30 декабря — память пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 до Р.Х.).
«Они ушли, имена их исчезли вместе с ними, но писания заставляют вспомнить их». В истории человечества не так много книг, к которым могут быть отнесены эти слова, написанные 3000 лет назад...
Поразительная вневременность и глобальность Библии — сложный феномен, о котором часто думают, пытаются его понять. Рассказывает академик, профессор КДА, кандидат Богословия, протоиерей Виталий Косовский.

Смотрите также:
Мерзость запустения и разрушение храма
Иногда говорят, что непреходящая сила Библии порождена общечеловеческой и внеисторической значимостью содержащихся в ней исканий и решений. Но возникает вопрос: почему именно эти сочинения, составляющие Библию, а не шедевры древнеегипетской, шумероаккадской или другой древней литературы содержат вневременные и глобальные ценности?
Ветхий Завет создавался в XII— II вв. до Р. X. Язык его был обращен к современникам, отнюдь не к грядущим поколениям. Значит, «язык» Ветхого Завета содержит нечто, способное преодолевать пространственно-временные барьеры.
В чем же вневременность Библии, в чем ее притягательная сила? В том, что в ней слышен голос пророчеств, глас Бога, который беседует со Своим народом, учит его, ведет его, касается самых глубин человеческих. Через Слово Божие очень близко слышно «дыхание» Божие, то, чего нет в произведениях человеческих, лишенных благодати. Одной из книг, которые заставляют вспоминать о ее авторе, является Книга пророка Даниила.
Даниил (судья Божий, т. е. открывающий от лица Бога Его волю) — четвертый из больших пророков, история которого в книге, носящей его имя, передана необычайно подробно. «Он, по мнению некоторых, был потомок Давида, или, по крайней мере, происходил из царского рода и еще юношей был отведен в Вавилон в числе прочих пленных иудеев». Одаренный прекрасными душевными и телесными качествами, Даниил научился здесь языку и мудрости халдеев и вместе с тремя своими товарищами — Ананией, Азарией и Мисаилом — под именем Валтасара был принят на службу при царе и жил в царском дворце (см.: Дан. 1, 1—7). Там он проявил величайшую стойкость в своей приверженности к отеческой вере (см.: Дан. 6, 10—24), ревностно соблюдая все ее предписания. Язычники всячески мучили Даниила, неоднократно обрекали на смерть, но он не изменил своему Богу. За это Господь не только уберег его от гибели, но открыл ему в ряде видений тайны грядущего вплоть до “конца дней”, с повелением все увиденное записать, но записанное «скрыть до времени»:
«А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» (Дан. 12, 4).
Что же содержало это пророчество? Оказывается, Даниил предсказал ряд важнейших исторических событий, которые произошли на Востоке с VI по II в. до Р. X.: Даниилу было открыто, что Вавилонское царство падет под ударами мидян и персов, а Персидское царство, в свою очередь, будет покорено завоевателем, который придет с запада, т. е. Александром Македонским. Царство последнего после его смерти распадется на ряд государств, и между царями произойдут великие войны.
Один из этих царей, особо надменный и нечестивый, захватит Святую Землю, осквернит храм Яхве и станет свирепо преследовать верных истинному Богу. Но этого царя постигнет злая участь: он «будет сокрушен — не рукою» (Дан. 8, 25). После чего «царство же, и власть, и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» (Дан. 7, 27). А вместе с тем произойдет воскресение из мертвых, «и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12, 2—3). Заканчивается пророчество словами: «Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней» (Дан. 12, 12).
Особое место в Книге прор. Даниила занимает пророчество о семидесяти седминах (см.: Дан. 9, 24-27), где говорится о пришествии Мессии —Христа — и о судьбах веры, Церкви Христовой и всего мира.
Даниил был пророком, но кто такой пророк?
Под словом «пророки» подразумеваются посылаемые Богом люди, задача которых состоит не только и не столько возвестить будущее, но исправить греховную жизнь современников, направив их на истинный путь веры и поклонения Единому Богу: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали Его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1, 22; 1 Кор. 4, 3).
«Пророк — это тот, кто по Божественному вдохновению говорит народу о воле Божией и о будущем» — так определяет это понятие Джош Мак-Дауэлл.
Мерилл Ф. Унгер в своем «Библейском словаре Унгера» пишет: «Пророк не только провозглашает волю Бога и Его приговор, не только защищает истину и праведность, не только свидетельствует о превосходстве нравственности над ритуалом, — он также тесно связан с благими намерениями Господа относительно Израиля».
«Британская энциклопедия» на основе Книги прор. Исаии так определяет пророчество:
«Литературная запись древнееврейских пророчеств в Книге прор. Исаии показывает, что под пророчеством понималось прежде всего слово или устное высказывание, выражающее для слушателей волю Бога с помощью Его избранного посланца. Предсказания, обещания или угрозы при этом ставятся в зависимость от реакции слушающих (Ис. 1, 18—20), либо же служат “знамением” предстоящих событий (Ис. 7, 14), поскольку все происходящее в конечном итоге подчиняется целям Господней воли. Исаия придает большое значение важности вавилонских богов, — пишет далее энциклопедия, — и противопоставляет их Яхве, чтобы предсказать их действия (см.: Ис. 12, 21—24; 18, 3). Предсказания пророков касаются не предопределенной судьбы людей, но провозглашают цель живого Бога».
Здесь уместно указать, что талмудисты не признавали Даниила пророком. «Даниил, — читаем в Мидраше, — не был пророк, если даже сравнивать с тремя последними пророками, но зато он был провидец и апокалиптик, чем не были те «Несомненно, — говорит блж. Иероним, — что у евреев не считали Даниила между пророками, но между теми, которые написали агиографы». По словам современных блж. Иерониму иудеев, отнесение Книги прор. Даниила к “писаниям” было обусловлено его жизнью при иноземном дворе.
Некоторые древние и современные критики подвергали сомнению подлинность Книги прор. Даниила, находя кое-какие «погрешности» в ее тексте. Одни сомневались, что она написана в 600—538 гг. до Р. X., других смущало наличие в тексте слова «симфония» (Дан. 3, 5), третьих — что о ней молчит Сирах и т. д. Насколько обоснованны эти сомнения?
Иудейский историк Иосиф Флавий говорит: “Окончив жизнь, Даниил стяжал вечную память, ибо книги, которые он, написав, оставил, читаются у нас еще и ныне. И мы удостоверяемся в них, что он беседовал с Богом. Оставил же сие записанным, что и сделало для нас ясным точность и непреложность его пророчеств”. Иосиф Флавий считает осквернение Иерусалимского храма Антиохом Епифаном точным исполнением пророчества Даниила (см.: Дан. 11, 31) «произнесенного за 408 лет». В пользу этой книги свидетельствует и тот факт, что она существовала до времен Маккавейских, так как известно, что «эта пророческая книга была показана Александру Македонскому, когда он взял Иерусалим и вошел в него (332 г. до Р. X.), и в ней указано на пророчество Даниила о том, что греческий царь ниспровергнет царство персидское».

Смотрите также:
О чем говорил с Богом пророк Аввакум
Прор. Даниил указывает на себя как на современника Вавилонского плена. И действительно, его книга носит следы вавилонского происхождения, на ней лежит отпечаток данной эпохи.
И в первую очередь — это язык книги: еврейский и арамейский. По отзыву библеистов, еврейское наречие книги Даниила сходно с языком современной плену Книги прор. Иезекииля, арамейское — с языком “послепленных” книг Ездры и Неемии. Вполне соответствует эпохе написания книги пророка Даниила наличность в ней персизмов и вавилонизмов, то есть слов из персидской и вавлонской терминологии.
Даже то, что считалось прежде ошибкой со стороны пророка (имена и личности Валтасара и Дария Мидянина), оказывается теперь, благодаря новейшим открытиям в области ассириологии, несомненной правдой. Поэтому неудивительно, что в глазах беспристрастных ученых данная особенность Книги прор. Даниила является одним из убедительных доказательств ее подлинности. «Чем чаще я читаю Книгу пророка Даниила, — говорит Ленорман, — тем яснее выступает предо мною верность картины древнего Вавилона. Такую картину мог написать только современник и очевидец». «Книга Даниила, — замечает другой ученый — Менакт, — с величайшей точностью воспроизводит халдейскую цивилизацию эпохи Навуходоносора. Апокрифист не мог так писать».
Д-р Роберт Д. Вилсон, знаменитый филолог, изучивший около 45 языков и диалектов (включая вавилонский, все арамейские диалекты, египетский, коптский, персидский и армянский), относительно Книги прор. Даниила решительно доказал, что принятое традицией время составления этой книги — верное. Истинность пророчества и подлинность пророческой книги — вещи суть взаимосвязанные; истинность одного подтверждает истинность другого, и наоборот. Известно, что истинное пророчество — лишь то, которое сбывается. Поэтому, имея уже сбывшееся пророчество, мы можем сказать, что и Книга прор. Даниила подлинна.
Однако самым непреложным для нас свидетельством является свидетельство Господа нашего Иисуса Христа (см.: Мф. 24, 15—16). В данных словах Иисус Христос утверждает не только существование самого прор. Даниила, но и принадлежность ему пророчества о седминах (см.: Дан. 9, 25—27). Это пророчество о Мессии состоит из трех отчетливых частей. Первая часть гласит, что по истечении 69 седмин Мессия придет в Иерусалим. Отсчет ведется с момента приказа восстановить и отстроить Иерусалим. Во второй части утверждается, что пришедший Мессия будет предан смерти. Затем придет князь, чтобы разрушить Иерусалим и его храм.
Все вышеизложенное, согласно Книге прор. Даниила, происходит по истечении 69 седмин (69 раз по семь лет). Но в Дан. 9, 24 говорится о 70 седминах, а не о 69-ти. Последняя седмина описана в Дан. 9, 27. Даниил говорит о своем народе (Израиле) и своем городе (Иерусалиме). Он упоминает двух князей: Святого святых — Христа и «вождя, который придет» (Дан. 9, 25-26). По истечении 70 седмин Израиль придет к «правде вечной» (Дан. 9, 24).
В хронологическом порядке это выглядит так:
1. Приход Мессии (будущий).
2. Смерть Мессии.
3. Разрушение города (Иерусалима) и святилища (Храма).
В качестве начала отсчета данииловских 70 седмин предлагались различные моменты истории:
1. Указ царя Кира — 539 г. до Р. X. (Езд. 1, 1-4).
2. Указ царя Дария — 519 г. до Р. X. (Езд. 5, 3-7).
3. Указ царя Артаксеркса Ездре- 57 г. до Р. X. (Езд. 7, 11-16).
4. Указ царя Артаксеркса Неемии— 444 г. до Р. X. (Неем. 2, 1—8).
Африкан в пятой книге «Времен» так говорит о 70 седминах:
“Никто не сомневается в том, что это есть предречение о пришествии Христа, Который явился в мире после семидесяти седмин, и после Которого прекратились пороки и окончился грех… Говорит же сам Ангел, что семьдесят седмин лет, т. е. четыреста девяносто лет, начинаются с выхода слова об ответе и об обстроении Иерусалима, в двадцатый год царя персидского Артаксеркса…
По повелению царя Кира, давшего позволение желающим возвратиться в Иерусалим, первосвященник Иисус и Зоровавель, а впоследствии священник Ездра… пытались построить Храм, и город, и стены его, но окрестные народы препятствовали исполнению дела, как будто бы царь не приказывал этого. Поэтому работы оставались неоконченными до Неемии и до двадцатого года царя Артаксеркса… Тогда впервые повелел Артаксеркс обстроить Иерусалим; над этими работами начальствовал Неемия; и застроены были улицы и обнесены стенами. Если считать с этого времени, то окажется семьдесят седмин лет до Христа. Если же за начало брать другое время, то и времена не совпадут; и много противоречий окажется”.
Евсевий же Памфил считает, что счет седминам нужно вести от царя Кира или Дария. Ипполит Римский насчитывает семь седмин до возвращения народа и 67 седмин по возвращении до Рождества Христова. “Но времена их, — замечает здесь же блж. Иероним, — не соответствуют этому”. Климент Александрийский так говорит в “Строматах” о начале отсчета седмин: “С особым старанием должны быть исследуемы времена с первого года Дария, сына Ассуирова, до пришествия Христова”. Ему вторит и Тертуллиан: “Мы начнем с первого года Дария, потому что в это именно время было показано Даниилу самое видение”.
Тем не менее, по мнению большинства современных исследователей, единственная дата, подходящая к историческим данным, — это дата №4 (см. выше) — указ Артаксеркса Неемии, вернее не указ, а разрешение отправиться в Иудею. Вот как об этом говорит Дж. Д. Уилсон:
«Об этом распоряжении говорится во второй главе Книги Нее- шш, которая по времени относится к двадцатому году правления Артаксеркса. Хотя точные слова царя и не приводятся, содержание распоряжения устанавливается легко. Неемия слышит о бедственном положении заброшенного Иерусалима. Это вызывает у него глубокую скорбь. Царь спрашивает его о причине этой скорби. Неемия говорит ему: «…город, дом гробов отцов моих, в запустении, и ворота его сожжены огнем» (Неем. 2, 3). Царь спрашивает о том, чего желает пророк, и тот немедленно отвечает, что хотел бы отправиться в Иудею, «в город, где гробы отцов моих, чтобы я обстроил его» (Неем. 2, 5). Как видно из текста, царь удовлетворил его просьбу, и он отстроил Иерусалим. Таким образом, указ царя повелевал восстановить и заново отстроить Иерусалим. Такого указа больше нет нигде в Ветхом Завете. Книга Неемии рассказывает нам о его осуществлении. Все остальные указы, касающиеся Иерусалима, говорят лишь о восстановлении храма, и, следовательно, их нельзя использовать в качестве отправной точки для толкования пророчества«.
Указ Артаксеркса относится к 444 г. до Р. X., что вытекает из следующих соображений:
1. Неемия пишет: «В месяце нисане, в двадцатый год царя Артаксеркса» (Неем. 2, 1).
2. Артаксеркс взошел на трон в 465 г. до Р. X.
3. Дата не указана, и, следовательно, по еврейской традиции, речь идет о первом числе месяца, т. е. 1 нисана 444 г. до Р. X. По нашему календарю эта дата соответствует 5 марта 444 г. до Р. X.
Далее выясним окончание первых семи седмин:
1. Отстройка Иерусалима заняла 49 лет.
2. Ветхозаветный канон, а с ним и древнееврейские пророчества завершаются Книгой прор. Малахии, через 49 лет после 444 г. до Р. X. Если прор. Даниил прав, то от декрета о восстановлении Иерусалима (1 нисана 444 г. до Р.Х.) до прихода Мессии в Иерусалим должно пройти 483 года (69×7), причем год рассчитывается как год ветхозаветных пророков, состоящий из 360 дней, т. е. всего 173 880 дней. По истечении этих 69 седмин Сам Христос должен явиться Израилю в качестве Мессии, согласно пророчеству Захарии (Зах. 9, 9). Соответствующие расчеты находим у Хохнера, тщательно исследовавшего пророчество Даниила и связанные с ним даты, который получает дату 30 марта (10 нисана) 33 г. — т. е. дату торжественного входа Христа в Иерусалим.
По завершении 69 седмин и перед началом 70-й должно было произойти два события:
1. Гибель Мессии (Дан. 9, 26). Христос был распят 3 апреля 33 г., в пятницу, следовавшую за Его входом в Иерусалим.
2. Разрушение Иерусалима и Храма.
“После этого, — комментирует пророчество Даниила Уилсон, — римский вождь (Тит) послал армию, которая полностью разрушила Иерусалим и расположенный в нем Храм. Разрушение было полным. Храм был не просто осквернен, как это было при Антиохе Епифане; он перестал существовать, и с тех пор так и не был восстановлен в Иерусалиме. Отправление еврейских обрядов прекратилось и уже не может возобновиться.
Не было священников со времен падения Иерусалима, ибо все сыны Аароновы погибли. Не стало жертвоприношений священниками, не стало искупления грехов первосвященником, поскольку в этой катастрофе погиб древний завет. Его действенность и жизненность были утрачены, когда Агнец Божий был принесен в жертву на Голгофе, но еще сорок лет продолжала существовать его внешняя оболочка. С падением Иерусалима погибла и она. Это произошло в 70 г. по Р. X.
Таким образом, пророчество Даниила о Мессии и сроке в 70 седмин отличается большой точностью. Даже если оно было сделано, как утверждают некоторые скептики, в 165 г. до Р. X., между пророчеством и предсказанными событиями прошло, по меньшей мере, 200 лет. Среди этих событий:
1. Приход Мессии.
2. Смерть Мессии.
3. Разрушение Иерусалима и Храма.
Третья часть пророчества, относящаяся к 70-й седмине, пока еще не сбылась.
Убедившись в истинности мессианского пророчества Даниила, можно положительно утверждать, что все предсказанное об Иисусе Христе за много веков до его пришествия на землю исполнилось с поразительной или, если позволительно будет здесь употребить другое слово, с математической точностью в лице Иисуса Христа.
Протоиерей Виталий Косовский
Смотрите также:
Пророк Иезекииль увидел Спаса в силах
Великопостные пророчества Исаии
Зачем христианам «псалмы проклятия»?
Find more like this: АНАЛИТИКА, События казачьей общины
Уведомление: 8 апреля — Собор архангела Гавриила | Церковь Успения Богородицы
Уведомление: Пророк Иеремия | Церковь Успения Богородицы
Уведомление: Кто мой ближний? | Церковь Успения Богородицы
Уведомление: Пророчества древнерусских икон. Архангел Михаил и рублевская Троица | Церковь Успения Богородицы
Уведомление: Пророк Иезекииль увидел Спаса в силах | Церковь Успения Богородицы
Уведомление: Евангелие о любви | Церковь Успения Богородицы
Уведомление: Апокалипсис и современный мир | Церковь Успения Богородицы