История усадьбы Демьяново

Усадьба Демьяново одно из старейших и красивейших мест Клинского края. В одном из сохранившихся архивных документов под 1709 годом записано: « Вотчина стольника Андрея Михайлова сына Колычева село Демьяново на реке на Сестре. В том селе церковь во имя Пресвятые Богородицы Успения древянная на вотченниковой земле. У той церкви поп… …В том же селе двор вотчинников а в нем дворовых людей… 14 человек ».

После А. М. Колычева вотчиной владел генерал-майор Григорий Яковлевич Наумов, который на свои средства в 1746 г . выстроил новую каменную церковь на месте сгоревшей во время пожара в 1742 г . деревянной. Создание существующего усадебного ансамбля относится к 1770-м гг. и связано с деятельностью И.Г.Наумова – сына генерал-майора. И. Г. Наумов – камер-юнкер «Ея Императорского Величества», избирался уездным предводителем дворянства, был женат на княжне Варваре Алексеевне Голицыной. Их дочь – Мария Ивановна – вышла замуж за Александра Яковлевича Римского-Корсакова и после кончины отца унаследовала Демьяново.

В 1807 г . Демьяново покупает Агафоклия Александровна Полтарацкая для своей дочери, которая выходила замуж за Надворного Советника Дмитрия Борисовича Мертваго. Имение Демьяново было очень богато строевым лесом. Лес тянулся от Клина и доходил до с. Кленково. В Демьяново была также фабрика миткаля, кисеи и холстины. В роду Мертваго Демьяново находилось до 1883 г ., когда усадьбу, пришедшую в упадок, приобрел Владимир Иванович Танеев – известный юрист, социолог, философ. В 1900 г . он оставил адвокатуру и окончательно поселился в Демьянове, куда перевез свою уникальную библиотеку, составлявшую около 20 тысяч томов.

***

С Демьяновым связаны имена многих выдающихся представителей русской культуры. Летом 1811 года по пути в Петербург в усадьбе у Д. Б. Мертваго останавливались Василий Львович Пушкин со своим племянником Александром Пушкиным, которого он сопровождал для поступления в Царскосельский лицей. В 1813 г. по пути в Петербург усадьбу посетил великий русский поэт Гаврила Романович Державин. Бывал в усадьбе и друг А. С. Пушкина – П. А. Вяземский. В 1830-е годы в Демьяново неоднократно приезжал известный русский писатель М. Н. Загоскин.

У В.И. Танеева часто гостил брат – композитор Сергей Иванович Танеев – любимый ученик П.И. Чайковского. К ним в усадьбу неоднократно приезжали: Петр Ильич Чайковский, живший в нескольких верстах в селе Фроловском; композитор А. Н. Скрябин; художник А. М. Васнецов, создавший в Демьянове и его живописных окрестностях множество этюдов и пейзажей. На дачах, в приспособленных для этого усадебных корпусах, у Танеева подолгу, иногда десятилетия жили: ученый-естествоиспытатель К. А. Тимирязев, имевший там свою лабораторию; семья Гнесиных, профессура московского и петербургского университетов. Родным местом называет Демьяново поэт “Серебряного века” Андрей Белый (Б.Н.Бугаев).

***

Усадебный комплекс Демьяново сформировался в конце семидесятых годов XVIII века. На его основной композиционной оси, ориентированной с северо-востока на юго-запад, расположился Главный дом – кирпичный, двухэтажный, выстроенный в 1770-е годы в стиле раннего классицизма. К востоку от него разместились каменные строения (того же периода) просторного хозяйственного двора. Перед домом с северной и южной сторон был разбит огромный парк и устроены каскадные пруды. Усадебный парк делился на две части — регулярный парк с большим цветочным партером и сеткой липовых аллей перед домом и пейзажный из смешанных пород с каскадом прудов и главной еловой аллеей, направленной от дома к Царскому пруду. Здесь, на искусственном холме, возвышалась гранитная колонна со статуей Минервы работы скульптора Ж.Д. Рашетта. Она была поставлена в память посещения усадьбы в 1785 году Екатериной II со своим старшим внуком, будущим императором Александром I, и до нашего времени не сохранилась. К регулярному парку некогда примыкала березовая роща с небольшим копаным прудом и садовым павильоном XVIII в., который впоследствии стал дачей Тимирязева.

Успенская церковь, расположенная в южной части владения, вошла в сложившийся архитектурный ансамбль как одна из наиболее значимых его частей. При возведении новой каменной Успенской церкви в 1746 году на месте сгоревшей деревянной были использованы традиционные приемы для культовой архитектуры первой половины XVIII в. – продольно-осевая трехчастная композиция (храм – трапезная – колокольня) и ярусность основного объема. Колокольня была поставлена отдельно, недалеко от церкви и на одной с ней оси. В отличие от церковного здания, точных документальных сведений о времени построения колокольни нет. Но ее композиция и декоративное решение фасадов говорят за то, что она могла быть выстроена в те же годы, что и церковь или несколько позже.

Престолов в Успенской церкви три: главный – во имя Успения Божией Матери, в приделах – на правой стороне – во имя свт. Димитрия Ростовского, на левой – во имя свт. Николая Чудотворца.