10 (23) ноября 1917 года был издан декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов”.
Система сословий в России сложилась при Петре I на основе Табели о рангах. Сословия представляли собой социально-правовые группы, каждая из которых отличалась своим юридическим положением, определенными правами и обязанностями в обществе.
Петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий.
«Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», – гласила одна из описательных статей закона.
Наиболее привилегированным, элитарным сословием являлось дворянство.
Кроме дворянства в систему входили духовные лица; городские обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане и цеховые); сельские обыватели; а также инородцы и финляндские обыватели.
С принадлежностью к той или иной категории подданных имперское законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.
Например, четыре группы природных подданных делились на лиц податного и неподатного состояния.
Лица неподатного состояния (дворяне и почётные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории Российской империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) такими правами не обладали.
Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства) Петр I утвердил 24 января 1722 года.
Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, cтатские и придворные и делились на четырнадцать классов.
К каждому классу приписывался чин.
Петровская «Табель о рангах» насчитывала 263 должности, однако позже должности из «Табели» упразднялись и в конце XVIII века некоторые исчезли вовсе.
Военные чины объявлялись выше табель о рангахсоответствующих им гражданских и даже придворных чинов.
Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном – переходе в высшее дворянское сословие.
Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 г. – прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса – коллежский асессор, а чин коллежского регистратора – 14-й класс, давал право на личное дворянство).
По Манифесту 11 июня 1845 года потомственное дворянство приобреталось с производством в штаб-офицерский чин (8-й класс).
Дети, рожденные до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую категорию обер-офицерских детей, причем одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство.
Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству – получением чина 4-го класса (действительный статский советник).
Петровская «Табель о рангах» менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ.
Названия же ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины, безотносительно к реальным обязанностям их носителя.
Так, названия чинов «коллежский секретарь», «коллежский асессор», «коллежский советник» и «статский советник» первоначально означали должности секретаря коллегии, члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии.
«Надворный советник» означало председателя надворного суда; надворные суды были отменены уже в 1726 году, а название чина сохранялось вплоть до 1917 года.
Петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий.
«Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», – гласила одна из описательных статей закона.

.
Смотрите также:
Повседневная жизнь сельского батюшки в начале XX века
Д. Лихачёв: В лагере тех, кто не матерился, расстреливали первыми…
«Я живу, чтобы свидетельствовать». Олег Волков: восхождение к свету
Иван Солоневич. Последний рыцарь империи
Вершины и пропасти. О романе Елены Семёновой «Претерпевшие до конца»
«Я знаю — Россия с Богом, хотя и спиной к Нему». Памяти Леонида Бородина…
Find more like this: АНАЛИТИКА