора Сергея Родионова, жившего некоторое время в Клину. Построены они в псевдорусском стиле — подражание древнерусскому зодчеству. Об этом свидетельствуют элементы внешнего архитектурного убранства. Это ритмично повторяющиеся одинаковые композиции фронтонов — наличников в виде теремочков или девичьих кокошников, выразительные башенки с флюгерами, что создает запоминающийся архитектурный облик.
Город Клин, 1941 год. Торговые ряды, могилы немецких офицеров
На первом этаже Торговых рядов были лавки, на втором — конторы хозяев. Из других архитектурных элементов выделяется арка, соединяющая два корпуса, в нише которой находится икона Николая-угодника — покровителя торговли и торговых людей. Чем только тут не торговали: мясными и хлебобулочными, бакалейными и галантерейными изделиями, а также винами, соками, фруктами, сладостями, мануфактурой, обувью, железо-скобяными изделиями и многими другими товарами того времени. Большинство лавок имело металлические двери с надписями. До нашего времени сохранилась одна такая дверь, табличка на которой гласит: «Иванова лавка 1886 г. работал Тимофей Чилышов». Видимо, славился в Клину этот мастер своим мастерством кузнечных дел.
Естественно, в обновленных Торговых рядах частенько появлялся Петр Чайковский. Иосиф Никитин, конторщик магазина кондитерских изделий купца Монахова, вспоминал: «В магазин часто захаживал господин среднего роста, с русой окладистой бородкой, лицо простое, доброе, обходился с нами, приказчиками, всегда вежливо. Одевался изящно : хорошо сшитый светло-серый костюм, шляпа такого же цвета, в руках тросточка. Служащие магазина называли его «барином», имя и отчества его не знали. В магазине он покупал только хорошие, высшие сорта товары: марсельские пряники, сухую пастилу, тахин-халву, мармелад, пирожки саксонские, пирожки багдадские».
В 1781 году Клин становится уездным городом Московской губернии, а через три года утверждается генеральный план его застройки. Основой плана послужили две дороги, проходящие через Клин, Московская (улица Чайковского) и Дмитровская (улица Папивина). На их пересечении была построена центральная площадь, носившая названия Долгоруковская, Почтовая, Соборная. После Октябрьской революции она была переименована в Советскую.
Здешние пески и глины оказались замечательно пригодны для производства стекла. Стекло начали производить при соратнике Петра I Меньшикове, и изготавливают до сих пор. Началось стекольное дело в артелях — крестьяне на дому делали украшения и елочные игрушки, и это приносило им гораздо больший доход, чем не очень плодородная клинская земля. Основное производство, как водится, развернули российские купцы времен конца XIX-начала ХХ веков. Купец второй гильдии Василий Орлов и его сыновья Николай, Александр и Михаил стали основателями стекольного завода. Советская власть его национализировала, но, тем не менее, городской стекольный завод работает до сих пор.
Война с армией Наполеона до Клина не дошла, однако в окрестностях города бродили отряды французов, в поисках провизии. Под Клином так же располагались отряды казаков, совершавшие рейды против неприятельских войск, истребляли вражеские отряды, конвои и фуражиров. 13 (25) сентября 1812 года генерал-адъютант барон Винцингероде доносит Его Императорскому Величеству, что со всем своим отрядом он подался к Клину и расположился в деревне Давыдовка (Давыдково), в 7 верстах от города, откуда удобнее вести подкрепления вверенных ему частей и вести разведку неприятеля, в случае его движения из Волоколамска к Твери. По указу императора Александра I, для защиты тракта между Москвой и Петербургом, был сформирован казачий ямской полк. В его состав входили по 200 человек с каждого почтового яма, в том числе и из Клина. Данное соединение принимало участие в военной компании 1813 года.
В 1784 году для Клина был утвержден генеральный план с прямоугольной сеткой улиц. Согласно ему, город был разбит на кварталы: дворянский, купеческий, разночинский, церковнослужителей, мещанский и солдатский. В начале XIX века здесь появляются кирпичные дома, возводится соборный комплекс, ряд административных зданий. Жилая застройка по большей части до вышеупомянутого пожара 1885 года оставалась деревянной.
Соборный комплекс города состоит из Троицкого собора, Воскресенской церкви, колокольни и соборной гостиницы. Эта часть города начала формироваться в начале XVIII века и свой окончательный вид приняла к 1830-м годам с завершением строительства собора.
Троицкий собор (1802-1836) высотой в 25 метров — доминанта соборного комплекса и всей площади, несмотря на существенные перестройки, почти до неузнаваемости исказившие первоначальный вид здания. Кирпичный оштукатуренный храм в стиле классицизма был увенчан пятью массивными световыми барабанами, центральный из которых окружали полуколонны. По бокам храм украшали портики ионического ордера с фронтонами. К основному четверику храма примыкала просторная трапезная с двумя приделами. В 1950-е годы собор был обезображен перестройками, после которых он стал называться Дворцом культуры, коим пробыл до недавних пор. Сейчас начата его реконструкция.
За Троицким собором возвышается столп трехъярусной колокольни. Она старше собора (1796 год) и по своей архитектуре близка к образцам XVI века. По предположениям некоторых исследователей, ее нижний ярус еще старше. Кирпичное здание с белокаменной облицовкой покрыто цементной штукатуркой. Нижние ярусы — глухие, с гладкими гранями, в которых прорезаны маленькие окошки, обозначающие лестницу; в верхнем, самом маленьком ярусе пробиты арки звона. Венчает колокольню небольшой шатер. Из-за массивного здания собора шатер колокольни виден со стороны площади, словно соборный купол необычной формы.
В советское время в колокольне была устроена водонапорная башня, и только с 1994 года она вернулась к своему прямому назначению. В нижнем ярусе колокольни устроена церковь Святой Троицы.
Наиболее раннее здание комплекса — церковь Воскресения Словущего. Она была построена как приходская в 1712 или 1717 году (источники разнятся). Кирпичное здание типа «восьмерик на четверике» было сильно обезображено в советское время, но сейчас практически восстановлено.
Завершает композицию соборного комплекса гостиница, небольшое двухэтажное кирпичное здание, стоящее в линии ограды. Нижний ее этаж относится к первой половине XIX века, второй — к началу ХХ. На втором этаже окна обрамлены наличниками в стиле раннего модерна.
На рубеже XVIII-XIX веков делает первые шаги промышленность города: появляется два солодовенных предприятия, небольшой кирпичный завод и гончарная мастерская. В 1810 году строится кожевенный завод Скоковых. В 1836 году купец А. М. Монахов основал картофельно-поточное производство, а в 1840 году — пряничное заведение (кондитерскую фабрику), где наладил производство патоки и безалкогольных напитков.
Здание вокзала станции Клин Николаевской железной дороги. В дальнем его торце размещалась Царская часовня. В ней молились цари. Сейчас там общественный туалет…
Другая часовня, Клинской иконы Божией Матери (построенная в память об избавлении императора Александра III от угрожавшей ему опасности во время покушения в Петербурге) и биржа извозчиков при ж/д станции Клин
Та же часовня под другим ракурсом и пешеходный мост
В 1851 году через Клин прошла первая в России Николаевская железная дорога. Тогда же в городе появилось здание вокзала, построенное по проекту архитекторов Константина Тона и Рудольфа Желязевича. Это типовой проект, с галереей на чугунных колоннах и обязательным императорским залом, в его архитектуре использованы элементы эклектики. По инициативе администрации дороги в начале XX века рядом с вокзалом был построен комплекс стандартных двухэтажных домов для железнодорожных служащих. Клинский вокзал — один из семи «вокзалов 1-го класса», построенных на Николаевской железной дороге при ее создании. Похожие здания были на станциях, Тверь, Спирово, Бологое, Окуловка, Малая Вишера, Любань.
С тех пор ямские перевозки по Петербургско-Московскому тракту стали приходить в упадок. Ямщики и владельцы постоялых дворов вынуждены были искать себе другое занятие. В результате экономического упадка почти прекратился прирост городского населения. Но вместе с тем железная дорога и реформа 1861 года по отмене крепостного права создали предпосылки для развития промышленности в уезде.
Исторические здания в центре Клина сильно переделаны внутри, однако снаружи неплохо сохранились — сегодня многие из них выглядят так же, как и много лет назад, и даже выполняют прежние функции.
Дом клинского городничего построен в конце XVIII века архитектором Семеном Кариным. В свое время это было самое роскошное здание Клина. Сейчас в это сложно поверить — широкое, приземистое одноэтажное, с огромным треугольным фронтоном смотрится более чем скромно. Здесь в 1812 расположился штаб корпуса Фердинанда Винценгероде, прикрывавшего Тверь и Петербург от армии Наполеона, занявшей Москву. Были получены сведения, что Бонапарт двинул на Клин свои войска, и Винценгероде приготовился оставить город. Штабные офицеры выполнили приказ командира — истребить винный погреб, чтобы оставить неприятеля без продовольствия. Наполеон так и не пошел на Петербург, но дело было сделано… До недавнего времени дом городничего занимал клинский отдел ГИБДД, сейчас, после реставрации — общественная организация.
Почтовый двор — конно-почтовая станция, построенная в 80-е годы XVIII века в стиле классицизма, состоит из центрального двухэтажного кирпичного корпуса и двух одноэтажных служебных флигелей, образующих внутренний дворик. Сооружение имеет форму правильного замкнутого четырехугольника, причем основное здание со стороны улицы имеет два этажа, а с черного входа, со стороны двора, — три. Почтовый двор строился по типовому, «образцовому» проекту и не претендует на архитектурную оригинальность — во многих старых российских городах найдутся похожие здания. Но клинский Почтовый двор все же вошел в историю. Здесь слушал слепого певца российский прозаик, поэт, философ Александр Радищев — этот эпизод он описывает в своей знаменитой книге «Путешествие из Петербурга в Москву». А во время Великой Отечественной войны, когда немцы штурмовали Клин, маршал Константин Рокоссовский, организующий оборону города, из этого здания говорил по телефону с Кремлем.
Двухэтажное здание казначейства, построенное в первой четверти XIX века, является памятником истории и архитектуры как образец административной застройки в стиле классицизма. Невысокий кирпичный забор образует спускающийся к реке Сестре внутренний дворик. Еще одной особенностью дома является высокая пристенная труба из кирпича. До революции в здании размещалось городское казначейство, свою специфику оно сохранило и в наши дни — сейчас здесь находится финансовое управление.
В 90-е годы XIX столетия здание аптеки принадлежало владельцу стекольного завода купцу Василию Орлову. Завод, кроме прочего, производил стеклянное медицинское оборудование и упаковку для лекарств, и на первом этаже дома, где жил Орлов, размещалась аптека — первая в Клину и в уезде. Здание сразу же вызвало небывалый интерес горожан из-за своей необычной архитектуры — оно было построено в стиле модерн. Фасад был декорирован облицовочным кирпичом и штукатуркой, на крыше установлено декоративное металлическое ограждение. Первоначальная планировка и отделка полностью утрачены, однако внешний облик здания хорошо сохранился.
Женская гимназия. Расположенное в здании современное учебное заведение ведет свою родословную от дореволюционной классической гимназии. Она была построена в самом начале XX века на средства, полученные от города, и личные пожертвования. Женская гимназия, как было положено в то время, имела семь классов обучения с дополнительным восьмым специальным классом — девушки, окончившие восемь классов, получали статус домашней учительницы. В гимназии учились дети купцов, дворян, фабрикантов, духовенства — большинству рабочих семей обучение было не по карману. После Октябрьской революции гимназия была реорганизована в школу.
Женская гимназия (слева) и казначейство
Город Клин — один из признанных центров истории музыкальной культуры. Приезжая сюда, нельзя не зайти в Дом-музей Петра Ильича Чайковского. Здесь с 1885 по 1893 год жил и творил гений русской музыки, творческий учитель многих поколений композиторов всего мира. В период жизни в этом доме и окрестностях Клина — Фроловском и Майданове — он написал многие из своих шедевров. Бережно хранят клиняне все, что связано с пребыванием Чайковского в их городе. В комплекс с Домом-музеем включен прекрасный концертный зал.
Интересно, что в Клину, где чтут память Петра Ильича, можно увидеть три памятника великому композитору. Первый памятник, а точнее бюст Чайковского, встречает тех, кто приезжает в город по железной дороге (фото 2005 года), поскольку стоит возле здания железнодорожного вокзала, между платформами. Автор — известный скульптор Вера Мухина. Второй был установлен в 1995 году в сквере возле Троицкого собора на Советской площади. Скульптор Христофор Геворкян изобразил Петра Ильича стоящим в задумчивости и глядящим вдаль. Третий памятник был открыт уже в нашем веке — в 2006 году, рядом с домом-музеем композитора. Автор — заслуженный художник России Александр Рожников — победитель конкурса на лучший проект памятника. Скульптурная композиция изображает Петра Ильича, присевшего на скамью в приусадебном парке, с блокнотом в руке. Рядом лежат шляпа и трость. Памятник выполнен под старинную бронзу, поэтому многие посетители музея считают, что он стоит здесь уже много лет.
Памятники Чайковскосу: у вокзала (слева), в сквере у Троицкого собора и у дома-музея (внизу)
Нельзя не сказать еще об одном символе Клина — «Магазине под часами». Среди памятников архитектуры он один из наиболее любопытных. Это старинный купеческий дом XIX столетия, над которым возвышается башенка с часами. Здание выделяется на фоне остальной архитектуры своими кирпичными фасадами, с которыми контрастируют замковые оконные наличники. Стилистически дом напоминает архитектуру, свойственную зодчему Константину Тону, сооружавшему здесь здание вокзала, но авторство его, к сожалению, не доказано. Здание с часами первоначально предназначалось для осуществления коммерческой деятельности. Вплоть до Октябрьской революции здесь размещались трактир и чайная. Интересно, что принадлежавший купцу Михайлову дом, названный в народе «магазином под часами», в первые годы своего существования не имел часов. Они появились только в 1924 году, символизируя начавшуюся новую социалистическую эпоху.
А с 1925 года здесь открыли магазин Всесоюзного объединения по торговле с иностранцами (Торгсин), полный дорогих продуктов, которые можно было купить только за золото и за валюту. Магазин стал для горожан музеем, где можно было только посмотреть на любые продукты: от изобилия дорогих товаров ломились полки.
Жизнь Клина шла под знаком бурного развития промышленного и жилищного строительства, благоустройства и роста достатка населения. Великая Отечественная война внесла свои страшные коррективы. Много жилых домов было уничтожено. Поэтому здание на углу улиц Ленина и Литейной стали приспосабливать под жилье, как и перед самой войной, когда в доме было организовано на первом этаже женское, на втором — мужское общежитие. В 1943 году в доме изменили внутреннюю планировку, перестроили его под коммунальные квартиры. Они просуществовали здесь до 1977 года.
В 1960-е годы на первом этаже здания начал работать магазин готового платья и уцененных товаров. А затем вместо этих товаров здесь стали продавать молочные. С 30 августа 1977 года в верхнем этаже размещается управление архитектуры и градостроительства Клина.
Скульптура-фонтан «Девочка-грибница». Изначально это была простая статуя, которая украшала частную усадьбу в селе Золино. Она была отлита еще в XVIII веке на чугунолитейном заводе под Екатеринбургом. В Клинский район, а точнее, в село Золино, привез «грибницу» помещик Чернядев, установивший ее в своем имении в память о дочке, которая ушла в лес за грибами и не вернулась. Во время революции статую скинули в пруд, но шедевр, созданный по проекту скульптора Федора Каменского на уральском Каслинском заводе, была поднята и в 1935 году установлен на городской площади. Однако, и в этот раз памятник простоял недолго, так как был похищен злоумышленниками и сдан на металлолом, где «Девочку-грибницу» и нашли. В целях безопасности оригинал памятника перенесли в краеведческий музей, а его дубликат находится в сквере торговых рядов на Советской площади.
Фонтан «Девочка-грибница» (фото 2005 года)
После Октябрьской революции 1917 года и в годы гражданской войны многие предприятия в Клину и уезде были закрыты из-за недостатка или отсутствия топлива и сырья. Число жителей резко сократилось: если в 1917 году в Клину проживало 6700 человек, то к 1920 году осталось лишь 3700.
В первые годы советской власти были начаты работы по благоустройству города. Клин получил свет от электростанции, построенной на реке Сестре у деревни Майданово. К числу знаменитых строек первой пятилетки относится начавшееся в 1923 году строительство фабрики «Клинволокно». 2 марта 1931 года фабрика начала свою трудовую биографию и вскоре стала ведущим предприятием района. В 1926 году был пущен стекольный завод «Лаборприбор». В Клину была проведена большая работа в области народного образования. Открыли клубы и библиотеки, две семилетние школы, организовали четыре пункта по ликвидации безграмотности, одиннадцать школ для малограмотных. К концу первой пятилетки в районе было создано 226 колхозов.
Во время Великой Отечественной войны, с 23 ноября по 15 декабря 1941 года город был оккупирован немецкими войсками. Освобождение Клина — яркая страница не только истории города, но и всей страны. Начатое 6 декабря 1941 года контрнаступление Советской армии под Москвой осуществляли 1-я ударная армия под командованием генерал-лейтенанта Василия Кузнецова на южном направлении и 30-я армия генерал-майора Дмитрия Лелюшенко на севере. Бои под Клином уникальны тем, что численное превосходство советских войск над противником было незначительным, а танки и артиллерия немецкой армии численно превосходили наши. Невероятное мужество и отвага солдат позволили 8 декабря штурмом взять деревню Ямуга, при этом в бою были уничтожены около 20 немецких танков и полк пехоты. На следующий день, освободив деревню Рогачево, советские войска подступили к окраинам Клина.
Фрагмент Мемориала воинской славы
.
Карта Клинско-Солнечногорской операции (6.12–25.12 1941 г.)
Клин, ул. Литейная, декабрь 1941 года
Декабрь 1941 года. Советские солдаты рассматривают разбитую немецкую военную технику в г. Клин
Клин. Декабрь 1941 года
Брошенная немецкая техника на дороге из Клина, декабрь 1941 года
Клин. 15 декабря 1941 года
14 декабря с юго-востока к городу Клин подошли войска 1-й Ударной армии, замкнув город в кольцо. Согласно историческим данным, клинская операция — первый случай окружения фашистских войск в истории этой войны. Немцам была предложена капитуляция, но они отказались, поэтому Клин пришлось брать штурмом. 15 декабря попытка гитлеровцев вырваться из окружения увенчалась успехом, фашистские войска прорвались к Волоколамскому шоссе, но с юга и с севера их настигла советская артиллерия. Датой освобождения Клина считается 15 декабря 1941 года, именно к вечеру этого дня в городе не осталось ни одного немца.
Мемориал воинской славы в Клину был открыт 9 мая 1995 года — в 50-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне близ церкви иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость (1840-1860). Основная скульптурная композиция, установленная в год открытия, работы художника Олега Кирюхина и архитектора Валерия Степанова, символизирует непокоренный дух советского солдата. Композиция состоит из трех фигур — раненого бойца и поддерживающих его другого солдата и санитарки. Вечный огонь для мемориала был доставлен в Клин с 41-го километра Ленинградского шоссе (там, возле нынешнего Зеленограда, в ноябре 1941 года были остановлены фашистские войска, рвавшиеся к Москве). Интересно, что мемориал продолжает дополняться выразительными деталями. За последние 20 с лишним лет с момента открытия композицию дополнили гранитная плита в память о погибших на войне клинчанах, скульптура «Скорбящая мать», памятник клинчанам — Героям Советского Союза, мемориал «Воинам-землякам, погибшим при исполнении интернационального долга» и другие элементы.
Фрагмент Мемориала воинской славы
На одном из участков Мемориала, также рядом с храмом, находится могила клинского пионера Миши Балакирева. О нем не рассказывали в книгах, его не наградили посмертно орденом или медалью, но горожане помнят и чтут своего юного героя. 14 декабря, за день до освобождения города советскими войсками, фашистами был расстрелян 13-летний мальчик. До войны он окончил 5 классов железнодорожной школы…
Миша Балакирев
После освобождения Клина, за сараем один из жителей обнаружил истерзанное тело юноши с многочисленными огнестрельными и колотыми ранами. Это был Миша Балакирев. По свидетельствам очевидцев была восстановлена картина происшедшего. Около одного из домов стоял автомобиль «Опель». Миша, проходя мимо, увидел лежащую на сиденье кобуру с пистолетом. Он открыл дверь машины и взял пистолет, но уйти не успел. Оказавшийся неподалеку фашист отобрал оружие, но мальчика почему-то отпустил. Позднее, когда и у других оккупантов стало пропадать оружие, немцы этим фактом заинтересовались и стали разыскивать подростка. При расспросах одна из женщин, обсуждая, кто бы это мог быть, сболтнула лишнего и упомянула Мишу. Немцы нагрянули с обыском в дом его родителей. На чердаке обнаружили боеприпасы, винтовку, и другое оружие. Мишу арестовали, жестоко пытали. Те муки, которые вытерпел юноша, свидетельствуют о том, что фашистам он не сказал ничего.
Могила Миши Балакирева
В акте, составленном представителем городского комитета партии, соседями и родителями Миши, было сказано: «…Миша Балакирев собирал оружие, организовывал пионеров на борьбу с оккупантами. При отступлении немцы схватили Мишу и повели на допрос. Они всячески издевались над мальчиком. На следующий день немцы вывели Мишу за сарай и расстреляли». Одну из улиц Клина назвали его именем.
Усадьба Демьяново одно из старейших и красивейших мест Клинского края. Архитектурный ансамбль усадьбы Демьяново сформировался в конце семидесятых годов XVIII века.
А. Васнецов. Демьяново, Успенская церковь, 1907
А. Васнецов. Демьяново, Успенская церковь, 1907
А. Васнецов. В тени лип. Демьяново. 1907
А. Васнецов. Царский пруд. Демьяново. 1915
А. Васнецов. Пруд и подземелье. Демьяново. 1915
Усадебный комплекс был построен в стиле раннего классицизма с элементами барокко (хотя до нас усадьба дошла с сильными перестройками). В это время были построены дом и хозяйственные помещения, разбит сад, в состав усадьбы вошла более ранняя деревянная церковь. На основной композиционной оси, ориентированной с северо-востока на юго-запад, расположился Главный дом. К востоку от него разместились каменные строения (того же периода) просторного хозяйственного двора. Перед домом с северной и южной сторон был разбит огромный парк и устроены каскадные пруды.
С Демьяновым связаны имена многих выдающихся представителей русской культуры. Летом 1811 года по пути в Петербург в усадьбе у Д. Б. Мертваго останавливались Василий Львович Пушкин со своим племянником Александром Пушкиным, которого он сопровождал для поступления в Царскосельский лицей. В 1813 г. по пути в Петербург усадьбу посетил великий русский поэт Гаврила Романович Державин. Бывал в усадьбе и друг А. С. Пушкина – П. А. Вяземский. В 1830-е годы в Демьяново неоднократно приезжал известный русский писатель М. Н. Загоскин.
У В.И. Танеева часто гостил брат – композитор Сергей Иванович Танеев – любимый ученик П.И. Чайковского. К ним в усадьбу неоднократно приезжали: Петр Ильич Чайковский, живший в нескольких верстах в селе Фроловском; композитор А. Н. Скрябин; художник А. М. Васнецов, создавший в Демьянове и его живописных окрестностях множество этюдов и пейзажей. На дачах, в приспособленных для этого усадебных корпусах, у Танеева подолгу, иногда десятилетия жили: ученый-естествоиспытатель К. А. Тимирязев, имевший там свою лабораторию; семья Гнесиных, профессура московского и петербургского университетов. Родным местом называет Демьяново поэт «Серебряного века» Андрей Белый (Б.Н.Бугаев).
А где виды и территории – там, как правило, появляются и виды на коммерческие интересы…
16 июля 2016 года, накануне дня памяти святых Царственных страстотерпцев, на территории усадьбы Демьяново во время вечернего богослужения, практически под окнами Демьяновского храма прошел первый в Клину фестиваль красок холи…
Клин, Демьяново. Шабаш
Клин. День города, 27 августа 2016 г. Фестиваль холи на площадке Ледового дворца…
Послевоенная и современная история Клина — это история города-труженика, на всю страну известного такими своими предприятиями, как завод «Химлаборприбор», «Мясокомбинат», «Пивокомбинат», заводы «Медстекло», и «Термоприбор», предприятия строительной индустрии. Современный Клин крупный хозяйственный центр Северного Подмосковья. По итогам последних лет он признан одним из наиболее динамично развивающихся регионов Московской области по экономическим, социальным и культурным показателям.
Памятники Валерию Харламову (справа) и Сергею Афанасьеву
Из современных архитектурных форм Клина следует обязательно увидеть памятник уроженцу города, дважды Герою Социалистического труда, министру общего машиностроения СССР Сергею Афанасьеву. Он долгие годы трудился на благо ракетно-космической промышленности Советского Союза и был руководителем запуска и стыковки с американским «Аполлоном» нашего корабля «Союз-19».
Рядом, в сквере имени Афанасьева, в июле 2012 года был торжественно открыт первый в Московской области памятник покровителям семьи и брака православным святым Петру и Февронии. Инициатива его создания принадлежит администрации Клинского района. Автор проекта — скульптор Константин Кубышкин. Бронзовую скульптуру изготовили в литейной мастерской «ЛитАрт» города Жуковского. Композиция встречает молодоженов на выходе из ЗАГСа.
Памятник святым Петру и Февронии
На площади, в честь открытия Ледвого дворца, в июне 2005 года был установлен памятник легенде отечественного хоккея — Валерию Харламову работы скульптора Георгия Франгуляна. Памятник представляет собой бюст великого советского хоккеиста на гранитном постаменте, позади которого установлена символическая шайба из черного гранита, расколотая на две части. Ледовому дворцу также было имя легендарного хоккеиста. И это не случайно. Жизнь Харламова во многом связана с Клином и Клинским районом. Здесь он впервые появился в начале 1970-х годов на даче партнера по команде ЦСКА Бориса Михайлова в поселке Покровка, здесь познакомился со своей будущей женой Ириной жительницей того же поселка. В период отпусков, а часто и после напряжённых матчей в Москве, Харламов приезжал на отдых в Покровку. Он охотно откликался на предложения провести встречи в трудовых коллективах города Клина. Поддерживая спортивную форму, неоднократно один и с партнерами по команде приезжали поиграть в футбол на клинский стадион «Строитель», чем всегда вызывали восторг местных футболистов.
Современный Клин — это развитый промышленный центр Подмосковья, где большое значение уделяется развитию инфраструктуры и заботе о благополучии жителей города и района. За последние годы город стал необычайно чистым, уютным и располагающим к себе. Памятники старинного искусства в нем гармонично соединились с современными темпами городской жизни. Любовь клинчан строить новое, не забывая о великом прошлом, заставляет бережно хранить и чтить традиции.
Смотрите также:
Клинский фотолетописец Василий Андреевич Беликов
Новомученики и исповедники Клинские
Клинские краеведы переживают за сохранность исторического города
Find more like this: АНАЛИТИКА
One Response to Клин исторический. Великолепные зарисовки памятных мест