Кто согрешил, слепец или родители его? Снова о фарисеях и субботе

by on 08.06.2024 » Add the first comment.

Евангелие недели о слепом ставит нас лицом к Лицу с Богом, в нем выступают очень многие важные для нашей духовной жизни темы. С одной стороны, восходящие еще к новозаветному прошлому, а с другой — обращающие взор к нашему настоящему.

Слово на воскресное Евангелие протоиерея Георгия Митрофанова в неделю 6-ю по Пасхе.

Ин., 34 зач., IX, 1-38.

Иисус идет со Своими учениками, и они видят слепца. Вы знаете, что подобного рода картинки сейчас нам трудно представить, но для людей той поры видеть довольно часто больных, увечных, бездомных людей… такие картины были постоянной составляющей жизни для многих. Это даже не вызывало особого удивления, недовольства. Тем более, что такие люди старались быть там, где им не грозила опасность быть побитыми, изгнанными, арестованными, заключенными в узы за то, что вот они такие и мешают людям жить. Мы живем в другое время, когда даже в нашей стране для таких людей находятся какие–то учреждения, где им пытаются облегчить страдания. Ну, в каких–то странах в большей степени, в нашей стране, может быть, в меньшей степени пока это получается. Но мы избавлены от этого постоянного созерцания человеческой немощи, человеческого страдания, человеческой боли.

И вот, обратите внимание, что апостолы, проходя мимо слепца, задают, дерзну сказать, почти с фарисейским равнодушием к нему, вопрос своему Учителю о том, почему этот слепец болен. Причина ли в том, что он грешен, это наказание ему за грех? Или грешны были его родители, и он искупает их грехи? Я подчеркиваю, может быть, слишком резко прозвучавшее слово «фарисейский», потому что они мыслят в этот момент в парадигме того самого ветхозаветного закона, с которым они выросли и от которого освободил их Христос, и обратите внимание, что апостолы, надо полагать, люди весьма даже чуткие, сострадательные, в тот момент правильно мыслят, но мыслят как богословски просвещенные нехристи, ибо при этом они вдруг теряют совершенно естественное чувство сострадания. А для Христа не важны богословские рассуждения на тему того, что стало причиной страданий слепого. Ему в тот момент, пришедшему в мир, чтобы созидать Свою Церковь на принципах сострадания и любви, важно совсем другое: чтобы не абстрактная мысль о причине болезни, а потребность исцелить эту болезнь, облегчить эту болезнь проникла в души Его учеников.

И, тем не менее. Он как Учитель не допускает методической ошибки: не начинает обрушивать на них Свой гнев, а в который уже раз объясняет им спокойно, сдержанно, преодолевая их непонимание, что не грех этого человека, не грех его родителей стали причиной болезни. А болезнь эта призвана явить славу Божию. И далее мы знаем, что происходит. В пустые глазницы слепца Он вкладывает брение, то есть скрепленный слюной кусок земли, ибо глазницы слепого пусты, и тот, омыв себя водой в Силоамской купели, прозревает. И вот что очень важно отметить. Болезнь, как говорит Спаситель, должна была явить славу Божию.

И в чем эта слава Божия? На самом деле, не только в том, что Христос чудесным образом исцеляет слепца. А в том, что происходит с этим слепцом дальше. В том, что от рождения слепой, а значит, уже по своему положению во многом ограниченный человек, в том числе ограниченный и интеллектуально, вырос, наверно, в семье, которая воспринимала подчас его как бремя своей жизни. В евангельском чтении проходит тема его семьи, и даже в том кратком, кажется — поверхностном, описании отношений родителей со своим сыном мы видим, что здесь не было, видимо, каких–то глубоких добрых отношений. Устали эти немолодые родители от сына, обременявшего их жизнь своей неизлечимой болезнью. И вот этот человек, обделенный очень многим в своей жизни, вдруг на наших глазах преображается в подлинного ученика Христова, который многие вещи понимает, многие вещи чувствует, и который выступает, дерзну сказать, апологетом Христа гораздо более и в чем–то выразительнее, чем даже некоторые апостолы выступали в Евангелии.

Смотрите также:
Об исцелении в субботу

Да, произошло нечто экстраординарное. В принципе, такие чудесные случаи исцеления в Ветхозаветной Церкви всегда отслеживали, фиксировали, потому что в конечном итоге Ветхозаветная Церковь жила с ощущением присутствия Бога на земле и ожидала чудес. Но как только начинаются выяснения этого чуда, опять начинаются привычные фарисейские словесные хитросплетения, призванные отвратить от понимания сущности происшедшего. И исцеляет не тот, и исцеляет не в то время, когда положено, — в субботу, день покоя. Нам подчас дается от Бога какое–то в высшей степени значимое для нас Откровение, а мы не думаем о его сути, а думаем о посторонних, второстепенных обстоятельствах этого Откровения, а потом приходим к выводу, что это совсем даже не откровение, а если откровение, то не от Бога, а самое главное, что это нас не должно ни к чему обязывать. Способность человека забалтывать высокими, подчас богословскими, рассуждениями простое ясное Откровение Божие свойственна многим верующим, что православным, что инославным. И уже выясняется, что не может быть это исцеление от Бога. Что и Христос–то не есть Христос, а какой–то сомнительный учитель. Да и слепец–то не по–настоящему добродетельный иудей, раз смеет говорить им, что его исцелил Тот, Кто не должен был исцелить, тем более в субботу.

Но мы видим, как, отвечая на изощренные вопросы хранителей отеческой веры, а ведь с таких позиций выступали фарисеи, этот простой безыскусный человек очень твердо стоит на том, что он был слеп и стал зряч, но самое главное, он был исцелен именно этим самым Иисусом. Это уже не просто констатация какого–то эмпирического факта, не просто желание этого несчастного, пребывавшего всю жизнь в слепоте человека противостоять сильным мира сего, духовной элите его общества. Это стояние за правду. А с другой стороны, явление благодарности человека Богу.

Казалось бы, благодарность — такое естественное человеческое чувство. Много–премного оно значит в жизни церковной. На самом деле, это редкое чувство и редкий, как выясняется, дар. Ибо очень часто бывает, на самом–то деле, что мы глубоко неблагодарны не только по отношению к друг другу, но и по отношению к Богу. Вы скажете, ну что же это за корыстный Бог, Которому нужна человеческая благодарность? Нет. Здесь не просто речь идет о благодарности. Речь идет о большем. В благодарности этого слепца по отношению ко Христу проступает его верность Христу, его вера во Христа. Его осознание того, что, казалось бы, все мы должны осознавать, но чего, как правило, не делаем — осознание того, что все лучшее в нашей жизни дается нам от Всевышнего. Когда мы констатируем, что мы чувствуем, как Бог любит нас, мы уже воздаем Ему наш главный дар: дар взаимной любви. А начинается это подчас вот с той самой благодарности. Благодарность идет рука об руку с верностью, и из них вырастает любовь.

И вот обратите внимание, как многократно фарисеи пытаются склонить этого вчерашнего слепца к лжесвидетельству. К лжесвидетельству во благо церковное, как кажется им, как они сами понимают это благо. А слепец противостоит им, противостоит весьма даже вдохновенно и, я бы сказал, дерзновенно. Когда они в очередной раз принуждают его рассказать, как произошло исцеление, он говорит им: «Что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?» Это был вызов, за который легко было ухватиться. И тогда привлекаются родители. По недавним нашим ещё историческим воспоминаниям мы знаем, как подчас легко было воздействовать на тех, от кого хотели получить какие–то показания, используя их близких, шантажируя их. Извечный прием злодеев всех времен и народов. И вот мы видим, как родители, которые должны были бы возрадоваться исцелению сына, оставаясь обыкновенными, простыми, нормальными людьми, понимая, что учителя требуют от них вполне определенных показаний, предают своего сына и предают вместе с ним Христа, исцелившего его. Оставаясь вполне добропорядочными, вполне послушными своим духовным учителям верующими людьми.

И опять перед нами разверзается одна из трагических, но, увы, нередких историй религиозной жизни человечества. Ничего не остается учителям народа, как либо убить, либо ослепить этого слепца. Но тогда ситуация так не сложилась, и они просто прогоняют его. А исцелившийся слепец идет ко Христу. И идет, опять–таки рискуя очень многим. В конце концов, он и так исполнил свою миссию до конца. Он практически исповедовал Христа как чудотворца пред сильными мира сего, рискуя очень многим. Ну почему бы сейчас, прозрев, получив все, что можно, и воздав славу Богу, не уйти от Него? Не уйти в наконец открывшуюся для него нормальную человеческую жизнь? Чтобы забыли о нем учителя народа, а заодно тот самый целитель, исцеливший его. Но слепец уже не может быть без Бога, без Христа, что бы его с Ним ни ожидало. Он идет к Нему и исповедует Его как Сына Божия.

Однако и концовка сегодняшнего Евангелия должна быть для всех нас очень примечательна. На самом деле, творя по отношению к нам милости, милости, которых мы часто не замечаем, Христос ждет от нас отзвука сердечного не потому, что Он корыстен, не потому, что Ему от нас что–то надо, а потому что, отзываясь на дары Божии нам, мы поднимаемся над собой, мы возвращаемся ко Христу, мы начинаем жить вместе с Ним постоянно. И Он, как смиренный проситель, не насилуя нашей воли, ждет от нас благодарности Себе именно потому, что Ему с нами будет хорошо. Как и нам с Ним будет хорошо, если мы действительно будем вместе. Но это бывает крайне редко.

Крайне редко даже в Церкви переживается это ощущение пребывания со Христом и во Христе. И сегодняшнее евангельское чтение, по существу, открывает нам еще один пример того, как в общении со Христом и во Христе и прозревший слепец, так мало что понимавший, по существу, в учении своего Учителя, обретает для себя на этой жестокой, лукавой земле счастье богообщения, счастье пребывания в любви и сострадании.

Картины Дж. Тиссо

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *